Конспект занятия "Люблю березку Русскую"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кирилина Инна Владимировна

Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны чтить ее символы, гордиться своей страной. Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру. В связи с этим изучение березы как символа России, является актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lyubdyu_ber._russkuyu.docx117.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

                                    (окружающий мир)

                          Тема: «Люблю березку русскую»

                               Подготовительная группа

                                                                   

                                                                                      Подготовила: И.В. Леоненко,

                                                                                                   воспитатель

                                                                       МКДОУ Сортавальского МО РК ДС№23,

                                                                                          первая квалификационная категория

Цель: Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России.

Задачи:

1.Дать представления о самом почитаемом дереве в России – Березке, расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Оборудование: Фонограмма песни «С чего начинается Родина», «Во поле берёзка стояла», разрезные картинки, береста, слайды о берёзах(презентация), иллюстрации картин русских художников, платочки, ленточки, макет берёзы, ноутбук, проектор,

Предварительная работа: наблюдение за березой в разное время года,

рассматривание картин, иллюстраций, оформление альбома «Люблю берёзку

русскую», рисование березы и аппликация. Чтение рассказов, заучивание

стихов о березе, составление рассказов. Знакомство с пословицами и

загадками о берёзе. Поделки из природного материала. Слушанье музыки,

пение песен. Хороводные игры.

Ход образовательной деятельности:                             

Воспитатель:

- Я предлагаю вам послушать отрывок из песни.

Слушание отрывка песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснер, сл.

М. Матусовский).

- О чем эта песня? (Ответы детей).

- Правильно о Родине.

-  А как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей).

- Молодцы!  Родина у каждого человека одна.

- У каждого государства есть свои символы.  А какие символы нашего государства вы знаете? (Российский флаг, Российский герб, Гимн России).

- Сегодня мы добавим еще один природный символ, а какой, угадайте:

Плачет по весне слезами,

В почках растворяет камень,

И бумага для письма,

И - резные терема

Белая сорочка - царя лесного дочка,

В бане – хозяйка,

А ну-ка, угадай-ка? (береза)

Давайте проверим правильно ли вы угадали.

Д/игра «Собери картину» (из 8 частей собирают картинку с изображением березки)

- Ребята, а отгадка у нас в игре «Собери картинку» предлагаю вам собрать картинки. Для этого нужно разделится на 2 команды, одна команда проходит к этому столу другая к этому.                                                                                                                              

 Воспитатель: Ребята, что за дерево изображено у вас на картинках?        

Молодцы! Правильно, береза! Присаживайтесь! 

Берёза - это символ России.

- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас.

Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь берёза. Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту, пользу. Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Во все времена года берёза хороша!

Воспитатель: Ребята, а чем береза отличается от других деревьев? (Ответы детей).

 Воспитатель: Правильно. У берёзы необычная кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показ бересты.)

Воспитатель: в одной из книг я прочитала такое выражение                           

«Береста-это плащ березы». Ребята, что такое плащ? (Ответы детей).

 Воспитатель: а для чего людям плащ?                                                                          

  Воспитатель: Значит кора для чего нужна

березе?  (Ответы детей).

 Воспитатель: Правильно. У берёзы необычная кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показ бересты.)

Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий. Но в белой коре — бересте, есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит.

 Воспитатель: ребята, пройдите к столам, рассмотрите бересту.

Воспитатель: Потрогайте ее, какая она? (ответы детей)

Воспитатель: 

- Ребята, а вы знаете, что делают из берёзы и чем она полезна человеку? (Дети отвечают)

1. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу.

2. В годы войны пекли из коры хлеб.

3. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки и туески (сосуд из бересты цилиндрической формы) для ягод и грибов, шкатулки, свистульки для малышей.

4. Из веток делают метлы, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.

5. Из древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу.

6. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.

6. Из молодых листьев заваривают чай, он лечебный.

7. Березовыми листьями красят на Пасху яйца.

8. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях.

