Краткосрочный проект "Тайна Божьей коровки"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лугаськова Елена Александровна

Актуальность: Поддерживать интерес к познанию. 

Божья коровка - удивительное насекомое. Актуальность исследования заключается, в возможности познакомить воспитанников ДОУ с взаимовыгодными отношениями насекомых, на примере божьих коровок, с одной стороны, и растений с другой стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_detskoy_initsiative_tayny_bozhey_korovki.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в старшей группе  «Тайны Божьей коровки»

Воспитатель: Лугаськова Е.А.

Информационная часть проекта

Название проекта: «Тайны Божьей коровки»

Участники проекта: Дети старшей группы  и их родители.

Педагоги вместе с детьми составляют план мероприятий проекта и реализовывают, родители тесно сотрудничают с педагогом в выполнении проектных заданий.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя

Целевые группы: дети старшего дошкольного возраста.

Содержательная часть проекта

Описание проекта

Задачи проекта: 

  • формировать у детей элементарные представления о божьей коровке, её строении и способах передвижения;
  • учить передавать свои впечатления от общения с насекомым в лепке, аппликации, рисовании;
  • содействовать активации совместной деятельности со сверстниками, родителями;
  • воспитывать бережное отношение к природе; уточнить, чем мы можем помочь насекомым;
  • знакомить детей с произведениями и малыми фольклорными жанрами о божьих коровках;
  • обогатить словарь детей новыми словами.
  • развивать умение делать выводы, устанавливать причинное – следственные связи; умение рассуждать, наблюдать.
  • развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых, активность, творческие способности, коммуникативные навыки, речь.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Предмет исследования: Божья коровка.

Актуальность: Поддерживать интерес к познанию. 

Божья коровка - удивительное насекомое. Актуальность исследования заключается, в возможности познакомить воспитанников ДОУ с взаимовыгодными отношениями насекомых, на примере божьих коровок, с одной стороны, и растений с другой стороны.

 Подготовительный этап. 

 1.  Постановка цели, задач.

2.  Изучение и подбор методической литературы.

3. Разработка проекта: выбор форм работы с детьми и родителями, выбор основных мероприятий, определение объёма и содержания работы  с детьми по теме, определение и формулировка ожидаемых результатов.

4. Поделка «Божья коровка»  для родителей, презентация ребенком.

5. Подбор иллюстративного, художественного, видео материала о насекомых.

6. Подборка игр, физкультминуток, песен, пальчиковых игр.

7. Презентация Черкасова  Егора: «Что я знаю о Божьей коровке» 

 

Виды деятельности.

Содержание и цель.

Совместная деятельность.

Беседы: «Почему меня называют божьей коровкой?»

«Чем питается божья коровка?»

«Какую пользу приносит божья коровка?»

Цель: углубить знания детей о внешнем виде, местах обитания, о том, чем питается и какую пользу приносит божья коровка, развивать активную речь.

Наблюдение на прогулке за божьей коровкой.
Цель: развивать наблюдательность; расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида божьей коровки.

Рассматривание энциклопедий, книг и журналов «Какие разные божьи коровки!»
Цель: познакомить детей с различными видами божьих коровок.

Продуктивная деятельность.

Рисование (Ватные палочки):

«Божью коровку можно поймать, чёрные точки нарисовать!»

Цель:  любознательность, интерес к самостоятельной деятельности. 

Раскрашивание божьих коровок (придумать новую яркую раскраску) цель: развивать навык штриховки предметов, фантазию у детей.

Коллективная аппликация: 

«Божья коровка в траве»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке и желание создать коллективную композицию.

Игровая деятельность.

 Словесные игры:

 «Закончи предложение»;

«Подбери признак».

Подвижные  игры:

«Мяч бросай, насекомых называй»;

«Найди свой домик»; «Божья коровка», «Вот выходим мы на луг»

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Чтение стихов про божью коровку.

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

Вечер загадок и отгадок.

Цель: развивать мышление, сообразительность, находчивость.

Просмотр мультфильма «Божья коровка».

Цель: доставить радость от просмотра, развивать у детей любознательность. 

Прослушивание песен о божьей коровке
Цель: развитие музыкального слуха.

Итоговое образовательное мероприятие «Путешествие Божьей коровки»

Цель: Закреплять полученные знания о божьей коровке в различных видах деятельности.

