Педагогический проект «Волшебный магнит»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Баранкова Елена Михайловна

В процессе поисково-исследовательской деятельности развивать познавательный интерес детей к новому материалу..Знакомить детей со свойствами магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx372.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Волшебный магнит»

Актуальность.

«Вот перед Вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит».

Что это за чудо камень - магнит и какими свойствами он обладает.Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах. Дети активно работают с магнитами, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В каждой семье на холодильнике большое количество магнитов, на которых держатся красивые картинки и фотографии. Вы все время находитесь в поиске интересных детей для занятий с детьми? Хотите, чтобы дети проводили время интересно и узнавали что-то новое? Ни один ребенок не останется равнодушным к такому интересному и любопытному предмету как магнит!

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Тип проекта: краткосрочный, групповой .

Срок реализации: (с 21.11.22г. по 01.12.22г.)

Цель проекта: развивать познавательный интерес, умение самостоятельно применять полученные представления в исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Продолжать  знакомить  детей со свойствами магнита;
  • сформировать у детей навыки исследовательской деятельности, анализирующее восприятие;
  • способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств;
  • научить детей выдвигать предположения, гипотезы, выражать в речи результаты действий;
  • Обогащение словаря: магнит, железные предметы.

Предполагаемые результаты:

1. У детей сформированы первоначальные знания о свойствах магнита, узнали, почему так называется.

2. Дети самостоятельно опытным путем выявили свойства магнита: притягивает только металлические предметы, действует через различные предметы, магнит не боится препятствий.

3. С удовольствием принимают участие в опытах по определению свойств магнита, стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового о магните, его способности притягивать предметы.

4. Расширен словарный запас по проблеме.

Продукт проектной деятельности: Изготовление  декоративного магнита сувенира. Создание выставки - коллекции магнитов. Пополнение  уголка экспериментирования по данной теме проекта. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

Первый этап - разработка проекта:

  • разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
  • подборка иллюстраций на тему «Опыты, экспериментирование с магнитом»;
  • подготовка практического материала для проведения опытов.

Помощь родителей в оформлении выставки. Изготовление декоративных магнитов сувениров совместно с родителями.

Второй этап - практический этап:

  • Чтение познавательной сказки о магните «Приключения магнитика».
  • Просмотр мультфильма «Фиксики. Магнит. Компас».
  • Проведение опытов с магнитом.
  • Рассматривание декоративных магнитов.
  • Настольная магнитная игра «Рыбалка».
  • Изготовление совместно с родителями декоративного магнита

Заключительный этап.

  • Итоговое мероприятие-выставка коллекция магнитов сувениров изготовленных совместно с родителями  родителями .  
  • Открытое занятие «Поможем сказочным героям»

Перспективный план работы: 

Понедельник 21 ноября

«Знакомство с магнитами» 

беседа

Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Просмотр с детьми иллюстраций по теме «Магнит»

беседа

Заинтересовать детей изображением на иллюстрации.

Подготовка практического материала для проведения опытов.

Совместная деятельность.

Приобретение новых знаний

Вторник  22 ноября

Чтение познавательной сказки «Приключения магнитика»

беседа

Формирование представлений и выявление возможностей для познавательного развития.

Просмотр мультфильма «Фиксики. Магнит, Компас».

Совместная деятельность.

Создание благоприятного эмоционального состояния у детей, посредством познавательной деятельности.

Среда 23 ноября

Опыт №1

«Какие предметы притягивает к себе магнит?»

Совместная практическая деятельность.

Познакомить детей со свойствами магнита.

Четверг 24 ноября

Опыт №2 «Чудеса со скрепками».

Практическая деятельность

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Пятница 25   ноября

 Опыт №3 «Все ли притягивает магнит?».

 Практическая деятельность

 Закрепить знания детей о свойствах магнита

 Настольная магнитная игра «Рыбалка». 

 Практическая деятельность

. Закрепление полученных знаний, развитие внимания, памяти.

Понедельник 28 ноября

Опыт№4

«Действует ли магнит через другие материалы?»

Практическая деятельность

Развивать навыки исследовательской деятельности, вызывать интерес детей анализировать результат.

Вторник  29 ноября

Рассматривание декоративных магнитов.

