Методическая разработка "Весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе будет тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них. Если овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Приобретенные в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. Цель проекта: Формирование элементарных представлений о весне: сезонных изменениях в живой и неживой природе, через организацию всех видов детской деятельности. Задачи проекта: Образовательные: - Формировать у детей элементарные представления о весне. - Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать формированию интереса к природе. - Развивающие: Развивать и обогащать словарный запас детей по теме проекта. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой и познавательно – исследовательской деятельности. Развивать творчество детей через продуктивную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vesna_ml.gr_.dlya_attestatsii.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Проект на тему: "Весна"

ГБДОУ детский сад №138 Выборгского района города Санкт -Петербурга

 

 

  Воспитатель:

Змитрович Татьяна Витальевна

Санкт – Петербург

2023 год

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Срок проекта: краткосрочный –2 недели.

Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: у детей имеется недостаточно знаний о времени года – весне; не знают правил безопасного поведения в весенний период времени.

Актуальность: Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе будет тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них. Если овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Приобретенные в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе.

Цель проекта: Формирование элементарных представлений о весне: сезонных изменениях в живой и неживой природе, через организацию всех видов детской деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Формировать у детей элементарные представления о весне.

- Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Способствовать формированию интереса к природе.

- Развивающие:

Развивать и обогащать словарный запас детей по теме проекта.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой и познавательно – исследовательской деятельности.

Развивать творчество детей через продуктивную деятельность.

Методы:

Наблюдение, исследование, экспериментирование, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Предполагаемые результаты:

Дети:

Расширение кругозора и знаний детей о весне, как о времени года и её признаках.

Развитие познавательного интереса к изучению природы.

Развитие интереса к экспериментированию.

Развитие связной речи, обогащение словаря.

Воспитание бережного отношения к живой и не живой природе.

Повышение уровня информированности и интереса родителей к теме «Весна».

Участие родителей в проекте:

Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком (посадка лука, луковичных цветов, посещение парковых и лесных зон с детьми, экскурсия в ботанический сад на выставку тюльпанов и декоративной экспозиции «Сиреневая терапия», изготовление скворечников…).

Станут активными участниками реализации проекта.

Воспитатели:

Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса, на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта.

Определение цели и задач проекта.

Подбор материала необходимого для реализации проекта: методической, художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр, книг по теме.

Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

 Предварительная работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Оформление папки – передвижки; размещение справочной информации по тематике бесед ВК.

Основной этап:

Беседы: «К нам пришла весна», «Опасные сосульки», «Весенний лес», «Насекомые», «Перелётные птицы», «Для чего нужны скворечники?», «Животные весной», «Первоцветы».

Чтение художественной литературы: «Если снег повсюду тает…»

Е. Карганова, «Март» В. Берестов, «Подснежники», «Возвращаются певцы» Г. Ладанщиков, «Весна» И. Токмакова, «Весна» С. Маршак, «Пришла весна…» Л. Толстой, «Весна» А. Плещеев, «Ласточка» Б. Заходер, «Весна пришла» Е. Благинина, «Детская сказка о весне» И. Ревю, р. н. с. «Заюшкина избушка», «Сказка о весне» Г. Скребицкий.

Песенки, потешки: «Как у нашего кота», «Жили у бабуси», «Травка муравка», «Заря заряница», «Тень тень потетень», «Иди весна, иди красна».

Загадки, пословицы, поговорки, приметы о весне.

Рассматривание иллюстраций о весне, перелетных птицах, насекомых.

Альбомы для рассматривания: «Времена года», «Красавица Весна», «Насекомые», «Перелетные птицы».

Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Весенняя капель», «Птицы прилетели».

Цикл наблюдений: «Кто помогает деревьям расти?», «Почему разные почки на деревьях?», «Чем отличается елочка от березки весной?»,

«Насекомые весной», «Как ведут себя птицы весной?».

Наблюдение за состоянием погоды: за небом, за снегом, за деревьями, птицами, насекомыми, за явлениями природы, характерными для наступления весны: сосульки, ледоход, проталины.