 

 

Основной этап. Реализация события в детских видах деятельности.

Работа с детьми.

Работа с родителями:

Сбор иллюстративного материала по теме.

Создание альбома «О жизни маленького жучка»

Организация  выставки  поделок на тему: «Изумительная крошка, наша божья коровка».

1.Организовать родителям наблюдение с детьми за насекомыми в разных местах и в разное время вне детского сада.

2. Привлечь к созданию « Поделки Божьей коровки», презентация ребенком.

Заключительный этап – трансляция результатов образовательного события

 Выставка поделок совместной деятельности родителей и детей.

 Итоговое образовательное мероприятие «Путешествие Божьей коровки»

Ожидаемые результаты: Удовлетворить интерес детей к божьей коровке. Благодаря проведённой работе, наши дети приобретут новый опыт поисково – исследовательской деятельности. Они научатся сравнивать, анализировать и делать выводы. Осознанно могут ответить на вопросы по теме события. В связи с данной работой у  них появится желание получить больше информации о других насекомых, а главное,  дети  должны сделать правильный вывод: бережно относиться к природе и её обитателям.

 

 

 

Стихи, загадки, пальчиковые игры.

А. Барто

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не могу держать в руках.

Пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два,

Трещинка на спинке,

Вот хорошая трава,

На, поешь травинку!

Ах, упал, упал из рук!

Нос измазал пылью!

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Не обижайте лесных насекомых!

В лесу летают мотыльки.

Ползут козявки и жучки…

Природа – мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

А. Усачев «Божья коровка»

Гуляла за городом божья коровка,

По стеблям травинок карабкалась ловко.

Глядела, как в небе плывут облака…

И вдруг опустилась большая рука.

И мирно гулявшую божью коровку

Засунули в спичечную коробку.

Ах, как тосковала в коробке бедняжка!

Ей снилась лужайка. И клевер и кашка.

Неужели  в неволе остаться навек?

Коровка решила готовить побег!

О боже! Взмолилась несчастная крошка

И вдруг увидала за шторкой окошко.

А там, за окном, все от солнца светло.

Но к свету ее не пускает стекло.

Однако, коровка на редкость упряма:

Нашла, где неплотно захлопнута рама,

И вот вылезает она из окна…

Ура! Наконец на свободе он.

Пальчиковые игры

Мы пошли гулять на луг,

(«Идем» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!
(Одна рука «ползет» по бедру или по другой руке.)

Жук жужжит, жужжит, жужжит

И по веточке бежит.

(Правая ладонь движется по левой, перебирая пальцами.)

Вот комар к нему летит

И звенит, звенит, звенит.

(Средний палец согнут, остальные – прямые, кисть движется вперед, покачиваясь влево-вправо.)

А трудяга муравей

Груз несет для всех друзей.

(Руки на плечо – как будто взваливаем груз на спину.)

Народные потешки

Божья коровка,

Черная головка.
Улети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного и белого.      

Только не горелого

Загадки

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко это… (Божья коровка)

Яркий носит сарафан,

С темными горошками,

 И взлетает быстро, ловко. Это … (Божья коровка)

Нет копыт у тех коров,

 Нет хвоста и нет рогов.

Вместо сена тлю едят,

И летают, где хотят.

Как милы они и ловки, Эти … (Божьи коровки)


Игра-имитации

«Божьи коровки»

Мы божьи коровки - (Прыжки)

Быстрые и ловкие! (Бег на месте)

 По травке сочной мы ползем, (Волнообразные движения руками)

 А после в лес гулять пойдем. (Ходьба на месте)

 В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

 Устали ноги от ходьбы! (Наклоны)

 И кушать мы давно хотим …(Гладим животик)

 Домой скорее полетим! (Садимся нас свои места).

Нетрадиционная техника рисования

«Божью коровку можно поймать, чёрные точки нарисовать!»

Цели:

- Научить детей создавать образы божьих коровок с помощью техники нетрадиционного рисования - тычком, ватными палочками.

Задачи:

Образовательные:

- Учить передавать образ божьей коровки, используя  ватные палочки.

- Учить равномерно, наносить точки на всю поверхность предмета.

- Закрепление знания строения божьей коровки.

Материалы:

- альбомные листы; красная и черная краска; иллюстрации Божьей коровки, ватные палочки, салфетки.