        Беседа

Вызвать интерес у детей в познавательной деятельности

Среда   30 ноября

Изготовление декоративного магнита сувенира  

Совместная с родителями практическая деятельность

Развитие творческих способностей.

          III этап

Итоговое мероприятие-выставка коллекции  декоративных магнитов, изготовленных совместно с родителями и  воспитателями.  

Открытое занятие «Поможем сказочным героям»

Четверг 1  декабря

Выставка магнитов сувениров , изготовленных совместно с родителями

Совместная с родителями практическая деятельность

Развитие творческих способностей.

Вывод: в результате реализации проекта «Волшебный магнит» дети имели возможность познакомиться и приобрести  знания о свойствах магнита, узнали, почему он так называется. С удовольствием принимали участие в опытах по определению свойств магнита, проявляли инициативу и стремление узнать, открыть для себя как можно больше нового о магните, его способности притягивать предметы. В соответствии с возрастными возможностями выполняли исследования по теме, активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми в ходе совместной деятельности, что обеспечивает актуализацию знаний по исследуемой проблеме.

Методическое обеспечение проекта.

  1. Гризик Т.И. «Познавательное развитие 2-8 лет: мир природы и мир человека» методическое пособие / Т.И. Гризик, , М.: Просвещение, 2015 г.
  2. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.
  3. Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
  4. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А. А. Леонович;
  6. Большая книга «почему» / под редакцией А. В. Веселовой. Изд-во: ЗАО «РОСМЭН» 2014.
  7. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».                                            Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. 2010 г.

 

 Беседа на тему «Знакомство с магнитом».

Задачи:

Образовательная: познакомить с понятием «магнит», сформировать представления о свойствах магнита.

Развивающая: формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Воспитательная: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход.

Ребята, посмотрите! Вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?

Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.

Познавательная сказка о магните «Приключения магнитика».

Жил-был маленький веселый магнитик. Он радовался весне и не знал к кому бы прилепиться. Вдруг он увидел мальчика, который сидел и плакал. Его заводная игрушка утенок никак не заводилась, ключик случайно упал в тазик с водой и мальчик никак не мог его достать. Тогда магнитик решил помочь мальчику и прилепившись к стенке тазика, достал ключик. Мальчик очень обрадовался, поскольку теперь он может заводить своего любимого утенка и играть с ним. А веселый и довольный магнитик отправился путешествовать дальше.

Картотека опытов с магнитом:

Опыт «Какие предметы притягивает к себе магнит?»

Педагог: Ребята, мы с вами рассмотрели предметы из нашей коробочки, назвали из чего они сделаны. (досочка из дерева, деревянная, бумага, кусочек ткани). Сейчас я вам предлагаю определить, какие из предметов будет притягивать магнит, а какие нет. Попробуйте и мы с вами вместе определим, на какие предметы действует магнит, а на какие нет.

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Вывод: магнит притягивает только железо. 

Опыт «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду. 

Опыт «Всё ли притягивает магнит

“Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет. 

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки. 

Открытое занятие в старшей  группе с магнитом «Поможем сказочным героям»

Баранкова Е.М.

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнитная сила, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит

Развивающие:

- развивать у детей представление об основных свойствах магнита;

- развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

- обогащать словарь детей словами: магнит, магнитная сила, магнетизм, находить причинно - следственные связи.

 

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, желание помогать ближнему, беречь окружающую природу;

Оборудование:

- посылка с волшебными камушками – магнитами; Технические средства: ИКТ

- 6 писем от сказочных героев (Крокодила Гены и Чебурашки, Красной Шапочки, черепахи Тортиллы, принцессы Варвары, поросенок Ниф-Ниф, Незнайки- картинки с изображением сказочных героев;

- магниты по количеству детей, большой магнит;

- тарелки с крупой и скрепками;

- тарелки с мелким предметами из разного матерьяла, пластмассовым конструктором, бумажками, гайками, болтами;

- тазы с водой (в нем игрушечная золотая рыбка и различный мусор из металла) ;

- удочки с магнитом по количеству детей.

 Методы и приемы:

- беседа;

-создание проблемной ситуации;

-экспериментально-опытный;

-объяснительно-иллюстративный;

-игровой;

-совместная деятельность с детьми.

Предварительная работа:

Беседа

Просмотр презентаций

Ход образовательной деятельности:

Приветствие

Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим гостям улыбки и поздороваемся с ними.

