Технологическая карта занятия "Ежели вы вежливы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формирование целостной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezheli_vy_vezhlivy.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по ФЦКМ в старшей группе.

Тема: «Ежели вы вежливы»

Область: Познавательное развитие

Цель: Формирование основных правил этикета.

Задачи:

1. Образовательные: Продолжать учить осознанно относиться к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки.

2. Развивающие: Развивать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки. Развивать связную, интонационную выразительную речь.

3. Воспитательные: Воспитывать в детях доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Воспитывать и прививать детям хорошие манеры.

Материал и оборудование: 

Демонстрационный: конверт; картина (девочка уронила книгу, а мальчик поднял ее); иллюстрации к рассказу В. Осеевой "Печенье".

Время проведения: 25 мин.

Ход занятия:

1. Вводная часть: 2 мин.

Воспитатель: Дети, сегодня нам в группу принесли конверт.  Давайте посмотрим, что там. (Вскрываю конверт, достаю картину)

Воспитатель: Посмотрите на эту картину и скажите, что на ней изображено?

Дети: Девочка уронила книгу, а мальчик ее поднял.

Воспитатель: Правильно ли поступил мальчик?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

Дети: «Возьми, пожалуйста, свою книгу!»

Воспитатель: Молодцы, а что ответила девочка?

Дети: «Спасибо»

Воспитатель: Что можно сказать про детей, какие они?

Дети: Воспитанные, культурные. 

Воспитатель: Правильно, почему вы так решили?

Дети: Потому что мальчик помог девочке, и девочка его поблагодарила.

Воспитатель: А как называются слова «пожалуйста» и «спасибо»?

Дети: Вежливые.

Воспитатель:  А еще такие слова называют волшебными. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что такие слова помогают людям.

Воспитатель: Молодцы, дети. А сейчас я проверю, знаете ли вы "волшебные слова"? Я буду читать стихотворения, а вы назовете последнее слово: 

2. Основная часть: 19 мин.

1.Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

2. Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)

3.До чего ж оно красиво

Слово доброе… (Спасибо)

4.Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста… (Извините)

5.Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(Спасибо)

6.Мальчик вежливый и ласковый

Говорит, встречаясь… (Здравствуй)

7.Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…
(Привет)

8. Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

Воспитатель: Молодцы, дети, вы знаете много вежливых слов. А сейчас я вам прочитаю рассказ В.Осеевой «Печенье». (Чтение рассказа с показом иллюстраций)

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…

Воспитатель: Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

Дети: Нет.

Воспитатель: Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: "Налей нам чай!"?

Дети: Бабушка обиделась.

Воспитатель: Правильно. Почему бабушка и мама молчали за столом?

Дети: Они обиделись на ребят.

Воспитатель: Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

Дети: Им было обидно, что мальчики не поделились с ними печеньем.

Воспитатель: Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб?

Дети: Мальчика стало стыдно.

Воспитатель: Поняли ли они свою ошибку?

Дети: Да.

Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?

Дети: Разделили бы печенье всем поровну.

Воспитатель: Правильно.  А сейчас давайте поиграем в игру «Вежливо – невежливо».

(Дети встают в круг)

Воспитатель: Если я называю действие вежливое – вы хлопаете в ладоши; если поступок невежливый – вы топаете ногами:

-поздороваться при встрече,

-толкнуть и не извиниться,

-помочь подняться,

-поднять вещь,

-сказать «спасибо» и «пожалуйста»,

-нагрубить товарищу,

-сказать ласковое слово,

-пожелать счастливого пути.

Молодцы, все справились. А сейчас я буду говорить вам команды, а вы будете выполнять только те, в которых есть вежливые слова. Будьте внимательны:

-поднимите руки,

-подпрыгните, пожалуйста,

-будьте добры, похлопайте в ладоши,

-потопайте,

 -тихо сядьте,

-тихо сядьте, пожалуйста. (Дети садятся на места)

Воспитатель: В нашей группе тоже происходят разные ситуации, в которых нужно проявлять вежливость. Сейчас мы их вспомним.

 -Кто должен здороваться первым при встрече - взрослый или ребенок?

Дети: Ребенок.

Воспитатель: Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими.

-Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб?

Дети: Передай, пожалуйста, хлеб.

Воспитатель: Правильно. Как вежливо попросить о помощь, если не застегивается пуговица?

Дети: Помоги мне, пожалуйста, застегнуть пуговицу.

Воспитатель: Молодцы. Как вежливо попросить игрушку у товарища?

Дети: Дай мне, пожалуйста, поиграть твоей игрушкой.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Дети, а какого человека мы называем вежливым?

Дети: Воспитанного, который всегда здоровается, уступает место.

Воспитатель: Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается, обижает маленьких?

Дети: Нет.

3. Заключительная часть: 1 мин.

Воспитатель: О чем мы с вами беседовали?

Дети: О вежливости.

Воспитатель: Почему нужно быть вежливым?

Дети: Чтобы быть добрым, воспитанным.

Воспитатель: Молодцы. Как относятся окружающие к вежливым людям?

Дети: Таких людей любят, уважают.

Воспитатель: А к невежливым?

Дети: Их не любят.

Воспитатель: Правильно, дети. Мне приятно, что вы были активны, внимательно слушали меня, не перебивали своих товарищей. Я надеюсь, что все вы будете вежливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении....

Технологическая карта по речевому развитию по теме"Путешествие по острову вежливости".

Технологическая карта   по речевому развитию по теме "Путешествие по острову вежливости".Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по острову "Вежливости". Впере...

Технологическая карта к интегрированному занятию для средней группы "Дерево вежливых слов"

Технологическая карта к интегрированному занятию "Дерево вежливых слов" для средней группы, создается коллективная аппликация....

Технологическая карта НОД «Волшебство вежливых и добрых слов»

Возрастная группа: старшаяФорма организации: групповая, индивидуальная.Образовательная область: познаниеИнтеграция  областей: «Социально– коммуникативное развитие», &l...

Технологическая карта занятия в старшей группе по развитию речи «Сказочный мир вежливых слов».

Тема занятия: «Сказочный мир вежливых слов».Образовательная область: речевое развитие.Возрастная группа: старшая.Цель: закрепление знаний и умений детей о хороших и плохих поступках, вежли...

технологическая карта педагогического мероприятия "В мире вежливости"

технологическая карти педагогического мероприятия по развитию речи " в мире вежливости" разработано для работы с детьми 6-7 лет в групповом пространстве подготовительной к школе группе...