Проект "Удивительные камни"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Звягинцева Елена Анатольевна

познавательный проект по ознакомлению с природным окружением "Удивительные камни"  для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_kamni.docx813.48 КБ
Файл kartoteka_kamney.docx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект в подготовительной группе 

«Удивительные камни»

Автор: Звягинцева Елена Анатольевна

Воспитатель МКДОУ «Детский сад №11» ст. Новомарьевской

2022 - 2023

Паспорт проекта.

1. Название проекта: проект «Удивительные камни»

2. Автор проекта: воспитатели подготовительной группы Звягинцева Е.А.,

3. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: дети подготовительной группы 6-7 лет.

4. Участники: дети, родители и педагоги группы

5. Тип проекта: познавательный, краткосрочный (2 недели).

6. Сроки проведения проекта: 12.12.2022г. – 23.12.2022г.

6. Форма проведения: групповая.

Актуальность проблемы:

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост.

Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родной страны.

Непосредственное общение с камнями способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе знакомства с разнообразием мира камней.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.

Развивающие:

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители. 

Воспитательные:

Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;

Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Основные формы реализации проекта: ОД, беседа, экспериментирование, работа с родителями.

Предполагаемый результат:

Дети: дети могут называть свойства камней;

имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней;

знают о пользе камней в природе и жизни человека;

могут находить сходства и различия у камней;

дети составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный и наглядный материал.

Родители: Активное участие в создание мини-музея «Кладовая природы» в группе.

Продукт проекта: мини-музей «Кладовая природы»,

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

1. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

2. Подбор дидактического и методического оснащения проекта.

Практический

1. Беседы с детьми.

2. ОД.

3. Экспериментирование.

4. Работа с родителями.

Заключительный

Анализ проведенной работы.

Содержание работы по образовательным областям.

Познавательное развитие

Беседы с детьми:

«Нужен ли камень человеку?»

«Что мы знаем о камнях»

«Драгоценные камни»

«Как появляются камни»

«Правила поведения в музее»

Рассматривание иллюстраций в различных книгах, энциклопедиях.

Экспериментирование:

«Какой камень тяжелее?»

«Пирамида из камней»

«Тонет-не тонет?»

Опыты:

Может ли камень издавать звуки?

Меняют ли камни цвет?

Рисующие камни.

Прочный камешек.

Почему камни бывают разноцветными?

Как вода камень точит?

Дидактические игры:

«Что для чего»

«Что лишнее?»

«Найди пару»

«Продолжи ряд»

Речевое развитие

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки» «Как живут камни» Е. Чуйко

П. Бажов «Серебряное копытце».

Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «В поисках клада», «Мы геологи»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование по замыслу «Превращение камешков» (роспись на камнях)

Физическое развитие

Подвижные игры «Царь горы», «Найди свой камень»

Механизмы реализации проекта.

Развивающая среда

1. Оформление в группе уголка по теме проекта.

2. Подобрать коллекцию камней.

3. Подобрать произведения художественной литературы по теме проекта.

Самостоятельная деятельность детей 

• 1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах.

• 2. Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски).

• 3. Сюжетно-ролевые игры.

Совместная деятельность 

• 1. Чтение сказок, рассказов, заучивание потешек и стихотворений.

• 2. Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях.

• 3. ОД

• 4. Дидактические игры.

• 5. Экспериментирование.

• 6. Подвижные игры.

Работа с родителями

1. Консультации для родителей.

2. Помощь в создании коллекции камней.

Перспективный план реализации проекта.

1 неделя

Название мероприятий

Ответственный

Понедельник

12.12.2022г.

1. беседа «Нужен ли камень человеку?»

2. опыт: Может ли камень издавать звуки?

3. дидактическая игра: «Что лишнее?»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Вторник

13.12.2022г.

1. ОД «Эти удивительные камни»

2. экспериментирование: «Какой камень тяжелее?»

3. подвижная игра: «Царь горы»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Среда

14.12.2022г.

1. беседа «Как появляются камни»

2. опыт: Меняют ли камни цвет?

3. дидактическая игра: «Найди пару»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Четверг

15.12.2022г.

1. Чтение П. Бажов «Серебряное копытце»

2. опыт: Рисующие камни.

3. дидактическая игра: «Что лишнее?»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Пятница

16.12.2022г.