Сюжетно - ролевые игры: «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Семья», «Цветочный магазин».

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто где живёт?», «Оденем куклу на прогулку», «Кого разбудило солнышко?», «Разрезные картинки», «Подбери картинку», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные».

Экспериментирование: «Посадка лука; посев семян», «На какой стороне крыши сосульки тают быстрее?», «На каких ветках быстрее появятся листочки?».

Физическое развитие:

Подвижные игры на прогулке: «Птички в гнездышках», «Солнечные зайчики», «Перелетные птицы», «Через ручеек», «Кошка и цыплята», «Скворечники», «Солнышко и дождик», «Поймай комара», «Медведь».

Пальчиковые игры: «Пришла весна», «Иди, весна, иди, красна», «Божья коровка», «Птичка», «Цветы».

Рисование: «Весенняя капель», «Тюльпаны»,

Аппликация: «Скворечник», «Пушистая верба»

Лепка: «Птенец в гнезде», «Весенние цветы»

Конструирование: «Скворечник для птиц», «Стрекоза», «Божья коровка».

Раскрашивание раскрасок по теме: «Весна».

Работа с родителями:

- Выставка скворечников: «Встречаем гостей».

- Подготовка детей к конкурсу стихов: «Весна пришла.

Заключительный этап:

- Проведение открытого мероприятия для родителей и педагогов: «Весна».

- Выставка поделок и рисунков: «К нам пришла весна».

- Развешивание скворечников на деревьях участка детского сада.

В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире, дети овладели конкретными знаниями: научились делать простейшие выводы, поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

Приложение

Конспект НОД во второй младшей группе: «Весна пришла».

Цель: формировать у детей знания о сезонных изменениях в природе весной.

Задачи:

1. Образовательные: способствовать расширению представлений детей об изменениях в живой и неживой природе с приходом весны, отличать ее характерные признаки.

2. Развивающие: развивать наблюдательность, познавательный интерес, мышление, воображение, внимание, речь; мелкую моторику.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности:

- Игровая

- Познавательная

- Коммуникативная.

Предварительная работа: экскурсии, наблюдения за изменениями в природе весной; рассматривание иллюстраций по теме: «Весна»; разучивание стихотворений: «Март» Г. Зеленкиной, «Апрель» И. Зимина, «Распускаются цветочки» Е. Ранневой; Д/и.: «Сложи картинку», «Какой птицы не стало?», «Когда это бывает?», «Угадай, что звучит?»; разучивание танца «Поссорились, помирились».

Материал для занятия: шкатулка с конвертом и письмом внутри; картинки с изображением весенних и зимних примет; указка; аудиозапись «Весна» и «Поссорились, помирились»; чудесный мешочек; ширма, поднос, птичка – свистулька, пустой флакон, 2 чашки (одна наполнена водой), целлофановый пакет, металлическая пластина; 3 разрезанные на 6 частей картинки: «Цветы».

Воспитатель – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!

Давайте порадуемся солнцу и птицам (тянутся на носочках),

И вашим веселым, приветливым лицам (улыбаются друг другу),

Всем взрослым, что в гости сегодня пришли,

«Доброе утро»,- скажем все мы! (машут руками и улыбаются гостям).

- Ой, посмотрите, а что это за сундучок здесь стоит? Красивый, необычный, давайте откроем его. Здесь какое -  то письмо, на нем написано: «Ребятам 10 группы». (вскрывает конверт, читает:

«Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?». (Весной).

- Вот, кто прислал письмо – это Весна – красна! Слушайте дальше, что она пишет: «Найдите и назовите весенние приметы, которые я спрятала среди других картинок, тогда я сама приду к вам в гости.»

  -А где же картинки? Наверное, здесь (воспитатель снимает покрывало со стола), да, это они. 1,2,3, картинку с весною скорее найди. (Дети находят, поясняют свой выбор, устанавливают картинку на наборное полотно).

В – ль – Молодцы, ребята, вы выполнили задания. Теперь садитесь на стулья и смотрите, что будет дальше…

Звучит музыка, входит Весна.