Введение в игровую ситуацию:

Воспитатель загадывает загадку:

- На берёзовом листочке кто-то красненький сидит.

Спинка, крылья в чёрных точках…

Замерла, как будто спит.

Посидела, посидела-вверх взвилась и улетела.

Симпатичная плутовка, эта…. (божья коровка)

- Правильно.

- Ребята посмотрите, к нам прилетела божья коровка

- А как она выглядит?  

- Молодцы ребятки!

Но божьей коровке скучно одной, давайте нарисуем ей много друзей. (Ответы детей)

Сегодня мы с вами будем рисовать точки на  божьих коровках  не кисточкой, а

тычками с помощью ватных палочек.

А перед тем, как начать рисовать, давайте разомнем наши руки:

Пальчиковая гимнастика: «Божья коровка»

По цветку ползет букашка,

(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей

коровки)

На ней красная рубашка.

(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)

Маленькая крошка,

(правой рукой погладить божью коровку)

На спине горошки.

(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Практическая часть:

- Спинка у божией коровки круглая давайте возьмем  ватную палочку обмакнем в красную краску и закрашиваем спинку тычком.

- Посмотрите на картинку на тельце у Божьей коровки черные точки, давайте возьмём ватные палочку обмакнем в черную краску и нарисуем точки и усики у наших насекомых. Молодцы.

- Посмотрите, какие красивые Божьи коровки у вас получились, но где же они будут прятаться (в травке)

- Давайте при помощи вилочки нарисуем им травку. (Показ воспитателя)

- Молодцы, теперь нашим божьим коровкам не скучно и есть где спрятаться!

Беседа в старшей группе:

«Почему меня называют Божьей коровкой»

Цель: развивать познавательную активность детей.

Расширять знания детей о жизни божьих коровок: о способах питания, защитных функциях, цикле развития.

Формировать у детей представление, о том, что по способу питания божья коровка – хищник.

Развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику кистей рук.

Расширять и активизировать словарный запас.

Развивать зрительную память.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту.

Описание хода занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие на луг. Как вы думаете, на каком транспорте можно попасть на луг?

Дети: На самолете или на автобусе.

Воспитатель: Верно. Давайте с вами построим самолет.

Строят «самолет» из мягкого конструктора, выбирают пилота.

Воспитатель: Проходите, пассажиры на свои места, отправляется на луг.

Дети рассаживаются.

Воспитатель: Вот мы прилетели, выходите и присаживайтесь на пенечки. Посмотрите, какая красота! Какие яркие луговые цветы, травы

Как вы думаете, кого мы можем здесь встретить?

Воспитатель: Да, на лугу можно встретить много насекомых, но сегодня я хочу вам рассказать о…

А вот сначала отгадайте загадку:

Кто это гуляет по моей ладошке?

Дети: божья коровка.

Воспитатель: Ну, конечно же, это божья коровка.

Предлагает 2-3 детям описать божьих коровок с разной окраской

В разных странах этого жука называют по-разному, но всегда ласково: солнышко, божья птичка, божья красавица.

Все божьи коровки красивы, ярки.

 А как вы, думаете, зачем этому насекомому такая яркая окраска? (ответы детей)

Яркая окраска предупреждает: не трогай меня, я не съедобна, опасна. Питаются божьими коровками – пауки, лягушки и некоторые крупные насекомые. Кстати, птицы на этих жуков не охотятся. Желтая жидкость, которую выделяет божья коровка, отпугивает этих животных. А еще божьи коровки известные хитрецы.

Они умеют притворяться мертвыми, для того, чтобы обмануть хищников и спасти свою жизнь.

 Ребята, а кто из вас знает, чем питается это насекомое? (Ответы детей).

 Несмотря на свои маленькие размеры, божья коровка – хищник. Она питается мелкими насекомыми, которые живут на листиках растений – тлей.

Еще коровка поедает щитовок, медяниц, молодых гусениц.

Когда божья коровка становится взрослой, она откладывает яйца. Их она прикрепляет на листиках, стеблях растений. Через некоторое время из этих яиц появляется  личинка божьей коровки. Личинка питается теми же насекомыми что и взрослый жук. Когда личинка вырастит, и окрепнет, она превратится в куколку. Пройдет немного времени и из куколки вылупится молодая божья коровка, у которой еще мягкие и не окрашенные надкрылья. Но вскоре надкрылья затвердеют и приобретут яркую, красивую окраску

В течение всего лета божьих коровок можно встретить повсюду: в саду , в поле. Они могут жить и в городе, и даже залетать в квартиры и зимовать между оконными рамами. Но все же большинство этих насекомых зимует под опавшими листьями, под корой деревьев, под камнями.

