ООД игра - занятие «Люблю берёзку русскую »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе через расширеие их знаний о берёзе, как о символе России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvol_rodiny_moey-beryoza.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 Пушкинского района Санкт-Петербурга

                                       

                                   

                                       ООД игра - занятие

                           

                                «Люблю берёзку русскую »

                             

                                       старший дошкольный возраст

                                    Воспитатель: Алексеева Оксана

     Александровна

Цель: Формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе  через расширение их знаний о березе,  как о символе России.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и уточнять представления детей о русской берёзе, о её удивительных  особенностях, полезных свойствах.

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы)

- формировать представление о том, что человек часть природы.

Развивающие:

- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности .

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- пробудить чувства бережного, заботливого и осознанного отношения к природе, содействовать становлению экологической культуры;

- вызвать желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Предварительная работа:

-дидактическая игра «Собери символы России»

- беседы с детьми по темам: «Символы России», «Традиции в нашей стране».

- рассматривание берёзы во время прогулки.

- хоровод «Березка;

-заучивание стихов о березе.

Атрибуты:  Макет дерева без листьев;  картина о природе нашего художника-земляка Панасова С. С.;  мультимедийный проектор или картинки; дидактические игры:  « Найди кору берёзы», «Вырасти дерево»,     «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?»;  « Определи возраст берёзы»; спилы берёзы; изделия из бересты; подарки для детей-обереги изготовленные из бересты.

Ход ООД:

Захожу в группу и звоню в колокольчик.

Воспитатель: Ребята! Когда я шла к вам в детский сад, ко мне подлетела синичка, а в клювике у неё был конверт, она опустилась на землю и положила конверт перед моими ногами и улетела. Вот этот конверт. Хотите узнать, что в нём?

 ответы детей 

Воспитатель: Тогда давайте откроем  его и прочитаем письмо.

«Здравствуйте ребятки группы « Непоседы»,  пишет вам лесовичок.  В нашем  лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу за её красоту, нагнала сильный ветер и все листочки разлетелись с красавицы берёзки, и теперь  стоит она совсем голая, дрожит, стонет и просит о помощи. А помочь ребята вы сможете ей, выполнив задания злой колдуньи».

Что же делать, ребята?

Дети: Мы поможем берёзке вернуть листочки.

Воспитатель: Но, для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовичок прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.  Вы готовы, ребята?

Дети: Да, готовы! ( воспитатель произносит волшебные слова)

Воспитатель: И вот мы с вами в волшебном лесу (включаю звуки леса).            Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без листьев. (лист бумаги с нарисованным стволом и ветками)

Смотрите, клубочек привел нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите, ребята, вместо листочков  на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть листочки  берёзе мы сможем, если правильно выполним задания.

Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)

Берёза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.

Стихотворение «Березка» И. Прокофьев

         Люблю березку русскую,

        то светлую, то грустную,

         в белом сарафанчике,

с платочками в карманчиках,

с красными застежками,

с зелеными сережками.

Воспитатель: Ребята, а где можно встретить, увидеть березку?

Дети:  в парке, в лесу, на поляне, около дома

Воспитатель: Как называется лес где растут одни березы?

Дети:  Березовая роща

Воспитатель:  За свою красоту берёза стала символом России. Это дерево полюбилось нашему народу. На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На “Троицу” украшали дома и храмы березовыми ветками. Поэты восхваляли русскую березу в своих стихах. Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят нашу русскую красавицу березу. А какие пословицы и поговорки вы знаете?
 ответ детей
Березкой обогреешься, а не оденешься.
Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
Какова березка, такова и отростка.
Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.

Воспитатель: А ещё люди водили хороводы вокруг березы.  Давайте и мы с вами пройдёмся хороводом вокруг нашей берёзки и споём песню « Во поле берёза стояла».

(Воспитатель демонстрирует  картинки дерева в разные сезоны) или показ слайдов

Воспитатель: Берёзонька одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.

