Нод для детей старшей группы "Есть у каждого свой дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сокова Марина Евгеньевна

Конспект занятия по окружающему миру. В нем дети узнаю о многообразии жителей природы и учаться беречь природу ее ресурсы и всех жителей этого большого дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД по окружающему миру21.83 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по окружающему миру «Есть у каждого свой дом»

Цель:

  • Способствовать формированию понятия – “природа как общий дом”, воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных.
  • Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
  • Совершенствовать речь детей, расширять запас слов, упражнять в подборе прилагательных (синонимов).
  • Развивать творческое воображение, мелкую моторику, закрепить конструктивные навыки.

Материал: воздушные шары с изображением на них различных животных; картинки с животными; аудиокассеты с записью П. Мориа “В мире животных”; “Птичий концерт”; “Красная книга”, макет дома

Предварительная работа: просмотр видеоматериала из серии “В мире животных” чтение рассказов о животных и птицах; знакомство с пословицами, поговорками, загадками; наблюдения в природе и беседы об увиденном; настольные игры “Кто где живёт?”, “По материкам и океанам”, “Лото” (дикие и домашние животные); изодеятельность детей.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня у нас интереснейшее занятие. Мы с вами будем говорить о наших “соседях”, обитающих рядом с нами, о “братьях” наших меньших, о природе и тех, кто и где в ней живёт. Дома есть не только у нас, у людей, но и у всех животных населяющих нашу планету. И тема нашего занятия “Есть у каждого свой дом”. Не верите, тогда давайте совершим увлекательное путешествие в мир дикой природы, и узнаем, кто где живёт.

III. Ход занятия.

(Звучит музыка П. Мориа “В мире животных”. Дети входят в группу и находят множество воздушных шаров, на которых изображены различные животные, рыбы, птицы, растения, а также табличку с надписью “Природа”. Вместе с воспитателем читают слово, написанное на табличке.)

Воспитатель: Природа – это общий дом для всего живого и у этого дома разноцветные окна, разные стены, и необыкновенно прозрачная крыша. Посмотрите, как вы думаете, что она вам напоминает?

Дети: Небо.

В доме загорается голубое окно

Воспитатель: Что может символизировать голубой цвет?

Дети: вода.

Стихотворение «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

(Показать детям плакат «Круговорот воды в природе)

Воспитатель: Вода нужна всем: и растениям, и человеку, и животным, и птицам. Но есть те кому она просто необходима. Послушайте, пожалуйста, загадки о жителях этого прекрасного голубого дома и отгадайте их.

Загадки:

В скорлупе, да не яйцо,

Есть усы, но где лицо?

О шести ногах ползун,

Хоть беззубый, но цапун,

Выступает боком, криво,

Бойко пятится на диво.

                                    (Рак)

Суматоха на речушке

От зари и до зари:

Тараторят здесь подружки

И пускают пузыри.

                                (Лягушки)

Дом ее на дне реки.

Вместо лапок — плавники.

Радостна ее улыбка —

Не попалась в сети...

                                     (Рыбка)

Воспитатель: Давайте сыграем в игру. Сейчас мы все превратимся в рыб и будем искать свой домик. (проводится игра)

«Рыбки плавают в водице». Ставятся модели (речные, морские) – это домики для рыб. Читается стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Проверить друг у друга, правильно ли все приплыли к своим домикам.

Воспитатель: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны. Без воды все живое может погибнуть, а земля может заболеть. А ведь она тоже является для кого-то домом.

В доме загорается коричневое окно

Воспитатель: Может этот дом покажется мрачным, серым и неуютным, но он очень нравится его жителям. А вот кто они постарайтесь узнать.

Загадки.

Роет он в земле ходы,
Чтоб добыть себе еды,
Любит свёклу и морковку,
Корешки сгрызает ловко.
Он слепой. Глаза ему
Под землёю ни к чему.
Перерыл весь огород!
Догадались? Это (Крот) !

Длинный, мягкий и худой,
Он живёт в земле сырой.
Только в небе солнце всходит,
Он домой к себе уходит.
Но лишь дождичек пойдёт,
Он на улицу ползёт…
Удивительный чудак,
Этот дождевой…
(Червяк)

Воспитатель: Крот и червяк живут в земле и стараются сделать его лучше. Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает и все обитатели земли живут в дружбе и согласии. Сейчас, я прочитаю отрывок из сказки Н.Павловой «Большое чудо»:

«Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда.

 Но однажды, после сильного летнего ливня, дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу.

Земля была мокрой и мягкой. Солнце ласково светило сквозь облачко. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось, будто он сам нарочно вылез поглядеть на белый свет. Он так и сказал: «Я пришёл посмотреть, как вы все тут живёте». «Ну что ж, посмотри, - вежливо ответили ему травы и деревья. Они знали его и любили: ведь он жил в большой дружбе с их корнями. – Поползай по земле и увидишь много чудес». »

Воспитатель: Обратите внимание на наш дом, в нем загорелось зеленое окно. Как вы думаете, что бы это значило? Кто хочет нам рассказать о себе?

Дети: Лес

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в лесных жителей и немного разомнемся (проводится физкультминутка)

«Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте)

Вот лиса идёт по лесу

Кто ж там скачет интересно? (Потягивание - руки вперёд)

Чтоб ответить на вопрос

тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Бег на месте)

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают. (Ходьба на месте)

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса. (Потягивание - руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает)

Воспитатель: А как вы думаете, кто главный житель леса?

Дети: Дерево

Воспитатель: Дерево – укрытие для многих лесных жителей. А лес дом, и для птиц, и для животных, и для насекомых. Но люди иногда плохо относятся к нему. Сегодня я хочу показать вам Красную книгу и рассказать о ней. Что такое Красная книга? Первое, что приходит на ум, это книжка с красной обложкой. И конечно, так и есть! Но почему книгу так назвали, «красной», неужели только из-за обложки? Однако, все бы книжки назывались по цветам их переплетов!

Но вот Красная книга — это особенное издание. Потому что в ней собраны редчайшие, а главное, исчезающие виды животных и растений. Другими словами, Красная книга – это памятка человеку о том, что нужно оберегать и на что срочно обратить внимание!

Что мы можем сделать, для сохранения природы?

Предположения детей, на основе которых записываются правила поведения в лесу.

Правила поведения в лесу

Если вы пошли прогуляться в лес, или направились в поход с родителями, ходите только по тропинкам. Бережливо относясь с растущим под вашими ногами растениям.

Никогда не ломайте ветки деревьев, кустов и не обдирайте с них кору и листья!

Не трогайте гнёзда птиц. Многие потом бросают своих птенцов из-за чужого запаха.

Не ловите жучков и других насекомых и не ломайте грибницы. Кроме того, если вы собираете грибы, их нужно обязательно аккуратно срезать ножиком, а не вырывать с земли. Чтобы сохранились корни.

Не рушьте муравейники и не рвите паутину. Помните, это целые дома, для насекомых!

И конечно, всегда тушите за собой костёр и уносите мусор в пакетах из леса, чтобы потом выкинуть его в специальном месте (мусорном контейнере).

Воспитатель: Вот так просто, бережно относясь с окружающей природе, вы поможете сохранить её в первозданном виде! И сделать наш дом красивым, полным прекрасных растений, цветов и конечно, добрым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста: «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок!»

Формирование у детей осознаного и ответственого отношения к выполнения правил пожарной безопасности....

Развлечение по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста: «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок!»

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситу...

Открытое музыкально - творческое занятие для детей и родителей старшей группы "У каждого свой инструмент"

МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «У КАЖДОГО СВОЙ ИНСТРУМЕНТ» приобщает участников  мероприятия к музыкальной и к национальной культуре, развивает и...

Занятие в старшей группе «У каждого свое имя»

В период дошкольного детства в мышлении детей происходит изменения, расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции. Появляются новые знания и умения, а, значит, совершенствуется речь. Од...

Развлечение по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста: «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок!»

Закрепить знания правил пожарной безопасности, привить навыки осторожного обращения с огнем, воспитать чувство ответственности....

Развлечение для детей старшей группы «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды»

«Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды» Цель праздника: воспитание у дошкольников любви к нашей единой Родине – России! Задачи Обучающие: формировать у старших дошкольников понимание прин...

Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Каждый парень – воин бравый»

Программные задачи:- Развивать умение действовать в команде- Воспитывать чувство патриотизмаОборудование: дуги (6 шт.), 4 листа картона, конусы (10 шт.), обручи (2 шт.), флажки.Участники: 2 команды ма...