Конспект познавательного досуга для старшего дошкольного возраста "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Листопадова Татьяна Александровна

Изложенный в конспекте материал позволяет систематизировать представление детей старшего дошкольного возраста о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, мышление; совершенствовать воображение; закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, образа жизни диких животных Средней полосы России к осенним изменениям; закрепить знания детей о растительном мире лесов средней полосы России осенью (деревья, кустарники, их семена и плоды; съедобные грибы и ягоды); закрепить знания детей о правильном и безопасном поведении в природе (в лесу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_v_osenniy_les.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Путешествие в осенний лес»

Цель: Систематизировать представление детей о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, мышление; совершенствовать воображение

Задачи: Закрепить представление об изменениях в природе с наступлением осени.

Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, образа жизни диких животных, о приспособлении конкретных животных к осенним изменениям.

Закрепить представления о растительном мире лесов средней полосы России осенью (деревья, кустарники, их семена и плоды; съедобные грибы и ягоды).

Закрепить знания детей о правильном и безопасном поведении в природе (в лесу).

Предварительная работа: Изучение внешнего вида и названия грибов (макеты грибов, макет «уголок леса», фотоальбом «грибы»); деревьев и кустарников (их семян и плодов); знакомство с жизнью лесных животных осенью, их подготовке к суровым условиям зимы, с правилами безопасного поведения в лесу (как себя вести, если потерялся, заблудился, какие грибы и ягоды можно собирать; можно ли шуметь, ломать деревья, жечь костры, разорять гнезда птиц и т. д.)

Материалы: Макеты грибов в натуральную величину к эстафете «Кто больше съедобных грибов соберет?», лэпбук «Листья деревьев и их плоды» к дидактической игре «От какой ветки детки?», макет «Животные средней полосы России», демонстрационный материал «Правила поведения в природе», природный материал для мастерской «Поделки из природного материала», сказочный персонаж «Лесовичок» для сюрпризного момента, аудиозапись мелодий для сопровождения занятия.

Ход занятия. 

Воспитатель: 

-Ребята, а вы любите играть, отгадывать загадки, путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Очень хорошо, я вас всех приглашаю в увлекательное путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.

К нам приходит каждый год,

Листьев водит хоровод…

Желтый плащ все время носит.

Как зовут царевну?

Ответы детей. Осень!

Воспитатель: Правильно, это красавица Осень сейчас за окном раскрасила все деревья в такие красивые цвета. А знаете, какая красота сейчас в лесу, за городом? Хотели бы вы сейчас отправиться в путешествие в леси узнать, что там происходит осенью с животными и растениями?

Ответы детей.

Хорошо, только прежде, чем отправляться в путешествие, мы должны вспомнить правила безопасного поведения в лесу.

Д/игра «Правила безопасного поведения в природе». Воспитатель показывает карточки, на которых нарисованы разные ситуации, случающиеся в лесу, спрашивает у детей их мнение о происходящем (можно так поступать или нет и почему?).

После окончания игры воспитатель включает «волшебную» музыку, предлагает детям закрыть глаза и «очутиться в осеннем лесу».

Воспитатель: Ну вот мы и в лесу. А кто это тут нас встречает? А это хранитель леса -«Лесовичок». Он тут все знает, давайте поздороваемся с ним и попросим его проводить нас по лесу, рассказать и показать, что происходит в лесу осенью. Воспитатель с Лесовичком подводят детей к макету «Животные лесов средней полосы России». Лесовичок предлагает сначала узнать, что знают дети про то, что происходит в лесу осенью с животными? Каких животных дети знают? Как они готовятся к зиме?. Кто готовится к зимней спячке? Кто и какие делает запасы на зиму? Кто меняет свой окрас и зачем?

Д/ игра на развитие внимания «Угадай, кого не стало?»

Фигурки животных выставляются на столе в ряд (10 штук). Детям дается время на рассматривание и запоминание., затем по команде воспитателя дети закрывают глаза. В этот момент воспитатель убирает одну из фигурок. По команде дети открывают глаза и угадывают, фигурки какого животного не хватает.

Воспитатель: - А как вы думаете, что будет, если сезон года «Осень» вдруг исчезнет и сразу после жаркого лета наступит холодная зима?

Ответы детей.

Воспитатель: Если бы такое случилось, то все живое бы погибло, животные не смогли бы успеть подготовиться, сделать запасы и погибли бы от голода и холода. А растения не успели бы сбросить листву и тоже бы замерзли.

Ну, вот! То, что происходит с животными в лесу осенью, мы с вами теперь знаем: они готовятся к зиме, меняют свои шубки, делают запасы. Люди тоже готовятся к зиме и делают запасы. А какие запасы можно собрать в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель:  

Правильно, в лесу можно набрать ягод и грибов.

Воспитатель с Лесовичком предлагают прогуляться по лесу и насобирать грибов.

П/игра – эстафета «Кто больше съедобных грибов наберет?»

Дети разбиваются на две команды. У каждой команды своя корзина. По команде воспитателя(включается аудиозапись), дети каждой команды должны по одному добежать до «полянки», на которой «растут» грибы (обруч с макетами грибов), выбрать съедобный гриб, вернуться, положить гриб в корзину, передать эстафету следующему за ним в колонне. После того, как все съедобные грибы на полянке закончатся, подводятся итоги -какая команда набрала больше грибов? Все ли они съедобные? Лесовичок спрашивает названия грибов. Дети отвечают, Лесовичок слушает и поправляет, если дети ошиблись.

Воспитатель:  

Молодцы! Сколько грибов набрали! А теперь  пойдем и просто прогуляемся по лесу, полюбуемся…Чем? Угадайте!

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно…

Ответы детей. Листопад!!!

Воспитатель держит за спиной букет осенних листьев и на слово «листопад», подбрасывает букет в воздух. После этого воспитатель с Лесовичком подводят детей к лэпбуку «.Листья и плоды деревьев и кустов» и предлагает детям по форме листьев назвать знакомые деревья и кустарники и разложить в «кармашки» под угаданными листьями их плоды или семена. Лесовичок в награду за правильно выполненное задание дарит детям корзинку с природным материалом(желуди, шишки ели и сосны, плоды шиповника, рябины, калины) и прощается. Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им путешествие? Что понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям «вернуться в детский сад» и из полученного от Лесовичка природного материала сделать поделку того, что детям больше всего понравилось и запомнилось в путешествии по осеннему лесу. Звучит «волшебная» музыка, дети закрывают глаза , поворачиваются 2-3 раза вокруг себя и, открыв глаза, оказываются в детском саду, проходят на свои места за приготовленные к изготовлению поделок столы ( на столах лежат пластилин, стеки, влажные салфетки, природный материал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга для старшего дошкольного возраста"День бегуна"

Физкультурный досуг " День бегуна" для старшего дошкольного возраста...

Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадки осени".

Образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадки осени"Цель: Закрепить полученные ранее знания и умения детей.Задачи:- формировать понимание отноше...

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста с использованием ТСО. «По следам осени»

В ходе НОД дети закрепляют свои представления о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширяют знания о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. ...

Технологическая карта конспекта познавательной деятельности детей старшей группы "Приключения в осеннем лесу"

Тема: «Приключения в осеннем лесу»Цель: Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.Задачи:Обучающая: продолжать формировать представления о свойствах и о...

План-конспект экологического досуга для старшего дошкольного возраста «Подарки грача»

Цель: закрепить знания об окружающем нас мире Программное содержание:Образовательные:1. Формировать у детей представления об окружающем нас мире.2. Расширять и обогащать знания детей о весенних измене...

План-конспект экологического досуга для старшего дошкольного возраста «Подарки грача»

Цель: закрепить знания об окружающем нас мире Программное содержание:Образовательные:1. Формировать у детей представления об окружающем нас мире.2. Расширять и обогащать знания детей о весенних измене...

Конспект оздоровительного досуга для старшего дошкольного возраста «Зимняя Олимпиада»

Продолжать совершенствовать движения; метание в цель, съезд с ледяной горки ,бег с препятствиями, катание на санках; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; укреплять здоровье...