В: Ребята к нам в группу пришла посылка.

Здесь подписано, «Для детей старшей группы «Солнышко»! от сказочных героев. Я предлагаю посмотреть, что в ней?

В: Так ребята, а в коробочке письмо  

В :Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.(магнит) 

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

В: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем».

Показывает  магнит детям, дает потрогать  (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

В: Я предлагаю вам положить магниты в коробочку. Смотрите, по скайпу пришло электронное письмо. Давайте посмотрим от кого оно.

письмо от Крокодила Гены и Чебурашки слайд № 1

«Здравствуйте, ребята! Это я, Крокодил Гена! У меня сломалась машина. Я хотел ее отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а мы с Чебурашкой  не знаем , как их определить. Помогите нам, пожалуйста»

В: - Как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Гене и Чебурашке?

В: - Как мы сможем отличить железные детали от остальных?

Д: (Нужно использовать магнит).

В: Я предлагаю Вам пройти к первому столу (дети проходят за столы)

Опыт1

В: - На столах лежит множество предметов из разных материалов. - Какие материалы вы видите перед собой? (бумага, резина, ткань, пластмасса, железо, дерево, стекло).

В: - Вам нужно по очереди проверить, какие предметы  притягивает магнит, отобрать их и положить их в коробочку. Приступайте!

В: - Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики, гайки, болты…?

Ответы детей: (Потому что они металлические, железные)

В: Правильно, все они металлические, железные, какой вы можете сделать вывод?

Вывод: Дети: - Магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.

В: - Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит.

После каждого выполненного задания дети получают карточку и отмечают кружком то свойство магнита которое они доказали и вешают на магнитную доску. Проходят к следующему столу.

слышат аудио звук сообщения слайд № 2

Письмо от Красной Шапочки

«Ребята, помогите мне пожалуйста. Мы с мамой хотели испечь бабушке пирожков и сварить кашу, но я случайно уронила в гречку и сахар скрепки. Что делать я не знаю. А я так хотела порадовать бабушку».

Опыт 2 «Поможем Красной Шапочке».

В: Поможем Красной Шапочке? Как же нам ей помочь? Как можно найти в крупах металлические предметы?

ответы детей: с помощью магнита.

В: - Возьмите по магниту и проведите им над тарелкой, железные скрепки притягиваются к магниту.

В: - Молодцы ребята! отправим Красной Шапочке гречку, сахар,соль  без скрепок, она будет очень рада! Положите магниты в коробку.

Вывод: В: почему магнит притягивает железные предметы?

Д: потому, что у магнита есть волшебная сила! В: Правильно ребята и она называется магнитная сила. Она действует даже через разную круппу!

Молодцы ребята справились с заданием.

Дети получают карточку отмечают кружком то свойство которое они доказали   и вешают на магнитную доску.

Проходят к следующему столу.

слышат аудио звук сообщения слайд № 3 от черепахи Тортиллы

«Я черепаха Тортилла

Прошу вас об одном!

Очистите от мусора мой пруд!»

В: Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет черепаха! Если мы не поможем, она может погибнуть!

Опыт3 Берем волшебные удочки! Мы не будем ловить рыбку! Мы будем вылавливать металлический мусор!

В: В: Скажите ребята! магнит притягивает какие предметы? -

Д: металлические предметы, лежащие в воде.

В: Значит какой мы можем сделать

Вывод. :магнитные силы действуют и через воду!

В: Молодцы ребята!! возьмите еще одну карточку  и отметьте кружком то свойство  магнита  которое доказали и закрепите карточку на магнитную доску.

Проходят к следующему столу. Где стоит банка, а на дне ключ.

слышат аудио звук сообщения слайд № 4

Письмо от принцессы  Варвары

Здравствуйте ребята я случайно уронила  ключи от своих волшебных сундучков в воду, и теперь они лежат там на дне а как достать их, не намочив рук я не знаю.

В: Ребята, как вы думаете, можно ли достать ключи  не замочив рук и не выливая воду из стакана?

В: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло? Давайте это проверим.

Опыт4  (У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает ключ в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит.)

Воспитатель: Что же двигало ключик?

- Магнитная сила.

Вывод: Д: магнитная сила может действовать через стекло.

В: Молодцы ребята возьмите очередную карточку и отметьте свойство которое доказали и закрепите на магнитную доску.