1. беседа «Полезные ископаемые» 

2. экспериментирование: «Пирамида из камней»

3. сюжетно – ролевая игра: «В поисках клада»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

2 неделя

Название мероприятий

Ответственный

Понедельник

19.12.2022г.

1. беседа «Что мы знаем о камнях»

2. опыт: Прочный камешек.

3. чтение: И. Н. Рыжова «О чем шептались камушки»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Вторник

20.12.2022г.

1. ОД рисование по замыслу «Превращение камешков» 

2. опыт: Почему камни бывают разноцветными?

3. дидактическая игра: «Продолжи ряд»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Среда

21.12.2022г.

1. беседа «Драгоценные камни»

2. экспериментирование: «Тонет - не тонет?»

3. сюжетно – ролевая игра: «Мы геологи»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Четверг

22.12.2022г.

1. чтение П. Бажов «Хозяйка медной горы»

2. опыт: Как вода камень точит?

3. подвижная игра: «Найди свой камень»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Пятница

23.12.2022г.

1. беседа «Правила поведения в музее»

2. дидактическая игра «Что для чего» 

3. чтение: «Как живут камни» Е. Чуйко

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

 Заключительный этап

 Анализ результатов работы.

В результате реализации проекта у детей сформировались представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, появились знания о пользе камней в природе и жизни человека. Дети имеют представление о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия; проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности. Познакомились с профессией геолог. Также дети узнали, что такое музей. Познакомились с правилами поведения в музее.

Родители активно участвовали в данном проекте, приносили поделки и рисунки для мини-музея «Кладовая природы».

В результате работы над проектом старались развить у детей диалогическую и монологическую речь, развивать познавательные способности. Дети показывают достаточно высокий уровень знаний по теме проекта.

Продукт проекта:

Создание мини – музея «Кладовая природы»

Выставка рисунков «Горный пейзаж»

Использованная литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004;

2. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. – Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;

3. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005;

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2003;

5. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М. : Сфера, 2005;

6. Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Нужен ли камень человеку?»

Программное содержание:

Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.

Учить детей классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый); температура (теплый, холодный, горячий); вес (лёгкий, тяжелый, цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д., форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные, место (речной, морской, горный).

Закрепить представление детей об органах чувств, и их назначении: орган зрения - глаза помогают определить цвет, размер, форму предметов, материал; орган осязания - рука помогает определить структуру, форму, вес, температуру, размер предметов; орган слуха - уши помогают услышать различные звуки; орган обоняния - нос определяет различные запахи. Активизация словаря: коллекция, коллекционер, экспонаты.

Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, рассматривание камней, иллюстраций из книг, энциклопедий. Организация музея камней в группе. Беседа с детьми о том, где можно встретить камни, где камни принесенные нашли. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение и обсуждение сказки П. П. Бажова "Каменный цветок", игры с пуговицами, ракушками.

Ход:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее!

Воспитатель: Даша, какое у тебя настроение по цвету? Арсений, какое у тебя настроение по цвету?

Сережа, какое у тебя настроение по вкусу? Элина, какое у тебя настроение по вкусу?

Аня, какое у тебя настроение по запаху? Артем, какое у тебя настроение по запаху?

Воспитатель: Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.

- Ребята, а вы знаете, что такое коллекция? Коллекция - это систематизированное собирание,

каких либо предметов. А коллекционирование- это целенаправленное собирание,

собирательство каких либо предметов. Что можно коллекционировать?

Дети: фантики, значки, книги, марки, значки, игрушки, магнитики, картины, оружие.

Воспитатель: Кого называют коллекционерами? Да людей, которые что-то собирают. Ребята, а

чтобы узнать о какой коллекции мы сегодня с вами будем говорить (на столе стоит большая

коробка с камнями, покрытая салфеткой, нужно отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли у дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)

Воспитатель: Вы правильно догадались наши экспонаты сегодня - камни.

Ребята, а откуда у нас столько камней? Дети: Это мы собрали, принесли. Воспитатель: А где вы нашли такие камни? Дети: На море, на дороге, на речке, в горах. Воспитатель: Нас можно назвать коллекционерами? Дети: Да мы тоже коллекционеры.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно камни и выберите себе любой. Подумайте, что вы можете о нём рассказать? Камни все одинаковые? Если затрудняетесь, можно взять в помощники карточку (модель обследования объекта) (Один ребёнок рассказывает, остальные дети слушают и задают уточняющие вопросы, если рассказывающий ребёнок о чём-то не сказал).

