Конспект занятия «Люблю берёзку русскую»
план-конспект занятия (средняя группа)

Елисова  Людмила Викторовна

Конспект занятия  по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_nravstvenno.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по нравственно-патриотическому воспитанию

с элементами развлечения в средней группе

«Люблю берёзку русскую»

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами развлечения в средней группе «Люблю берёзку русскую»

Цель: Формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке как к символу России.

Программные задачи: Формировать понятие, что белоствольную, всеми любимую русскую берёзку, издавна считают символом России, символом красоты русской природы.

Воспитывать в детях чувство любви к Родине, её природе.

Уточнять и углублять знания детей о берёзе :

-рассказать о значении берёзы в жизни человека : оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;

- о характерных особенностях берёзы в разное время года.

-Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогатить их словарь.

Развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; воспитывать доброту, отзывчивость.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за берёзами на участке детского сада: молоденькой и старой в разные времена года, экскурсия в парк к берёзам, рассматривание картин русских художников И. И. Шишкин «Берёзовая роща» «Берёзовая роща», Аркадий Рылов «Берёзовый шум», Исаак Левитан «Золотая Осень», А. И. Куинджи «Берёзовая роща», чтение и заучивание стихотворений о Родине, о берёзе, рисование берёзы.

Разучивание песен, хороводов, игр, просмотр слайдов.

Оборудование: Презентация, ноутбук, проектор,

Аудиозапись песни «Отчего так в России берёзы шумят…»,

аудиозапись песни

Песня «Берёзка белая» муз. и сл. Г. Вихаревой. ; песня «У красы берёзки платье серебрится» муз. Е Теличеевой, сл. А. Абрамова; песня «Очень любим Родину» муз. Потапенко Т., сл. Найдёновой Н. ; песня-пляска «Ай, да берёзка» муз. Попатенко Т. сл. Ж. Агаджановой.

Дети входят в зал под аудиозапись песни «Отчего так в России берёзы шумят» и становятся полукругом. На экране демонстрируется берёзовая роща с девочками в русских народных костюмах и название занятия.

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня наше мероприятие посвящается одному из символов России – березке.

Воспитатель : С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берёз!

С их царства, сквозного, молочного

И с пухлых ребяческих грёз.

Ребё нок: Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нет деревца другого,

Сердцу русскому милей.

Ребё нок: У задумчивой березки,

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

Ребё нок: Курский край, ты наш любимый!

Нет тебя краше, милей!

Всюду березки родные,

И ароматы полей.

Воспитатель : Не случайно мы начали наш разговор именно с этих слов. Берёзка- символ России. Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет. Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит его ветвями. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу берёзку! Это же сама Россия наша, смотрит гордыми и светлыми очами в мир

Дети, а сможете ли вы узнать березку среди других деревьев. Посмотрите, на экран, под какой цифрой она находится?

Д/и «Найди березу»

Воспитатель : А как вы догадались, что это береза?

Дети: Белый ствол, изогнутые тонкие ветки, листики похожие на монетки, сердечки.

Воспитатель : Да, верно. Береза единственное в мире дерево, у которой белый ствол.

Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. С очень давних времен вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Её легко узнать из-за необычной коры.

- Чем необычна кора березы? (Ответы).

- А кто из вас знает, как называют березу за её кору? (белоствольной).

Игра «Собери целое из частей» (8 частей)

- А сейчас я вам предлагаю поиграть. Я предлагаю вам собрать картинку из нескольких фрагментов, частей. (Дети собирают у магнитной доски картинку).

- Молодцы, ребята, красивая берёзка у вас получились, вы правильно и быстро собрали картинку!

- Кто сможет назвать части берёзы? (Дети показывают на иллюстрацию и называют ствол, крона: ветки и листья).

- Молодцы, ребята вы, правильно все назвали.

Воспитатель : Из всех деревьев русского леса всех милее нам берёза. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, клён - добрым молодцем, а в кого же превратится берёзка?

Дети: В девушку, красавицу, принцессу.

Воспитатель : Да, издревле видели в этом деревце люди символ девичьей красоты и нежности.

Смотрите, а березки-то ожили, и превратились в девушек.

Танец Девушек – березок.

Берёзы ожили сказать про превращения.

Березка: Здравствуйте, ребята!

Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,

С веточками кудрявыми – зелеными косицами?

Я, береза – любимое дерево всех русских людей. Я символ России. Стройную, кудрявую, белоствольную, меня всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.

Я, березка, простого рода:

Мой батюшка – ясен месяц, он ночью мне светит.

Моя матушка – красное солнышко, оно летом меня греет.

Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.

В народе говорят: Где береза вырастает, там русский человек приживается.

Воспитатель : Про березку есть много пословиц и поговорок:

1. Сломать березу – секунда, вырастить – года.

2. И у березки слёзы текут, когда с неё кору дерут.

3. Кудрявая береза не удержит снега, плохой человек не удержит слова.

