Главные вкладки

    Технологическая карта занятия по речевому развитию "Путешествие по острову Вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Воробьева Татьяна Михайловна

    Цель занятия: обобщение и расширение знаний о хороших и плохих поступках, о вежливом поведении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                            Технологическая карта занятия по речевому развитию  

     Тема: «Путешествие по острову Вежливости»

    Старшая группа.

    Цель: обобщение и расширение знаний детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения.

    Задачи: 

    -упражнять в использовании вежливых слов;

    -развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;

    -воспитывать культуру общения.

    Словарная работа:

    обогащение словаря – этикет, комплимент,  грубость, взаимовыручка, трусость,  невоспитанность;

    активизация словаря -  спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, честность, дружба,  вежливость, доброта.

    Материалы и оборудование:  картинки с изображением хороших и плохих поступков,  красные и зелёные кружки (по количеству детей), атрибуты для сценки, 2 корзинки (белого и красного цвета)

    Способы (методы и приёмы): художественное слово (стихи); сюрпризный момент; вопросы; указания; поощрение, ситуативный разговор.

    Подготовительная работа (предварительная работа): чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Плохо». Чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разбор бытовых ситуаций с оценкой поступка

    Формы организации:  фронтальная, в группе.

    Планируемый результат занятия: обогащение  знаниями детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения

    Этапы, продолжительность

    Задачи этапа

    Деятельность педагога

    Предполагаемая деятельность детей

    1.

    Организационно-мотивационный этап

    (вводная часть)

    3 мин.

    -заинтересовать детей на предстоящую деятельность;

    -вызвать положительные эмоции.

    - Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать?

    - Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим, насколько мы вежливы и воспитаны. Нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда справимся.

    - Прежде чем отправиться в путешествие мы должны решить, что возьмём с собой честность, дружбу, грубость, взаимовыручку, трусость, вежливость, невоспитанность, доброту.

    - Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

    Как весело, как весело, отправиться с друзьями.

    И в это путешествие гостей зовем мы с нами!

    -Да!

    Ответы детей.

    Дети повторяют.

    2.

    Основной этап

    18 мин.

    -решить поставленные задачи

    2.1.

    Этап

    постановки проблемы

    -настроить детей на предстоящую деятельность;

    -активизировать мыслительную деятельность

     - А вот и наша 1 остановка «Добрые слова». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

                                  

    2.2.

    Этап  восприятия материала

    -упражнять в использовании вежливых слов;

    -развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;

    -воспитывать культуру общения.

    -  Задание 1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

     - Молодцы! А ещё можно кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

    -Что вы говорите, когда уходите из детского сада?

    -Правильно! Какие вежливые слова еще вы знаете?

     -В каких случаях нужно говорить «спасибо»?

    -Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»?

    - Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

    Когда, по-вашему, это бывает? 

    -Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

     Задание 2: игра «Вежливая просьба».

    -Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

    Задание 3: игра «Доскажи вежливое слово»:

    -Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему…

    А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, … »

    К осьминожке камбала в понедельник заплыла,

    А во вторник на прощанье ей сказала…

    Неуклюжий песик Костик мышке наступил на хвостик.

    Поругались бы они, но сказал он…

    Трясогузка с бережка уронила червяка,

    И за угощенье рыба ей пробулькала…

    Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!

    Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала! »

    Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «… »

    Бык ромашек накосил и барана пригласил.

    Тот один съел угощенье, но сказал: «… »

    Девочка Рита возле дорожки, стол накрывает собаке и кошке, плошки расставив, скажет им Рита

    «Ешьте! Приятного вам … »

     Задание 4: игра «Антонимы» (игра с мячом).
    - Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну, что попробуем?
    -
    Злой…,  

    -Слабый…,

    -Грубый …,

    -Глупый…,

    -Плохой…,

    -Грустный…

    -Молодцы, ребята, с заданиями на первой остановке все справились! Отправляемся на вторую остановку! Она называется «Верные друзья».
     

    - А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно! »

    - Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

    Задание 1: игра-упражнение «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке».

    -Для этого распределим роли. Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

    - Мальчик уступает в автобусе место девочке.

    - Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

    - Мальчик делает комплимент девочке.

    - Мальчик знакомится с девочкой.

    -Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться, сказав «спасибо».

    -Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

     Задание 2: игра: «Веселые детки».

    -Я буду называть вам ситуации, а вы, молча, показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним. Все поняли?

    -Никогда не делись игрушкой с другом.

    -Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

    -Не старайся всегда быть первым.