На  нашей площадке и вокруг  садика посажено много берёз, я знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года. Березы очень любят солнышко и растут обычно в тех местах, где много солнца.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Можем  мы прикрепить листочки на нижнюю веточку?

 ответы детей

Воспитатель и дети прикрепляют листья  к веточке с которой сняли конверт с 1 –ым заданием.

Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста) 2-ое задание: Вы должны рассказать, что такое береста и найти среди разных видов коры, кору от берёзы.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это?

 ответы детей

Воспитатель: Да, это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки, они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. А теперь слушайте задание.

                               

                                   

                        Игра «Найди кору березы».

На подносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.

Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили?

Дети: Да, с заданием мы справились, нашли кору от березы и рассказали о бересте.

Воспитатель: Теперь мы можем прикрепить листочки на вторую веточку?

Дети: Да.

Воспитатель и дети прикрепляют  к березовой веточке листочки.

Воспитатель снимает конверт с третьим заданием.  3- е задание: Рассказать о пользе березы.

ответы детей

Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи, получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки.
Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. Там растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.
Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

                               Игра: «Найди лист березы».

Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием? Рассказали о целебных свойствах березы, правильно собрали в корзину листья?

ответы детей

Воспитатель: Теперь мы можем прикрепить листочки к веточке березки.

Воспитатель и дети прикрепляют  листочки к веточке березки.

Воспитатель снимает конверт с 4- ым заданием. (Вырастить дерево и определить сколько лет ему)

                                    Игра «Вырасти дерево».

Сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.

Воспитатель: Ребята,  давайте встанем возле берёзки.

Физкультминутка.

Выросли деревья в поле (руки вверх)

Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)

Вправо - влево, взад - вперед

Так деревья ветер гнет. (наклоны корпусом)

Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна. (руки опустили, голову поднимаем вверх)

Наступила тишина. (опустили голову вниз)

                          Игра «Определи возраст березы ».

Воспитатель: Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца (показываю через увеличительное стекло), если кольцо широкое, то значит благоприятный год,  а если кольцо узкое – то год был не благоприятный.

Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твёрдое, тёплое, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах).

Воспитатель: Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву?

Дети: Количество колец

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?

Дети: нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

Воспитатель: попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.

(дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием?

Дети: Да, мы определили возраст берёзы

Воспитатель: Теперь мы с вами можем прикрепить листочки к четвертой веточке березки

Воспитатель и дети прикрепляют листочки к березке.

Воспитатель: Ребята мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку, она говорит нам спасибо за оказанную помощь ей. Я думаю, мы сегодня убедились, что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.

Воспитатель: А сейчас ребятки, давайте расскажем для нашей красавицы берёзы стихи.

1 ребёнок:

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

2 ребёнок:

Береза, моя березонька,
Береза моя кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посреди долинушки.
3 ребёнок:     

На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Красны - девушки венки плетут
4 ребёнок:
Белая береза,
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

5 ребёнок:

На пушистых ветках

Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

6 ребёнок:

И стоит береза

В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С.Есенин)

Воспитатель:  Ребята, что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята за то, что вы помогли расколдовать березку, она награждает вас вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры. Спасибо вам дети, за то, что вы такие добрые, отзывчивые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Люблю берёзку русскую"

Расширение и пополнение знаний детей ( путём интеграции образовательных областей ) о русском дереве - берёза....

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД «ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ» ЦИКЛ: ИГРАЕМ, ПОЁМ, РИСУЕМ

АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД«ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ»ЦИКЛ: ИГРАЕМ, ПОЁМ, РИСУЕМ...

Конспект занятия "Люблю берёзку русскую"

Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений....

Занятие "Люблю березу русскую"

При планировании и проведении данного занятия учитывалась индивидуализация воспитательно-образовательной работы с детьми (с учетом ФГОС в ДОУ) :1.Индивидуальная работа с детьми по усвоению программных...

Квест - игра по нравственно-патриотическому с использованием ИКТ «Люблю берёзку русскую» для детей старшей группы

Квест - игра по нравственно-патриотическому с использованием ИКТ «Люблю берёзку русскую» для  детей старшей группы...