4. Берёза не угроза, где стоит там и шумит.

Березка: Дети, под русской березкой часто проводили хороводные песни и игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру.

ИГРА: Все становятся в круг, в центре круга девушка – березка.

Поют: Вот березонька стоит

И на нас она глядит,

Косы в ленты заплела

Сок березовый дала,

1-2-3 – ты к березоньке беги.

Дети берутся за ленты, кому не хватило ленты садятся на стул.

Воспитатель : Дети, для березок стихи приготовили.

Ребё нок: Белая берёза – Машина сестричка

У берёзы белой тоже есть косички

Машенька к берёзке белой подойдет

Ленточки красивые в косы заплетёт.

Ребё нок: Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками

С зелёными серёжками.

Ребё нок: Всем береза нравится

Ведь она – красавица!

Белый ствол, густая крона

Рассылает всем поклоны

Листья тихо шелестят

Меж собою говорят.

Воспитатель : Русский народ выбрал березку символом России:

• за её красоту;

• за её нежность;

• за её белизну и свет;

• за её полезность;

Воспитатель : На Руси водили хороводы вокруг берез, давайте и мы поводим хоровод вокруг березоньки.

Хоровод «Во поле березка стояла»

Воспитатель : Дети, как же ласково, любя, называют русские люди берёзку?

Дети: Кудрявая, моложавая, стройная, белоствольная, краса-березка, ненаглядная, красавица, светлая, чистая, подруженька.

Воспитатель : Да, дети, верно, березу называют и кудрявой, и белоствольной. Дети, а вы знаете, как называют белую кору березы? (Берестой).

Береста – это защитный слой дерева. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий. В белой коре – бересте есть черные черточки. Они называются чечевички. Ребята, кто знает, для чего они нужны дереву? (Ответы детей.) Через них береза дышит.

Рассматривание образцов берестяных изделий.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что береза помощник для человека, из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины. (Демонстрирует)

На Руси из бересты плели лапти.

Береста – это верхний слой березовой коры.

Береза предлагает п/и «Березовые лапти»

Березка: Я вам подарок принесла

Вот вам, дети лапти березовые. Кто спляшет смелей, не жалея лаптей?

(Дети становятся в круг и под музыку передают лапти, на ком закончатся слова: Песни «Эх, лапти мои»)

Лыка снова надерем

Лапти новые сплетем

(Тот выходит в круг танцевать).

Воспитатель : Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек в нём много витамина С, он успокаивает боль и заживляет раны.

Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ.

А ещё берёзка славится сладким и целебным березовым соком.

Дети, кто знает, когда можно собирать берёзовый сок? (ранней весной). Правильно!

Берёзка : Дети, а вы знаете, как правильно собирать сок с берёзы, чтобы не навредить ей? Сейчас мы тебе расскажем.

Сок добывают из стволов березы ранней весной, как только начинается соко- движение и начинают набухать почки. С одного дерева можно собрать 1-2 литра сока, больше собирать не рекомендуется, чтобы дерево не погибло.

После того как сок собран, чтобы не навредить берёзе, нужно замазать ранку специальной замазкой).

-Берёзовый сок обладает лечебными свойствами. В нём очень много витамин и полезных веществ. Он укрепляет здоровье и восстанавливает силы.

Воспитатель : Молодцы, ребята, много знаете о берёзе.

А что мы с вами можем сделать хорошего, доброго для этого деревца?

Дети: Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать, защищать берёзку, ведь она живая!

И закончить нашу встречу хочется стихами.

1. Белоснежным символом России

Вдоль дорог стоят ряды берёз,

Днём над ними купол неба синий,

Ночью—трепетанье ярких звёзд.

2. Лёгкие берёзовые тени

С детства на судьбу мою легли,

Как ложится лёгкий лист осенний

На ладони тёплые земли

3. И когда в чужом холодном море

Наплывёт о Родине печаль,

Вижу я ромашки в чистом поле

И лесов берёзовую даль.

4. В этот миг мне хочется невольно,

Чтобы ветерок сюда принёс

Песню величавости спокойной

Белоствольных ласковых берёз.

Дети исполняют песню «Берёза белая» муз. и сл. Г. Вихаревой.

Всё занятие сопровождается показом слайдов.

В конце берёзки угощают детей берёзовым соком (вносят банку в берестяной корзинке)(Угостим детей соком в группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

Конспект НОД "Люблю берёзку русскую"

Знакомство с символикой РФ в игровой форме....

Конспект занятия "Люблю берёзку русскую"

Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений....

План-конспект занятия "Люблю березку русскую"

План - конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»....

конспект занятия "Люблю березку русскую"

Представлен конспект коррекционного занятия для детей в старшей группе компенсирующей направленности с нарушениями зрения...

Конспект занятия "Люблю березку Русскую"

Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны чтить ее символы, гордиться своей страной. Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру. В связи с этим изучение бер...