    -Злись и завидуй, когда проигрываешь.

    -Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

    -Никогда не уступай, спорь по пустякам.

    -Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

    -Умей принять помощь, совет и замечание друга.

    -Если друг попал в беду, не помогай ему.

    -Решай споры словами, а не кулаками.

    -А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

    - Никогда не груби своим товарищам.

    - Не называй обидными словами.

    - Не давай прозвищ.

    - Не толкайся и не дерись.

     

     Ответы детей:

    -Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день.

    - До свидания, пока, до скорой встречи.

    -Спасибо, пожалуйста, извините, благодарю, прошу прощения.

    Ответы детей.

    -В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь.

    -Когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом.

    Дети выполняют движения за воспитателем.

    -Привет!

    -Здравствуй!

    -До свидания!

    -Извини!

    -Спасибо!

    -Пожалуйста!

    -Прошу прощения!

    -Аппетита!

    -Да!

    -Добрый!

    -Сильный!

    -Вежливый!

    -Умный!

    -Хороший!

    -Весёлый!

    Ответы детей.

    Дети обыгрывают общественные ситуации.

    -Да, будем дружить!

    -Да!

    Дети поднимают красные и зелёные кружки.

    2.3.

    Этап практического решения проблемы

    -обеспечить детей двигательной активностью.

    -закрепить знания  детей  в употреблении вежливых слов, различать хорошие и плохих поступков.

     -Устали?

    -Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

     Физкультминутка «Быстро встаньте».

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше подтянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели, встали, сели, встали

    И на месте побежали.

    -А теперь, нас ждут задания на третьей остановке «Хорошие поступки».

    Задание 1. «Оцени поступок».

     Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Вы должны определить, какой поступок на ней изображен хороший или плохой. Затем раскладываете картинки по корзиночкам – с плохим поступком в белую корзинку, с хорошим -  в красную. Всем понятно?

    - Ребята, а какие хорошие поступки вы совершали?

    Задание 2: игра «Угадай по голосу».

    - Нам надо выбрать одного ведущего, которому завяжем глаза. Все остальные по очереди  будут называть вежливые слова, а ведущий должен угадать, кто сказал вежливое слово. Затем ведущего поменяем.

    -Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно, в этом и состоит настоящая вежливость.

    -А сейчас мы узнаем, умеете ли вы делать комплименты, то есть говорить приятные слова.

    Задание 3: Игра «Комплименты»

     – Игру мы начнем со слов: «Мне нравится в тебе…»

    - Какие комплименты можно сказать маме?

    - Какие комплименты можно сказать папе?

     

    -Да.

    Дети встали, улыбнулись,

    Потягиваются,

    Двигают плечами,

    Поднимают, опускают,

    Поворачиваются влево, вправо,

    Поднимают колени до рук,

    Приседают, встают,

    Бегут на месте.

    Дети выполняют задание.

    Ответы детей.

    Все дети  играют в игру.

    -Да, умеем!

    Ответы детей.

    -Мама, у тебя красивые волосы. -Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься.

    -Мама, ты такая рукодельница. -Мама, ты так вкусно готовишь.

    -Папа, ты самый сильный на свете.

    -Папа, ты здорово играешь в футбол.

    - Папа, ты очень трудолюбивый.

    3.

    Заключительный этап

    4 мин.

    -показать результат всего занятия.

    -формировать умения анализировать свою деятельность.

    - Ребята, Вы выполнили все задания. А теперь  нам пора возвращаться: Раз, два, покружись, в нашем зале очутись!

    Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

    - Ребята, посмотрите, какие красивые бусины. Скажите, какого они цвета? (уточняю белый - это светлое, а черный – это темное). А как вы думаете, какой цвет подходит для вежливых слов (уточняю: ведь вежливые слова – это какие? Добрые, волшебные, значит к какому цвету они подходят). Возьмите по одной бусинке, и, нанизывая их на ниточку, назовите по одному волшебному слову.

    Ответы детей.

    Дети называют вежливое слово и вешают бусинку на ниточку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект игры – занятия по физической культуре «Путешествие к чудо – островам» для детей старшего дошкольного возраста

    Игровое физкультурное занятие, в ходе которого решаются следующие задачи:укрепление мышц и связок ОДА; коррекция плоскостопия;  формирование у детей прочных умений и навыков; развитие творческой ...

    Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

    Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

    Презентация "Путешествие по карте" Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

    Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....

    "Удивительное путешествие в страну Математики".Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

    Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество...

    Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Балерина» (лепка из фольги)

    Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.                ...