Физкультминутка:

Покружились, покружились,

В божьих коровок мы превратились.

Божьи коровки, покажите ваши головки,

Носики и ротики, ручки,

(дети показывают названые части тела).

Божьи коровки, поверните направо головки.

(поворот головы направо).

Божьи коровки, поверните налево ваши головки.

(поворот головы налево).

Ножками притопните (топают ногами)

Ручками прихлопните (хлопки руками)

Друг к другу повернитесь

Немного размялись, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови насекомое» (дети встают в круг, воспитатель кидает мяч ребенку, тот, кто ловит мяч, называет насекомое и т. д.).

Теперь, я уверена ребята, что никто из вас не обидит божьих коровок. Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых.

Коллективная аппликация из бумаги

“Божья коровка в траве”

Актуальность: эта работа подходит для детей среднего дошкольного возраста.
Задачи и цели:
- продолжаем формировать знания о природном мире.
- закрепление умения и навыков работы с ножницами и клеем ПВА.
- продолжаем закреплять умение вырезать из заготовок нужные части тела для божьей коровки.
- развиваем творческие способности.
- воспитываем бережное отношение к природе.

Образовательные:

уметь аккуратно вырезать фигуры по шаблону;

уметь располагать детали в определённом порядке;

Развивающие:

развивать моторику рук и композиционные умения

Воспитательные:

воспитывать уважение и бережное отношение к живой природе

Для занятия по аппликации нам понадобятся:

Линейка;

цветная бумага черного, красного и белого цветов;

простой карандаш;

жидкий корректор или белый пластилин.

Берём лист красной цветной бумаги и вырезаем две полоски -10см, и 8см.

Затем берем клей, склеиваем крест- накрест концы.

Из черной бумаги вырезаем полоску -5см. и приклеиваем к острому углу, загибая чтобы получилась, голова. (См. приложение) А теперь нам необходимо вырезать разные кружки из чёрной бумаги.

Из зеленой и салатной бумаги произвольно нарезаем «траву» и приклеиваем на ватман, концы загибаем с помощью карандаша.

Берём лист белой бумаги, загибаем полоску, из которой вырезаем белые кружки. Получится два маленьких кружочка для глазок.

Между травы приклеиваем божьи коровки.

Лепка в старшей группе

«Божья коровка»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Цель: развивать навыки лепки из пластилина, передавать характерные черты строения, развивать внимание и мышление, учить рассказывать о насекомых, воспитывать детей любить природунасекомых.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение лепить знакомые формы, используя усвоенные приемы (раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, сплющивание ладонями, присоединения, лепка пальцами для уточнения формы;

-учить передавать в лепке особенности жука (тело овальной формы, крылья, маленькие круглые пятнышки на крыльях);

-обогащение активного словаря;

- расширение общих знаний.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, воображение, внимание, творческую самостоятельность, наблюдательность;

-формирование пространственного и образного мышления;

- развитие речевых способностей;

- развитие зрительного восприятия.

Воспитательные:

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе, ко всему живому;

-воспитывать аккуратность, усидчивость, радоваться результату;

- формировать привитие и уважение к труду.

-Предварительная работа:

- рассматривание насекомых на основе иллюстративного материала;

- подготовить зеленую бумагу в форме листочка на каждого ребенка;

- подготовить пластилин черного, красного, белого цвета;

- чтение стихотворений «Божья коровка»«Незнакомые насекомые» А. Усачева

- подбор загадок, поговорок

-наблюдение за божьей коровкой на прогулке

-беседа о божьей коровке

-разучивание потешек

Материалы и оборудования: Пластилин черного, красного, белого цветов, стеки, доски для пластилина, лист в форме листочка, готовый образец божьей коровки, салфетки.

ХОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку:

С неба в гости прилетела.

 На цветочек мамин села.

Крылышки в горошек.

Шесть прекрасных ножек.

Черная головка.

Воспитатель: Кто это?

Дети: (Божья коровка).

Воспитатель: А что Вы знаете про божью коровку? Какая она?

