Занятие Тема: « Опыты с воздухом.»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Стюрина Елена Анатольевна

Тема: « Опыты с воздухом.»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи:

•развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

•познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный) и с его значением для всего живого.

•продолжать учить отвечать развернутыми предложениями.

•активизировать речь и обогащать словарь детей.

•воспитывать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект ОД с дошкольниками

в 2 младшей группе        

Тема: « Опыты с воздухом.»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи: 

•развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

•познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный) и с его значением для всего живого.

•продолжать учить отвечать развернутыми предложениями.

•активизировать речь и обогащать словарь детей.

•воспитывать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Методы и приемы

практические:

наглядные:

словесные:

Материалы и оборудование; воздушные шары.

  • Сюрпризная коробочка.  Карта.  Рисунки-подсказки. Емкости с водой. Стаканы. Трубочки. Карточки с заданиями по ур.развития.  Полотенце. Кораблики. Клеенка Большая и маленькая. веер. 2 надутых шарика. магнитофон.

Формы организации совместной деятельности

Детская  деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, НОД  

( образовательная деятельность) в спортзале.

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные,сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги ,вопросы

Музыкально-художественная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

Чтение худ. лит.  (восприятие)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

В. Сегодня к нам прилетели два воздушных шарика. А зовут их Ах и Ох. Один веселый, упругий, большой, а другой маленький, худой и грустный.

– Ребята, как вы думаете, почему второй шарик маленький?

В. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Индив.опрос)

В. Как вы думаете, что будет внутри шарика после того как мы его надуем?

В.Откуда же берется воздух?

В. Давайте, вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту– наберите воздух в рот и выдохните В. Что вы почувствовали?

В. Ребята, шары воздушные не просто прилетели к нам в гости, они приглашают нас в путешествие. Вы хотите путешествовать?

В. Здесь есть карта. На карте указан путь по которому мы должны идти. И шарики просят чтоб мы обращали внимание на рисунки-подсказки и выполняли задания.

– Ну что готовы? Приготовились, покружились и мы оказались на начале пути.

– Надо посмотреть по карте правильно мы начали путь. Какая здесь подсказка?

В. Значит мы на правильном пути. Открываем сюрприз.

– Какое же здесь задание?

В. Правильно. Сейчас узнаем, какое же задание нас ждет.

Опыт №1.

– Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставьте ладонь. (Показ)

– Что вы почувствовали?

В. А теперь вдохните струю воздуха в трубочку опущенную в воду. Что происходит?

В. Значит, и из трубочки, и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем.

– Что выходит из трубочки, и из шарика? (Повторение)

– И с этим заданием справились. Следуем дальше. Какая здесь подсказка?

– Значит, сейчас мы с вами отдохнем.

– Ребята, пос

мотрите, что находиться вокруг нас?

 (Упражнение для глаз)

– Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз.

– Действительно нас окружает разнообразная мебель, игрушки, книги.

– Отдохнули? Следуем дальше по карте. Какая здесь подсказка?

Опыт №2.

В. Присядем на палас и узнаем задание. Возьмите веер и помашите перед собой.

– Что вы почувствовали?

В. Как он возникает?

В. Значит, что находится кроме мебели, игрушек вокруг нас?

В. Для чего он нужен человеку?

В. Скажите вы видите воздух вокруг нас?

В. И с этим заданием справились.

(Дети садятся за столы. Включаю музыку)

– Ребята что вы слышите?

В. Ветер по морю гуляет, волны поднимает. А теперь сядьте красиво, спинки выпрямили. Представьте, что вы настоящие капитаны и перед вами ваши корабли.

– Какое же задание нас ждет?

Опыт №3.

В. Опустите кораблики на воду. Смотрите, они плывут или стоят на месте?

В. Что мы можем сделать, чтобы кораблики поплыли?

Д. Подуть на них.

В. Давайте, подуем.

– Что же двигает наши кораблики?

В. А откуда берется воздух?

В. Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?

В. А теперь глубоко вдохните, наберите воздух и быстро выдохните.

– Поплыли кораблики быстрее? Получилось?!

– Наше путешествие заканчивается. На карте я вижу последнюю подсказку. Написано поиграйте в интересную игру«Раздувайся пузырь».

Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем воздух.

Хороводная игра «Раздувайся пузырь».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

– Вот и закончилось наше путешествие. Скажем спасибо воздушным шарикам?

В. Скажите пожалуйста, что нас окружает кроме мебели, игрушек, книжек?

– А кто не может жить без воздуха?

