«Свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру

Имашева Лидия Нуримановна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_magnita.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание» 

в группе комбинированной направленности

для детей 5 – 6 лет

 

Тема: Свойства магнита

Воспитатель: Имашева Л.Н.

г. Мегион – 2023

Краткое описание:  Интегрированная образовательная деятельность. Приоритетная образовательная область – познание. Интегрируемые образовательные области: социализация, коммуникация, музыка, безопасность, здоровье.

Программное содержание

Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Продолжать учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; делать выводы и обобщения.

Закреплять знания о правилах безопасного поведения, определять и называть материалы, из которых изготовлены предметы, умение вести обратный счет.

Развивать диалогическую речь, познавательную активность ребенка, любознательность, стремление к самостоятельному познанию, логическое мышление, умение работать по алгоритму.

Развивать коммуникативные навыки - умение работать в паре, договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.

         Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

Оборудование:

железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, магниты разного вида, магнитные цифры, музыкальная шкатулка, тарелки для раздаточного материала, картонная «трасса» - крышка от картонной коробки, машинки с пластмассовым и металлическим корпусами, алгоритмы проведения опытов, схемы правил поведения в лаборатории, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, шапочки волшебников, банки с водой стаканы,  скрепки.

Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске «Бой часов», «космическая музыка», ноутбук, видеодиск «Лунтик» 158 серия.

Предварительная работа:

игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования и придумывание соответствующих им карточек.

  Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята вы любите смотреть мультфильмы?

Дети: Любим!

Воспитатель: Тогда у меня есть для вас сюрприз! Я принесла диск с мультфильмом про Лунтика. Давайте вместе посмотрим его.

Просмотр м/ф  « Лунтик и магнит».

Воспитатель: Понравился вам м/ф?

Дети:  Да

Воспитатель: Мне тоже было интересно. Только я не поняла, почему это к магниту прилипли разные вещи.

Дети:  магнит их притянул.

Воспитатель: А что магнит может любую вещь притянуть?

Дети: Нет не все.

Воспитатель: А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? И проверить действительно ли он  обладает способностью притягивать к себе различные предметы.

Дети:  Хотим!

Воспитатель: А как же мы сможем это сделать?

  Дети: нужно взять магнит и поднести его к разным вещам и посмотреть притянул ли их магнит.

Воспитатель: Да, было бы интересно провести такой эксперимент. А я знаю, как это организовать! Я приглашаю вас в школу волшебных наук, кто хочет попасть туда вместе со мной?

Дети:  Я, я, я……

 Воспитатель: Здорово, значит,  отправляемся все вместе! Что бы легче было в пути и веселее, что бы было с кем посоветоваться и быстрее справиться с заданием, давайте разобьемся на пары. Я помогу вам в этом. У меня есть предметы, они сделаны из разных материалов, я раздам вам их, а вы подберете себе пару - того у кого будет предмет сделанный из такого же материала, как и у вас.

Дидактическая игра «Найди пару». Дети разбирают предметы и находят свою пару.

Воспитатель: Ну вот, вы и разделились на пары. Возьмите за руку своего напарника, мы отправляемся в волшебную страну. Теперь закройте глаза и как перед стартом ракеты начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети считают, по окончании звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и прибыли в волшебную страну! Открывайте  глаза. А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.

Дети одевают колпачки.

 Воспитатель: А сейчас, слушайте и повторяйте волшебные слова:

Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись

 В маленьких волшебников скорее превратись!

Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия.

 Воспитатель: Вот теперь вы настоящие волшебники, маленькие ученики школы волшебных наук. У меня тоже есть колпачок, как вы думаете, кем я могу быть в волшебной школе?

Дети:  Учителем!

Воспитатель: Здорово! Я согласна быть старшим волшебником и учителем! Надевает свой колпак. Ой, я чуть было не забыла познакомить вас с  правилами поведения на волшебных уроках. Вспомнить эти правила вам помогут волшебные картинки - что они  обозначают? Подойдите к волшебной доске, встаньте так, чтобы всем было видно картинки.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки (поочередно) и дети рассказывают о правилах безопасности, которые нужно соблюдать на этом занятии.

 1.Нельзя ничего брать в рот;

2. Будь осторожен со стеклянными предметами;

3.Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними!

 Звенит звонок.

Воспитатель: Вы слышите звонок? Знаете, для чего он нужен в школе?

Дети: Звонок звенит чтобы все знали, что начинается или заканчивается урок. Воспитатель: значит теперь можно начинать наш волшебный урок, занимайте места за столами.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ну что ж мои маленькие волшебники, сегодня нам предстоит открыть тайны Великого магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.

Итак, тайна первая, все ли может притянуть магнит? Как же нам это узнать? Какие будут ваши предложения?

Дети:  Нужно взять разные предметы и поднести их к магниту, если ни к нему приклеются, значит,  магнит притягивает этот предмет.

Воспитатель:  А другие предложения есть? Если других предложений не последует, то воспитатель может сам предложить провести магнитом над предметами и посмотреть какие из них притянутся к магниту. Ну что ж мне и ваше предложение нравится. Решайте сами как вам поступить.

 

У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом: в контейнер положите  предметы,  которые  реагируют на магнит.

Самостоятельная работа.

 Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?

Дети:  Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

 Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?

Дети:  пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик.

Воспитатель: У меня есть волшебная шкатулка, я проведу ею над корзинками, если вы правильно рассортировали предметы, она заиграет.

Воспитатель проносит шкатулку и проверяет правильность выполнения задания.

 Воспитатель: Молодцы, дети, а теперь, для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем  результаты эксперимента  в таблице при помощи знаков «+» и «- ». Воспитатель вывешивает на доску демонстрационный образец таблицы, которая есть у каждого ребенка, рассматривают ее.

 Воспитатель: Обратите внимание, слева обозначены материалы, из которых сделаны предметы. Если материал притягивался   магнитом, рядом поставьте знак «+», если нет,  «-» . Все будут заполнять таблицы за столом, а тот кто справиться с заданием первым, заполнит таблицу на доске.

 Дети ставят условные значки  ,сверяют данные с образцом на доске..

Воспитатель: Итак, мои маленькие волшебники, какой первый секрет магнита вы узнали?

Дети:  Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но это только первый секрет магнита. Хотите ли вы продолжить работу и узнать другие его секреты?

Дети:  Хотим!

Воспитатель: Тогда нам предстоит узнать - действует ли магнит через другие материалы?

Для этого мы проделаем следующий эксперимент. Воспитатель демонстрирует стакан с водой и бросает в него скрепку.

Дети, как вы думаете , можно ли достать скрепку не замочив рук и не выливая воду из стакана?

Дети:  нельзя!

воспитатель: А я думаю, что можно! Хотите узнать, как это сделать? Попробуйте расшифровать схему, лежащую на вашем столе, она подскажет, в какой последовательности  выполняется этот эксперимент. Итак, что нужно сделать сначала?

Дети:  налить воду в стакан.

Воспитатель: А потом?

Дети:  Потом бросить в стакан скрепку.

Воспитатель: Что будете делать дальше?

Дети:  Возьмем магнит и будем проводить им по стакану.

Воспитатель: Проводить будем изнутри или снаружи?

Дети:  Снаружи,

Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло? Давайте это проверим. Ну что ж теперь вы знаете, что нужно делать, а что у вас получиться увидим.

Дети самостоятельно проделывают эксперимент.

Воспитатель: Кто из вас смог достать скрепку?

Дети:  Я! Я! Я!

 Воспитатель: Что же двигало  скрепку?

Д Магнитная сила.

 Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

  Дети: Магнитные силы проходят через стекло.

 Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?

Дети:  Не помешала.

  Воспитатель: тогда давайте сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?

 Дети:  Магнитные силы проходят через воду.

Воспитатель:  Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью. Я хочу сделать для вас сюрприз. Берите свои магниты, они вам еще пригодятся. Пойдемте со мной на ковер, садитесь вокруг меня. Я хочу показать вам фокус, смотрите внимательно и попробуйте разгадать секрет этого фокуса. НО я должна вас предупредить, вы должны сохранять полную тишину, иначе фокус не получится, согласны?

Воспитатель проделывает фокус «Магнитные гонки».

 Воспитатель: Кто разгадал секрет моего фокуса?

Дети:  Машинки двигались с помощью магнита.

 Воспитатель: Попробуйте повторить фокус сами.

Воспитатель дает детям пластмассовые машинки. Фокус не получается. Почему?

Дети высказывают свои догадки.

 Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать машинки и сравнить их.

Дети рассматривают машинки.

Дети:  Одна машинка пластмассовая, а  другая из металла.

 Воспитатель: Ну и что? Пластмассовая легче, быстрее должна ехать!

Дети:  Нет, магнит притягивает только металлические предметы!

Воспитатель: Молодцы ребята, разгадали мой секрет. А картонная коробка не мешает магнитным силам?

Дети:  Нет, не помешала, картон пропускает магнитные силы.

Звучит звонок.

 Воспитатель: Ой, ребята мы тут совсем заигрались и забыли про время, звонок нам напомнил, что урок окончился, нужно скорее возвращаться в детский сад, хоть и интересно было в волшебной стране, но оставаться здесь навсегда мне не хочется, а вам?

Дети: нет, мы хотим домой.

 Воспитатель: Ну, тогда снимайте колпачки, становитесь в круг (дети встают в круг) Теперь закройте глаза. Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.

Дети считают, по окончании звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и прибыли в детский сад! Открывайте  глаза. Наше путешествие закончилось. Ой, а что это за коробочка? Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку.

Дети: Это волшебная шкатулка из школы волшебных наук!

Воспитатель: Наверное, волшебники сделали нам подарок. Давайте посмотрим, что в ней.

Дети открывают музыкальную шкатулку, а там магнит.

Воспитатель: Магнит… А зачем он нам нужен?

Дети перечисляют, где используется магнит.

Воспитатель: А я и не думала, что этот камень так важен для нас. А вы запомнили, какие интересные фокусы-эксперименты можно с ним показать? Вечером вы можете показать их своим домашним. А сейчас, пойдемте на веранду  и поиграем в магнитные игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства магнита"

Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

Волшебные свойства магнита

Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Удивительные свойства магнита

Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Свойства магнита

Экспериментирование  всегда интересно и познавательно для детей....

НОД в подготовительной к школе группе "Свойства магнита"

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....