В: - Ну, что пора немного отдохнуть, я приглашаю поиграть в игру

Физминутка:  Магнетизм.

 Воспитатель: Встаньте, подойдите ко мне. Я магнит и  буду называть разные предметы, а вы будьте внимательны, если предмет мною названный притягивается магнитом , тогда вы протягиваете ко мне руки, если предмет не притягивается магнитом, то руки прячете за спину.

Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам

проходят к следующему столу.

слышат аудио звук сообщение слайд № 5

Письмо от поросенка Ниф-Нифа из сказки три поросенка

проходят к следующему столу с изображением Ниф-Нифа.

«Ребята помогите мне найти мох братьев , когда волк ворвался в наш дом, они, разбежались и потерялись. помогите нам встретится.»

Опыт5

В: Ребята смотрите у вас у всех лежат карточки с разными дорожками. Давайте поможем провести поросят по этим дорожкам с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

В: Что происходит с монеткой?

Д: (Двигается)

В: Почему так происходит?

Д: (Потому что магнит примагнитил монетку)

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

В: Молодцы ребята отметьте кружком доказанное свойство магнита  и прикрепите еще одну карточку на доску.

слышат аудио звук сообщения слайд № 6

Письмо от Незнайки.

«Трудно в жизни быть НЕЗНАЙКОЙ!

Я хочу все знать!

Попрошу я вас ребята

Про магниты все мне рассказать

Рефлексия : что же мы интересного узнали сегодня о магнитах? Кто расскажет Незнайке? (Дети подходят к магнитной доске на которую прикрепляли  карточки  со свойствами магнита  и рассказывают.)

Магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются

У магнита есть волшебная сила   и она называется магнитная сила. Она действует даже через разные предметы, воду, стекло.                            

Вы сегодня ребята совершили много добрых поступков, помогли героям из разных сказок! А знаете, когда люди делают добрые дела, они становятся добрее! будьте дружными и помогайте друг другу! 

Мастер-класс по рукоделию. Поделка «Символ 2023года» в технике тестопластика

Для изготовления с детьми старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс для родителей по изготовлению  магнита на холодильник в технике тестопластика.
Цель:
• Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
• Развивать творчество и фантазию, образное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Необходимый материал: соль «Экстра» - 0,5 стакана; мука пшеничная – 0,5 стакана, вода – 0,5 стакана, скалка, стека, кисточка, стаканчик с водой, фольга, блестки, клей «Титан».
Замешиваем солёное тесто:
1. Хорошо перемешайте муку с солью.
2. Понемногу добавляйте воду и вымешивайте тесто, пока оно не  будет прилипать к рукам.
3.Готовое тесто положите в целлофановый пакет и подержите минут 10-15.

Итак, начнём. Шаблон есть, фигурку зайчика нужно вырезать по контуру. Раскатываем тесто толщиной 2-3 мм.Сверху прикладываем шаблоном.

И начинаем стекой вырезать по контуру.

Края фигурки сгладить с помощью стеки или ватной палочкой смоченной в воде.

Затем поверхность фигурки украшаем блестками или бисером. Для этого нужно слегка смочить поверхность фигурки водой и посыпать блестками

Перекладываем фигурку вместе с фольгой на противень и ставим в  духовку для сушки. Включаем слабый огонь и оставляем сушиться  на 1 час

По истечении времени выключаем духовку и достаём высушенную фигурку и оставляем остывать.Когда фигурка станет холодной, приклеиваем магнит и покрываем  лаком.

Вот такой «Символ 2023 года»  у нас получился.

Вы можете создать свою неповторимую лошадку, используя понравившийся вам шаблон и варьировать оформление по своему вкусу.

Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Педагогический проект "Волшебное озеро"

На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением является экологическое воспитание. Возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные ...

Проект "Волшебный магнит"

В данной работе проведено исследование различных свойств магнита....

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...

Проект «Волшебный магнит». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.

                     Проект «Волшебный магнит».Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.Тип проекта: по направленн...

проект "Волшебный магнит"

Актуальность.«Вот перед Вами обычный магнит,Много секретов в себе он хранит».Что это за чудо камень - магнит и какими свойствами он обладает?Экспериментирование пронизывает все сферы детск...

Исследовательский проект"Волшебный магнит"

Исследовательский проект"Волшебный магнит"...