Воспитатель: Дети, скажите, какие помощники помогали нам рассматривать камни и определять признаки?

Дети: Глаза помогли определить, цвет, размер, форму камней.

Руки, помогли определить какие камни на ощупь по рельефу, форме, весу, температуре, помогли определить размер камней.

А какие ещё органы чувств помогают нам обследовать объекты? Дети: Уши, нос, язык. (Воспитатель уточняет.)

Физминутка. Вместе с мамой, вместе с папой Мы пойдем сейчас гулять!

Будем в парке вдоль тропинки, чудо камни собирать.

Вот камень круглый, словно мяч.

А этот точно блин.

Вот тот на зайчика похож

А этот как дельфин.

Мы чудо камни соберём

И в детский садик отнесем.

Воспитатель: Ребята, а удобно нашу коллекцию рассматривать? Почему?

Дети: Потому что она хранится, лежит в одной коробке и некоторые камни не видно.

Воспитатель: А что вы можете предложить?

Дети: Разложить в разные коробочки, разделить, высыпать камни.

Воспитатель: А как вы предлагаете разложить камни, как можно разделить камни, по каким признакам?

Дети: Камни можно разложить по цвету, размеру, форме -Ребята, а по месту нахождения камни все одинаковые? -Камни были найдены в одном месте?

А как нее можно разделить наши камни по месту нахождения? (речные, морские, горные)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие коробочки я для вас приготовила. Коробочки разные

или одинаковые? Разные коробочки, по какому признаку? А что у них одинаковое? Я вам

предлагаю разложить в них камни. (Дemu раскладывают камешки по двум признакам, в

каждой коробочке разные камни).

Итог занятия (вопросы к детям) :

Ребята, что вы сейчас делали?

Кому хочется рассказать о своей коллекции?

Кто такие коллекционеры?

Расскажи, какие бывают камни по признаку места? Какие помощники нам помогали рассказать о признаках камня? Ты собирала камни в коробочку, по каким признакам? Для чего нужны камни?

Беседа на тему "Полезные ископаемые- богатства нашей земли".

Вос-ль показывает детям глобус: -Ребята, что это? Что он изображает? Какого он цвета?

-Что обозначено на глобусе зеленым цветом, что желтым, что коричневым и голубым?

-Сегодня, я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми. Полезные ископаемые - это богатства нашей страны, до которые не так-то просто добраться. Они находятся глубоко под землей, в горах, океане. Ученые считают, что полезные ископаемые образовались из остатков животных и растений, которые жили много миллионов лет назад.

Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Большинство полезных ископаемых твердые. Места, где залегают полезные ископаемые называют месторождениями. Занимаются поисками полезных ископаемых геологи. Когда месторождения найдено это место отмечают на специальной карте.

Сегодня, я познакомлю вас с несколькими полезными ископаемыми. Первое полезное ископаемое это каменный уголь (показ). 

-Какого он цвета? Какой он на ощупь? (твердый, шероховатый). Знаете, ребята, хотя он твердый на ощупь, но легко крошится при ударе (показ). Если он легко крошится, то он какой? (хрупкий). Каменный уголь добывают в шахтах под землей, но есть его залежи и на поверхности земли (показ иллюстраций). Людей, добывающих каменный уголь, называют шахтерами (показ иллюстрации). 

Загадки про уголь:

  1. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий

  1. От огня происхожу,

От огня и умру.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

 -Как вы думаете, зачем людям нужен уголь (предположения детей).

Каменный уголь хорошо горит, а значит дает тепло. Поэтому им топят печи. Так же его используют в медицине и в изготовлении красок, пластмассы. Посмотрите на еще одно полезное ископаемое (показ нефти в колбе(иллюстрация). Это нефть. Какого она цвета? Она твердая или жидкая? - Нефть - это масленая жидкость с резким запахом. Добывают ее в недрах земли и в океанах. Людей, добывающих нефть, называют нефтяниками. Нефтяники строят буровые нефтяные вышки (показ иллюстраций) и добывают нефть. Загадка: Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

Нефть, как и каменный уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Если нефть попадет в море или в океан, то загрязняет его и все живое при этом погибает. Поэтому человек должен аккуратно обращаться с нефтью. Из нефти делают бензин, керосин. Это отличное топливо для машин и самолетов.

Вос-ль показывает в стакан с солью.

-Ребята, как вы думаете, что это? - соль. Соль, тоже полезное ископаемое. Ее добывают из недр земли, из озер и рек.

 - Какого соль цвета? Как вы думаете, она твердая, как уголь? (ответы детей). Давайте проверим.

Вос-ль берет комок соли, и слега нажимает на него, и он рассыпается.

 -Что произошло с солью? Какая соль? (сыпучая). Возьмите свои чашечки с солью и понюхайте соль. Есть запах? - да, но не сильный. Возьмите лупу и рассмотрите соль. - Из чего состоит соль? - из крупинок, кристалликов. - Как вы думаете соль растворяется в воде? - да.

Вос-ль берет стакан с водой и добавляет туда соль. Дети наблюдают. Что происходит. 

- Что произошло с солью? - она растворилась. - Как вы думаете, какая вода стала на вкус? - соленная. - Давайте попробуем.

Вос-ль берет пипетку и капает по капельке на язык.

Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, стоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде.

Загадка: В серых скалах её вырубали,

Из морей и озёр добывали,

Чтоб потом положить по щепотке

В миски, плошки, горшки, сковородки.

Рис и рыба, фасоль и салат

Сразу стали вкусней во сто крат!

- Ребята, а зачем человеку нужна соль? (ответы детей). 

- Молодцы. Давайте еще раз вспомним, с какими полезными ископаемыми сегодня познакомились? (дети перечисляют). 

- Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые? - да.

- Без полезных ископаемых невозможна деятельность человека. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/17/71453567.png

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/17/imgp0366.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/17/slide_13.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/17/solyanye-shaxty12.jpg

Беседа: «Правила поведения в музее».

Цель: прививать правила культурного поведения в общественных местах.

Задачи:

Воспитывать нравственные качества личности.

Развивать мышление, внимание, память, связную речь, расширить познавательный кругозор детей.

Познакомить с правилами поведения в общественных местах (музей, выставка), простейшими правилами вежливости, научить тактичному обращению друг с другом, другими людьми

Ход беседы:

Этикет важен везде и всегда. Он позволяет воспитывать в себе культурного человека. Если заботиться о своем культурном уровне, то посещение музея для нас – это приятное мероприятие. И правила поведения в музее наверняка важны.

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет

Казалось бы, правила поведения в музее простые - не шуметь, не бегать, громко топая ногами... Вот вроде бы и все? Нет! Это еще далеко не все.    

     Начнем с того, что сумки, куртки необходимо оставить в гардеробе.  Во-первых, чтобы они вам самим не мешали, а во-вторых,чтобы служители музея не  нервничали,  что вы неудачно повернетесь и заденете тяжелым рюкзаком какую-нибудь статуэтку?

     По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно.  Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не беспокоить стоящих рядом людей.

    Нельзя трогать экспонаты руками, как бы любопытно не было; не прикасайтесь и к стеклам витрин. Незачем успокаивать себя: "От одного раза с картиной ничего не случится!" Откуда вы знаете, сколько еще человек пришли к тому же "неоспоримому выводу"?

    Хвататься за стеклянные витрины, оставляя на них отпечатки пальцев тоже совершенно ни к чему! Если хотите сфотографировать понравившееся произведение, сначала уточните, разрешено ли это. Во многих музеях фотографировать запрещено!

     При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны.

      Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

     Но вот вы устали от экскурсии и решили немножко передохнуть. Для посетителей обычно ставят диванчики в центре зала, а уж если их нет, то придется смириться с этим...

Главное, чтобы вы смогли от посещения получить настоящее эстетическое удовольствие, захотели бы дома найти дополнительную информацию по теме выставки музея, рассказать об увиденном, осмыслить с родными, друзьями.

Правила хорошего тона это поощряют.

Так что можно теперь идти в музей!!!

Итог

Как же вести себя в общественных местах (культурно, вежливо)

Помните, где бы вы не находились: в театре, в музее, в библиотеке, в магазине, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас, о школе, в которой учитесь.

Поэтому вежливому поведению нужно учиться с ранних лет. Я верю, что вы научитесь! И сегодня вы покажите, как вы умеете вести себя в общественных местах. Я надеюсь, что вы меня не подведёте.

Так что можно теперь идти в музей!!!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

Роспись камней акриловыми красками "Волшебные камни"

Роспись камней для детей – увлекательная арт-терапия, в результате которой создаются отличные игрушки. Этот процесс полезен и детям – он улучшает их навыки рисования. Кроме того, расписные...