Главные вкладки

    Педагогический проект "Волшебное озеро"
    методическая разработка по окружающему миру по теме

    Попелкова Вероника Александровна
    На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением является экологическое воспитание. Возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные в эколого-краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, разработка программ, создание необходимых условий. Было решено реализовать комплексный подход к развитию ребенка, осуществляя интеллектуальное, нравственное, физическое развитие детей средствами эколого-краеведческой деятельности на одной из тропинок летних путешествий. Выбор пал на создание миниэкосистемы «Пруд». Предлагаю проект для педагогов, родителей и детей, целью которого является создание и апробирование на практике модели миниводоема.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_proekt_volshebnoe_ozero.docx25.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «ВОЛШЕБНОЕ ОЗЕРО»

                                                 ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

    Детей старшего дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желании открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего, эмоционально) на все окружающее, новое в жизни. Именно эколого-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время дня и года.

    Конечно, возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные в эколого-краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, разработка программ, создание необходимых условий.

    Прививая детям чувство прекрасного, первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у ребенка его собственное отношение к тому или иному явлению действительности.

    Лето – время действий, проб и проверка сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и развиваются интеллектуально. Необходимо только помогать им. Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными, практическими занятиями.

    Было решено реализовать комплексный подход к развитию ребенка, осуществлять интеллектуальное, нравственное, физическое развитие детей средствами эколого-краеведческой деятельности на одной из тропинок летних путешествий. Выбор пал на создание миниэкосистемы «Пруд».

    Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследо вания. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой. Игры с водой один из самых приятных способов обуче ния. Такие игры проводятся далеко не каждый день.

    Для этого необходимо создать элементарные условия для развития, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играют большую роль  в процессе умственного воспитания ребёнка в дошкольном возрасте. И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов  через их чувственное различие, и в этом  им окажут большую помощь «Игры с водой». Используя  их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих  замыслов и способностей дошкольников, формируется позитивное отношение к воде (познавательного, бережного, созидательного),  развивается умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

    В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

    создание и апробирование на практике модели миниводоема.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

    1. создать благоприятную среду для общения с природой, которая будет способствовать сохранению и укреплению здоровья детей;
    2. создать методическую базу по изучению экосистемы «Пруд»;
    3. составить методические рекомендации по работе с миниводоемом на участке;
    4. привлечь к работе по созданию миниводоема родителей;
    5. дать почувствовать детям и взрослым свою ответственность за состояние окружающей среды.

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

    1. воспитатели;
    2. педагоги;
    3. дети.

    СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

           ноябрь – август.

    Реализация педагогического проекта опирается на принципы развития дошкольников:

    ПРИНЦИПЫ

    СОДЕРЖАНИЕ

    принцип психологической комфортности

    снятие стрессовых факторов

    принцип дифференцированного подхода

    решение задач эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствование созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей

    принцип творчества

    максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности

    принцип природосообразности

    развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием

    принцип деятельности

    включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции

    принцип интеграции

    интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

    I ЭТАП – подготовительный

    1. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме и имеющие опыт работы).
    2. Довести до участников проекта важность данной проблемы; заинтересованность каждого педагога темой проекта.
    3. Подбор научно-популярной литературы, иллюстрированного материала по созданию водоема.

    II ЭТАП – основной

    1. Создание проекта с детьми «Экосистема «Пруд».
    2. Проведение смотра-конкурса среди родителей по создание макета водоема на участке:
    1. объявление условий конкурса;
    2. создание макетов;
    3. защита работ;
    4. подведение итогов конкурса.
    1. Организация родителей по созданию миниводоема на участке:
    1. организовать пап для выкапывания ямы под бассейн пруда;
    2. заливка дна (варианты: цементирование; укладка полиэтиленом);
    3. завоз воды;
    4. организация среды вокруг водоема и внутри него.

    III ЭТАП – заключительный

    1. Подбор растений для водоема и зоны вокруг него.
    2. Изучение флоры и фауны миниводоема.
    3. Изучение особенностей почвы вокруг водоема (камни, песок, галька).
    4. Создание методических рекомендаций:
    1. конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми;
    2. дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-исследования;
    3. опытническая деятельность;
    4. научно-популярная и художественная литература;
    5. иллюстрированный материал;
    6. слайды, мультимедийные презентации.

    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:

    1. работа с педагогическими кадрами ДОУ;
    2. взаимодействие с родителями;
    3. работа с детьми;
    4. взаимосвязь с наукой.

    ПЛАНИРУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ МИНИВОДОЕМА:

    ОБЪЕКТ

    ЗНАЧЕНИЕ

    КАМНИ – КОРЯГИ

    Песчаник – состоит из сцементированных зерен песка

    Для украшения и декорирования берега водоема.

    Регулируют температуру воды летом и уберегают пруд от резких колебаний температур; нагреваясь днём, они отдают тепло воде ночью.

    Позволяют создавать красивые ландшафтные композиции.

    Гладкие валуны

    Мрамор

    Коряги

    Позволяют рыбам чувствовать себя более уверенно в водоёме. Коряги, расположенные выше уровня воды, нравятся птицам, на них они любят сидеть.

    РАСТЕНИЯ

    Осока – высокое растение с трехгранными узкими длинными листьями

    Украшает прибрежную зону водоемов.

    Рдест плавающий – не имеет листьев на поверхности, все растение, кроме колоска, погружено в воду

    Являются пищей для водных обитателей; отмирающие части растений падают на дно, образуя плодородный ил. Обогащают воду кислородом, поглощают углекислоту, выделяя кислород и препятствуя тем самым загрязнению воды.

    Роголистник – не имеет корней и свободно плавает в толще воды

    Образует красивые заросли, но помимо этого ценится за то, что способен очищать воду, обогащая ее кислородом. Служит пищей для рыб. Поглощает углекислоту, выделяя кислород и препятствуя тем самым загрязнению воды.

    Ряска

    Смотрится достаточно декоративно на поверхности водоема. Обогащает воду кислородом. Может служить кормом для рыб.

    Ирис

    Очень декоративен, украшает прибрежную зону водоемов.

    ЖИВОТНЫЕ –  НАСЕКОМЫЕ

    Речной рак

    Поедает мёртвых животных в пруду, контролирует численность рыб, очень чувствителен к загрязнению воды, поэтому места, где он водится, говорят об экологической чистоте этих водоемов

    Дафнии и циклопы – крошечные существа длиной несколько миллиметров

    Являются одним из наиболее полноценных кормов, высокое содержание белка, большое количество микроэлементов и витаминов, оптимальный аминокислотный состав белка – все это делает дафний и циклопов очень популярным кормом.

    Не дают растениям сильно разрастаться – поедают сине-зелёные водоросли.

    Улитки

    Очищают пруд от отмершей органики и очищают поверхности подводных объектов от микроводорослей.

    Жук-плавунец

    Гроза мелких рыбешек, моллюсков, водных насекомых. Он ловок, силен и прожорлив — за раз без особого труда съедает двух-трех рыбок величиной с колюшку, нападают на мальков рыбы и головастиков.

    Жук-вертячка с удивительной быстротой вертится на поверхности воды

    Чувствуется резкий запах, напоминающий запах валериановых капель, который зависит от едкого летучего вещества, выделяемого вертячкой из особых анальных желез, лежащих в задней части брюшка. Можно предположить, что этот запах отпугивает животных, которые нападают иногда на вертячек.

    Водомерка

    Не дают упавшим в воду насекомым испортить воду.

    Красотка – стрекоза с ярко окрашенными синими крыльями

    Питаются комарами, поедают мелких насекомых.

    ЭЛЕМЕНТЫ ДЛЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ

    Светильники для пруда

    Подсветка водоемов всегда выглядит необычно, даже сказочно.

    Фигурки для сада

    Эстетически оформленный  водоем.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    1. обновлённая эколого-развивающая среда, модель миниводоема;
    2. организация работы с детьми по данному направлению;
    3. интеграция с другими группами ДОУ;
    4. накопление практического и творческого материала по данной теме;
    5. повышение интереса родителей к данной проблеме;
    6. повышение уровня знаний и представлений воспитанников об охране окружающей среды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"

    В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского.  Происходит знакомство с одним из вид...

    Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево на берегу озера"

    Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

    Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

    Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

    СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

    Авторский педагогический проект. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с исторической достопримечательностью г.Бор, Нижегородской области – Мухинским озером»

    У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ве...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ОЗЕРО БАЙКАЛ - НАША ЖЕМЧУЖИНА»

    дать детям представления об озере Байкал, его флоре и фауне....

    Методическая разработка: педагогическиий проект "Озеро Байкал- жемчужина Сибири"

    Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети  получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (вне...