Ответы детей

Воспитатель: А я знаю, что божья коровка приносит удачу. Кто хочет, чтобы у него была своя божья коровка?

(ответы детей; я хочу, мы хотим)

II Основная часть.

Воспитатель: Дети, давайте мы, сейчас слепим этот красивый символ удачи, но для начала поиграем.

Физическая минутка

Мы божьи коровки (дети прыгают)

Быстрые и ловкие (бег на месте)

По сочной травке мы ползем (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдем (идут по кругу)

В лесу черника и грибы (тянемся вверх, приседаем)

Устали лапки от ходьбы (наклоны)

И кушать мы давно хотим (гладим животик)

Домой, скорее, полетим (возвращаемся на свои места)

Воспитатель приглашает детей за столы. Показывает изображение божьей коровки.

Воспитатель: А теперь приступим к рассмотрению насекомого.

-Из каких частей состоит наше насекомое?

Ответы детей.

- Как вы думаете, с какой части надо начинать работу? (с туловища).

- На какую форму похоже туловище? (овал).

- Как мы получим овал? (сначала скатаем шар, а затем раскатаем его немного, чтобы получилась вытянутая фигура).

Какую часть мы будем лепить дальше? (голову).

Какой она формы? Как получим шар?

Затем соединим голову и туловище с помощью приема промазывания.

Как вы думаете, ребята, зачем нужно примазать одну часть к другой?

(чтобы соединение было прочное).

Воспитатель: Ребята, прежде приступить к работе, мы разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Божья коровка

Ползёт по травинке. (Загибать пальчики по одному)

У божьей коровки

Кружочки на спинке, (загибать пальчики по одному)

Изящные пятнышки (делать кольца из пальчиков)

Чёрного цвета. (поднести к глазам)

Коровка вздыхает,

Услышав про это: (машут ладошками)

«Я так осторожна! (машут ладошками)

Я так аккуратна!

Откуда ж взялись (развести ладони в строну)

Эти чёрные пятна?» (уронить ладошки на стол)

Воспитатель: Ребята, я вам принесла уже слепленную божью коровку. Она вам хочет напомнить о правилах безопасности по работе с пластилином. (Пластилин нельзя брать в рот, нельзя играть со стеками)

Лепить мы будем вот такую же божью коровку.

Берем кусок красного пластилина, скатываем из него шар. Это будет тело.

-Скатали? У всех получилось? Снизу сплющиваем, прижимаем. Дальше возьмем стеку и проведем линию, разделим на 2 части. Это будет тело.

Возьмем кусок черного пластилина. Взяли? Покажите мне, дети.

Скатаем из черного пластилина шар поменьше и присоединим его к телу. Это будет голова.

Возьмем кусочек маленького черного пластилина и скатаем маленький шар, прижмем его пальчиком, присоединим к телу нашей божьей коровки. Это пятнышки на крылышках.

Все сделали, как думаете, ребята?

-правильно, остались глазки. Их нужно скатать из белого пластилина. Отщипываем от белого пластилина маленький кусочек и катаем шар. Повторяем действие для второго глазика. Присоединяем на голову. А теперь отщипываем маленький кусочек черного пластилина, катаем в шарик и ставим на глазик. Теперь глазики готовы!

Дети лепят. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям при необходимости.

Осталось посадить нашу коровку на зеленый листочек. Посмотрите, какие замечательные и красивые у нас получились божьи коровки! Наш символ удачи обязательно принесет счастье! Дети – вы молодцы! Спасибо! Идем мыть руки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

наглядное пособие "Божья коровка"

Идея взята из журнала "Дошкольное воСпитание", мое - воплощение в жизнь. Работа над музыкальным произведением с использованием данного дидактического пособия способствует развитию слухового внимания, ...

Комплексное занятие по изобразительной деятельности (рисование) в младшей группе "Божья коровка"

Комплексное занятие учит детей различать характерные признаки весны, воспитывает чуткое и бережное отношение к пробуждению природы, закрепляет знания детей об особенностях насекомых, об их пользе и вр...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе по теме "Божья коровка".

Информационно-познавательное занятие. Цель -- познакомить с внешним видом и образом жизни божьей коровки, объяснить в чем ее польза....

Божья коровка

                                                    ...

"Божья коровка"

                                                    ...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Божьи коровки – в пятнышках обновки»

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении...