Конспект занятия "Люблю березку Русскую"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю. Мы должны чтить ее символы, гордиться своей страной. Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру. В связи с этим изучение березы как символа России, является актуальным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 117.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
(окружающий мир)
Тема: «Люблю березку русскую»
Подготовительная группа
Подготовила: И.В. Леоненко,
воспитатель
МКДОУ Сортавальского МО РК ДС№23,
первая квалификационная категория
Цель: Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России.
Задачи:
1.Дать представления о самом почитаемом дереве в России – Березке, расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Оборудование: Фонограмма песни «С чего начинается Родина», «Во поле берёзка стояла», разрезные картинки, береста, слайды о берёзах(презентация), иллюстрации картин русских художников, платочки, ленточки, макет берёзы, ноутбук, проектор,
Предварительная работа: наблюдение за березой в разное время года,
рассматривание картин, иллюстраций, оформление альбома «Люблю берёзку
русскую», рисование березы и аппликация. Чтение рассказов, заучивание
стихов о березе, составление рассказов. Знакомство с пословицами и
загадками о берёзе. Поделки из природного материала. Слушанье музыки,
пение песен. Хороводные игры.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
- Я предлагаю вам послушать отрывок из песни.
Слушание отрывка песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснер, сл.
М. Матусовский).
- О чем эта песня? (Ответы детей).
- Правильно о Родине.
- А как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей).
- Молодцы! Родина у каждого человека одна.
- У каждого государства есть свои символы. А какие символы нашего государства вы знаете? (Российский флаг, Российский герб, Гимн России).
- Сегодня мы добавим еще один природный символ, а какой, угадайте:
Плачет по весне слезами,
В почках растворяет камень,
И бумага для письма,
И - резные терема
Белая сорочка - царя лесного дочка,
В бане – хозяйка,
А ну-ка, угадай-ка? (береза)
Давайте проверим правильно ли вы угадали.
Д/игра «Собери картину» (из 8 частей собирают картинку с изображением березки)
- Ребята, а отгадка у нас в игре «Собери картинку» предлагаю вам собрать картинки. Для этого нужно разделится на 2 команды, одна команда проходит к этому столу другая к этому.
Воспитатель: Ребята, что за дерево изображено у вас на картинках?
Молодцы! Правильно, береза! Присаживайтесь!
Берёза - это символ России.
- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас.
Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь берёза. Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту, пользу. Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Во все времена года берёза хороша!
Воспитатель: Ребята, а чем береза отличается от других деревьев? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. У берёзы необычная кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показ бересты.)
Воспитатель: в одной из книг я прочитала такое выражение
«Береста-это плащ березы». Ребята, что такое плащ? (Ответы детей).
Воспитатель: а для чего людям плащ?
Воспитатель: Значит кора для чего нужна
березе? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. У берёзы необычная кора. Берёзу за цвет её коры называют белоствольной. Белую кору называют берестой (показ бересты.)
Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий. Но в белой коре — бересте, есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевички, через них берёза дышит.
Воспитатель: ребята, пройдите к столам, рассмотрите бересту.
Воспитатель: Потрогайте ее, какая она? (ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что делают из берёзы и чем она полезна человеку? (Дети отвечают)
1. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу.
2. В годы войны пекли из коры хлеб.
3. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки и туески (сосуд из бересты цилиндрической формы) для ягод и грибов, шкатулки, свистульки для малышей.
4. Из веток делают метлы, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.
5. Из древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу.
6. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.
6. Из молодых листьев заваривают чай, он лечебный.
7. Березовыми листьями красят на Пасху яйца.
8. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях.
Воспитатель: - Молодцы! А еще, сажали берёзу около жилища, чтобы берёзка приносила в семью благополучие, отпугивала всё плохое. Это красивое дерево считалось символом перехода от весны к лету.
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березу? (в лесу, на поляне, около рек и озер, на участке детского сада, на лугах и т.д.)
- Как называется лес, где растут березы? (Ответы детей)
- Правильно, березовая роща, в народе говорят березняк. В березняке можно найти много грибов. Как вы думаете, как называют эти грибы? Правильно – подберезовики.
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Берёза»
Мы березку посадили, (приседают на корточки)
Мы водой ее полили, (поливают)
И березка подросла, (встают медленно, поднимая руки вверх)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх, встают не мысочки)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. (Наклоняются вперед)
- Не обошли стороной это красивое дерево писатели и поэты.
Мы с вами учили стихи о березе. Кто из вас хочет прочитать стихотворение?
(дети читают стихотворение)
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную.
Родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится! (А. Прокофьев).
Воспитатель: - Какие красивые стихи! Спасибо.
Воспитатель: - Но не только поэты восхищались красотой русской берёзы. Многие художники тоже часто изображали берёзу на своих картинах, восхищаясь ей. Сейчас я вам покажу как изображали на своих картинах берёзку великие русские художники.
Глядя на эти картины, мы с вами можем убедиться, что берёза прекрасна в любое время года.
1.Посмотрите на картину Исаака Левитана «Золотая осень», здесь берёзки изображены в осеннем золотом убранстве.
Воспитатель: - А вот другая берёзка — зимняя, сверкающая в ажурном инее. Эту берёзку нарисовал художник Игорь Грабарь, а называется она «Февральская лазурь».
Воспитатель: -На картине Ивана Шишкина «Берёзовая роща» берёзы изображены длинно косые, кудрявые на фоне изумрудной травы.
Д/И «Подбор слов-признаков к слову береза (какая? С опорой на картины)
Воспитатель: Ребята, какая береза? (изображена на каждой картине) (Ответы детей)
Воспитатель: - Есть русская пословица «Где береза вырастает, там русский человек приживается».
- А какие пословицы, поговорки или приметы о березе вы знаете?
Дети завязывают цветные ленточки к веточкам и рассказывают пословицу, поговорку, примету о березе.
- Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
- Берёзой обогреешься, а не оденешься.
- Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких
- Сломать березу секунда – вырастить года.
- У березки слезки текут, когда с нее кору дерут.
Приметы.
- Если березовые ветки бросить на огородные грядки – не будет гусениц
на капусте.
- Из березы течет много сока - к дождливому лету.
- Лопаются сережки у березы - время сеять хлеб.
- Летом на березе появляются желтые листья - осень будет ранней
- Молодцы! Посмотрите, какая у нас нарядная березка получилась, давайте поводим вокруг нее хоровод.
Хоровод «Во поле береза стояла».
- Ребята, за красоту и неповторимость, полезные свойства и считают
люди березу символом России (добавляем в патриотический центр фигурку березы как
еще один природный символ России).
Итог занятия.
Молодцы ребята!
- Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?
- Что вас заинтересовало больше всего?
- Поделитесь своими знаниями о берёзе с друзьями и родителями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Люблю березку русскую!"
Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание бережного, заботливого отношения к природе....

конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Березка русская."
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 41 общеразвивающего видаКалининского района Санкт – Петербурга...
план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"
Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный...

Конспект НОД в подготовительной группе "Люблю березку русскую".
Конспект НОД предназначен для детей подготовительного к школе возраста ( с использованием презентации )....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».
Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искус...

Конспект занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…»
Конспект занятия с использование интерактивной доски...