Весна – Здравствуйте, ребята, я пришла, как и обещала. Вы много признаков моих назвали, за это я принесла вам свою любимую игру. Которая называется «Угадай, что звучит?», хотите в нее поиграть? (Весна садится за стол, на котором стоит ширма, скрывающая от детей предметы, имитирующие звуки: ветра (пустой флакон), дождя (металлическая пластина), капели (пипетка, миска с водой), пения птиц (птица –свистулька), хруста снега (целлофановый пакет). Дети отгадывают звуки.

Весна – Вы все угадали, но мне вдруг стало грустно.

В –ль – Почему, Весна?

Весна – Я вспомнила, что снег и холод не дают расти моим цветочкам, зеленой травке…

          Из –за этого я ссорюсь с Зимой, которая не хочет уходить и уступать мне мое место.

В –ль -  Не грусти, Весна, мы с ребятками покажем тебе, как вам с Зимой помириться. (дети встают парами врассыпную по группе).

Физминутка. Танец: «Поссорились – помирились».

(Дети сели на стулья).

Весна – Спасибо, ребята, здорово придумали! Я потом пошепчусь с Зимой, обниму ее и тогда она точно уйдет на целый год. А затем снова вернется, ведь вы любите ее забавы.

В –ль – Это будет еще не скоро. А сейчас у нас время года – весна. Сколько весенних месяцев? (3), назовите их (март, апрель, май).

- Март называют – ПРОТАЛЬНИК, почему у него такое называние? (Солнце ярче греет, снег тает, из – под него появляются островки земли).

Дети читают стихотворение Г. Зеленкиной «Март».

- За мартом идет апрель, его называют – СНЕГОГОН, почему его так называют? (Снег тает, бегут ручьи, кругом лужи…).

Дети читают стихотворение И. Зимина «Вот апрель».

- Май – ТРАВЕНЬ. Почему у него такое название? (Всюду много травы, расцветают цветы…).

(дети читают стихотворение Е. Ранневой «Распускаются цветочки»).

Весна – Какие вы молодцы! А, кто возвращается к нам из теплых краев и зачем? (перелетные птицы, чтобы вывести птенцов). Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови перелетных птиц», только слушайте внимательно, передавая мяч друг другу, повторять уже названную птицу нельзя.

- Хорошо мы поиграли, но мне надо спешить, ведь кругом так много работы, я не успеваю повсюду раскрыть почки, цветы…

В –ль - А, давайте поможем Весне, ребята! У нас есть разрезные картинки - «Цветы», вы их сложите и подадите сигнал всем цветам на полянках, что им пора распускаться. Порадуем Весну? (Дети, 3 подгруппы, складывают на столах 3 разрезные картинки, из 4 - 6 частей, озвучивают названия цветов).

Весна – Какие вы замечательные помощники, теперь мне легче будет справиться со своими делами. Спасибо вам. До свидания, ребята! (Дети прощаются).

В –ль –Я очень рада за вас, ведь вы очень старались, были внимательными и дружными! А, самое главное, научили, как помириться Весне с Зимой, чтобы у нас стало тепло и солнечно! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по ознакомлению дошкольников с признаками весны с использованием ИКТ " К нам весна шагает"

Материал по знакомству детей с основными признаками весны с использованием ИТК. Основной упор на словарную работу с детьми.Основная цель - познакомить с ранними признаками весны, закреплять умение наб...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...

Дифференциация звуков Ж-Ш в предложениях. Презентация к методической разработке "Весна в лесу"

Данная презентация может быть использована при проведении подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков Ж-Ш в предложениях...

Методическая разработка "Весну- Красну зовем" для детей 5-6 лет

Каждый год мы с нетерпением ждем прихода Весны, но зачастую ожидание растягивается по времени. Мы решили сами приблизить приход Весны, как с давних пор делали это наши предки, используя  русские...

Методическая разработка "Весна"

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области "Познавательное развитие" с использование игровых...

Авторская методическая разработка "Весна идет, весне дорогу!"

Интерактивный игровой сеанс "Весна идет, весне дорогу!"...