 Воспитатель: - Молодцы! А еще, сажали берёзу около жилища, чтобы берёзка приносила в семью благополучие, отпугивала всё плохое. Это красивое дерево считалось символом перехода от весны к лету.

- Ребята, а где можно встретить, увидеть березу? (в лесу, на поляне, около рек и озер, на участке детского сада, на лугах и т.д.)

- Как называется лес, где растут березы?  (Ответы детей)

- Правильно, березовая роща, в народе говорят березняк. В березняке можно найти много грибов. Как вы думаете, как называют эти грибы? Правильно – подберезовики.

- А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Берёза»

Мы березку посадили, (приседают на корточки)

Мы водой ее полили, (поливают)

И березка подросла, (встают медленно, поднимая руки вверх)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх, встают не мысочки)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Наклоняются вперед)

- Не обошли стороной это красивое дерево писатели и поэты.

Мы с вами учили стихи о березе. Кто из вас хочет прочитать стихотворение?

(дети читают стихотворение)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную.

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится! (А. Прокофьев).

Воспитатель: - Какие красивые стихи! Спасибо.

 Воспитатель: - Но не только поэты восхищались красотой русской берёзы. Многие художники тоже часто изображали берёзу на своих картинах, восхищаясь ей. Сейчас я вам покажу как изображали на своих картинах берёзку великие русские художники.                                                                          

Глядя на эти картины, мы с вами можем убедиться, что берёза прекрасна в любое время года.                                                                                            

1.Посмотрите на картину Исаака Левитана «Золотая осень», здесь берёзки изображены в осеннем золотом убранстве.    

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\727bc3e4d608fe10fff973bb7a50b7fe_XL.jpg

Воспитатель: - А вот другая берёзка — зимняя, сверкающая в ажурном инее. Эту берёзку нарисовал художник Игорь Грабарь, а называется она «Февральская лазурь».

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\8b34aac9-e953-42c9-bee9-4f841daadfab.jpeg

Воспитатель: -На картине Ивана Шишкина «Берёзовая роща» берёзы изображены длинно косые, кудрявые на фоне изумрудной травы.

C:\Users\magix\Desktop\открытое зан\Берёзовая роща 1896 105.8х69,8.jpg

Д/И «Подбор слов-признаков к слову береза (какая? С опорой на картины)

Воспитатель: Ребята, какая береза? (изображена на каждой картине) (Ответы детей)                                                

Воспитатель: -  Есть русская пословица «Где береза вырастает, там русский человек приживается».

- А какие пословицы, поговорки или приметы о березе вы знаете?

Дети завязывают  цветные ленточки  к  веточкам  и  рассказывают  пословицу, поговорку, примету  о березе.
- Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
- Берёзой обогреешься, а не оденешься.
- Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких

- Сломать березу секунда – вырастить года.

- У березки слезки текут, когда с нее кору дерут.

Приметы.

- Если березовые ветки бросить на огородные грядки – не будет гусениц

на капусте. 

- Из березы течет много сока -  к дождливому лету.

- Лопаются сережки у березы - время сеять хлеб.

- Летом на березе появляются желтые листья -  осень будет ранней

- Молодцы! Посмотрите, какая у нас нарядная березка получилась, давайте поводим вокруг нее хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

-  Ребята, за красоту и неповторимость, полезные свойства и считают 

люди   березу символом России (добавляем в патриотический центр фигурку березы как

еще один природный символ России).

     

Итог занятия.

Молодцы ребята!
- Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?

- Что вас заинтересовало больше всего?

 - Поделитесь своими знаниями о берёзе с друзьями и родителями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Березка русская."

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 41 общеразвивающего видаКалининского района Санкт – Петербурга...

план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"

Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный...

Русская березка (русское народное творчество)

Беседа с детьми, художественное слово...

Конспект НОД в подготовительной группе "Люблю березку русскую".

Конспект НОД предназначен для детей подготовительного к школе возраста  ( с использованием презентации )....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искус...

Конспект занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…»

Конспект занятия с использование интерактивной доски...