– А воздух имеет цвет?

Д. Нет не имеет. Он бесцветный. (Повторение)

В. Мы его видим?

В. Какой он?

– Молодцы! Вы все верно поняли.

Д. В нем нет воздуха, он сдулся. (Повторение)

Д. Посильнее надуть

Д. Воздух (Индив. и хоров. повторение)

Д. Мы его выдыхаем (Индив. и хоров. повторение)

(Дети выполняют)

Д. Движение воздуха (Индив. повторение)

Д. Да, хотим

Д. Сюрприз.

Д. Вода

Д. Стакан с трубочкой.

Д. струю воздуха.

Д. Выходят пузырьки – это воздух. (Повторение)

Д. Глаза.

Д. Столы, книги, мебель.

Д. Веер.

Д. Ветерок. (Повторение)

Д. Это движется воздух.

Д. Воздух. (Повторение

Д. Чтобы дышать. (Повторение)

Д. Нет, не видим.

Д. Шум моря.

Д. Стоят на месте.

Д. Воздух. (Повторение)

Д. Мы его выдыхаем.

Д. Посильнее подуть.

Д. Да.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Д. Нет, не видим.

Д. Невидимый.

•развивается познавательная активность в процессе экспериментирования.

•знакомятся со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный) и с его значением для всего живого.

•активизируется речь и обогащается словарь детей.

•воспитывается желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Оборудование:

Воздушные шарики, трубочки, таз с водой, мыльные пузыри, пакеты полиэтиленовые, стаканчики, таз с водой, кораблики, вертушка.

Карточка  №1

Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их, развивая мелкую моторику. Дети делают вывод (совместно с воспитателем) о том, что везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.

Карточка №2

Опустив коктельные трубочки в мыльный раствор, и выдохнув через нее воздух, Вместе с педагогом дети делают вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуются пузыри. Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя, а значит воздух внутри нас. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

Карточка №3

Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. Выясняем почему лопается пузырь, в каплю воды попадает воздух, чем его больше тем больше пузырь, лопается мыльный пузырь когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку. Надувать нужно осторожно долго его не прикасаться

Карточка №4

Воспитатель рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через нос или рот, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через трубочку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить) .  

Карточка №5

Воздух можно почувствовать, для этого нужно взять коктельную трубочку, подставить ладошку и подуть на нее через трубочку, чем сильнее мы дуем, тем ладошка лучше ощущает поток воздуха

Карточка №6

«игры с воздушными шариками»: один упругий, потому что сильно надут, а другой — мягкий, потому что надут слабо. Дети играют с обоими шарами и выясняют, с каким удобнее играть и почему. внутри человека есть воздух, который он вдыхает извне и постепенно выдыхает. Внутри надутого воздушного шарика тоже есть воздух, который туда попал при выдохе человека. Чем больше воздуха в шарике, тем он более упругий.

Карточка №7

Ветер есть не всегда, если мы вертушку вынесем на улицу в ветряную погоду, то она закрутится. Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветра. Это можно проверить, если с силой дунуть на вертушку. Предложив детям сделать ветер, вертушка закрутилась.

Карточка №8

Игра «Мы дышим» Предложить детям положить ладошку на грудь, вздохнуть и почувствовать, как грудная клетка поднимается, выдохнуть и почувствовать, как она опускается при выдохе - это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Человек и все живое на земле не может жить без воздуха

Карточка №9

Объяснив детям, что на море бывают волны, из- за того что дует ветер, высота волн зависит от силы ветра, чем сильнее ветер тем выше волны. Предлагаю детям превратиться в ветер. Совместно с детьми сделали вывод чем сильнее дуть тем больше волны, ветер приводит кораблики в движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Опыты с воздухом.»

План - конспект НОД с дошкольникамив 1 младшей группе  Тема: « Опыты с воздухом.»...

Конспект занятия Тема: «Как увидеть воздух».

НОД в старшей группе (область  Познавательное развитие)...

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»

Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...

Конспект Опытно – экспериментальной деятельности Тема: «Опыты с воздухом»

Конспект по опытно - экспериментальной деятельностис детьми подготовительной группы«Опыты с воздухом»Конспект данной деятельности разработан для проекта «Три стихии: огонь, воздух и ...

Тема: «Опыты с воздухом».

Мы решили с детьми провести опыты с воздухом и на практике всё понять. Это оказалось не сложно, так как дети по своей природе исследователи. И, по-моему, нам это удалось. Дети самостоятельно выявили, ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА:"Великий невидимка – воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

Актуальность:Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектам...