Экскурсия в рощу
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ушакова Ольга Александровна

Программное содержание: уточнить представления детей об осени;

развивать умение устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменениями в жизни растений, животных, насекомых и птиц;

продолжать учить детей различать по форме, величине листа (дуб, каштан, клен, рябину);

развивать эстетические чувства; учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным;

учить детей отвечать на вопросы воспитателя распространенными предложениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_roshchu.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в рощу

Методы и приемы: наблюдение, игры, художественное слово, речевая логическая задача.

Программное содержание: уточнить представления детей об осени;

развивать умение устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменениями в жизни растений, животных, насекомых и птиц;

продолжать учить детей различать по форме, величине листа (дуб, каштан, клен, рябину);

развивать эстетические чувства; учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным;

учить детей отвечать на вопросы воспитателя распространенными предложениями.

Ход экскурсии.

Дети получили письмо, в котором их приглашают в рощу, в гости к старушке – лесовушке.

Педагог: Итак, ребята, мы идем с вами в рощу, что мы возьмем с собой? (ведра, корзиночки).

По дороге в рощу остановиться в овраге, обратить внимание на изменения в природе.

Педагог: Какие деревья вам знакомы здесь?

Остановится и издали посмотреть на рощу. Отметить с детьми вид рощи издалека.

Педагог: Ребята, какие изменения произошли?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса. (А.С. Пушкин)

Педагог: Ребята, а мы сможем с вами зайти в рощу? (нет)

- А почему? (мы должны вскрыть пакет старушки – лесовушки).

- Правильно, тогда открываем его и читаем « Дорогие ребята! Я очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение. Но  в мои владения смогут войти только те ребята, которые отгадать мои загадки и будут выполнять правила поведения в лесу. Слушайте эти правила:

  • В роще не шуметь, не пугать моих зверей и птиц;
  • Идешь по лесу, смотри под ноги, не обижай моих меньших братьев;
  • Не ломай  деревья и кусты, не загрязняй лес, бережно относись к нему».

- А теперь слушайте загадки и готовьтесь отвечать:

1. Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья. (осень)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)

3. Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

- Так, какие правила поведения в лесу вы заполнили? (ответы детей). Теперь мы сможем идти в рощу.

Обратите внимание , сколько листьев опало, а в пошлый раз дорожки были чистыми:

Октябрь уж наступил – уж роща отдыхает

Последние  листы с нагих своих ветвей…. (А.С. Пушкин)

- Послушайте, как шуршат листья под ногами.

Предложить походить по полянке. Напомнить, чтобы не забывали о лесных правилах. Побеседовать индивидуально.

- Ребята, подойдите ко мне, посмотрите на рощу  и скажите:

- Как изменились деревья? Трава? Цветы?

- А какого цвета они были летом?

- А в прошлый  раз?

- Почему произошли такие изменения? Как вы думаете?

- А почему не видно насекомых?

- А вы услышали птиц в лесу? А где они?

- да, птицы уже подготовились к зиме, некоторые уже улетели, а скворцы, например, только собираются улетать. Есть примета такая – «Долго не улетают скворцы – осень будет сухая».

- А какие животные живут у нас в роще? (заяц, ежик, белка, лиса).

- Как они готовятся к зиме?

- А вот старушка – лесовушка подслушала разговор ежа и белки и записала его, послушайте (аудиозапись рассказа «О чем рассказал ежик» ).

- Что сказал ежик белке, ребята? (Осень – очень красивое время года).

- Ребята, а вы знаете стихотворения об осени? (дети читают стихотворения)

Обобщение: Ребята, сколько же интересного,  вы узнали об осени. Хорошо в лесу осенью. Не шумят листья на ветвях, а печально шуршат под ногами. Деревья пестреют разными красками. Трепещут ярко – красивые осинки, золотеют березки. Постепенно пустеет лес. Насекомые прячутся. Птицы не распевают веселых песен, не кормят птенцов. Тихо в лесу. Стайки птичек перелетают с места на место в поисках пищи. Одни улетали на юг, другие готовятся к отлету, а третьи откармливаются перед голодной зимой. Но не думайте, что холод гонит птиц на юг, а просто им зимой очень голодно, так как нет насекомых.

Не встретим мы теперь и животных, они готовят себе пищу к зиме, другие уже готовятся к спячке, а третьи меняют шубку. Много интересного в лесу осенью. Нужно только уметь все подмечать и с вниманием и любовью вглядываться в жизнь родной природы.

Давайте с вами рассмотрим клен, дуб и осину и сравним их между собой.

Описание деревьев:

Клен – образует крону, аохожую на шар, ветки раположены попарно, ствол покрыт светло – серой корой, побеги буровато – коричневые, толстые. Листья крупные, лопасте, с заостренными верхушками. Плоды – двукрылые семечки.

Дуб – мощное дерево, ствол высокий, покрыт бурой корой с крупными складками. Листья большие, разрезно – лопастые, плод – желудь.

Осина – серо – зеленый ствол, листья круглые на длинном черешке.

- Ребята, чем отличается клен от дуба? Чем похожи они?

- Давайте попробуем погладить ствол дуба и клена. В чем разница? (у дуба ствол буровато – коричневый с крупными складками, а у клена – светло – серая, складок меньше).

- А теперь подойдем к осине и скажите, пожалуйста, чем она отличается от дуба и клена?

- Ребята, сравните лист дуба и осины (обратить внимание на орешек).

Что за дерево стоит?

Ветра  нет, а лист дрожит? (осина)

Круглая шляпка,

Коричневый  бок,

Прыгнул  на землю,

Вырос …(дубок).

- Ребята, а для чего мы взяли ведра, корзинки? Давайте походим по этой поляне поищем самые красивые листья, какие вам нравятся, и сделаем гербарий. Может кто-то из вас найдет желуди для поделок или другие плоды деревьев.

- Но никаких ягод не собирать. В рот не брать. Можете отравиться. Много ягод  ядовитых.

Разбор природного материала, что насобирали дети.

- Ой, ребята, что-то нас старушка-лесовушка совсем забыла, пригласила в гости, а самой не видно, она всегда хитрит. Не может быть, чтобы она нас оставила, давайте посмотрим, может она  оставила какие-нибудь следы? (дети ищут и находят листок на дереве, на нем план).

Игра «Разведчики леса»:

Встаньте у самого толстого дерева и назовите его.

Поднимитесь вверх по дорожке и встаньте между двух осин.

Поднимитесь опять вверх по дорожке и встаньте у самого высокого и толстого пня.

- Что же вы видите, зачем же нас сюда привела старушка-лесовушка?

- А вот и старушка-лесовушка (здоровается с детьми, хвалит их и дает заданиие).

Дидактическая игра «Найди себе пару».

-Ребята, вы должны построиться по закону леса, правильно найти себе пару.

Дети строятся. Старушка-лесовушка раздает угощение. Дети уходят домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в березовую рощу.

Цель:учить видеть прекрасное в природе; воспитывать желание  бережно относиться  ко всему живому. Знакомить с понятием  : береза-символ России....

Экскурсия в берёзовую рощу

Дя экологического проекта "Деревья"...

Конспект экскурсии в берёзовую рощу осенью в подготовительной к школе группе "Здравствуй , осень золотая!".

Материал предназначен для воспитателей деского сада. Он поможет подготовить и провести экскурсию в лес с детьми старшего дошкольного возраста. Закрепить у детей  знания , полученные на занятиях п...

ТЕМА: «Летняя экскурсия в рощу: «Уголок леса». В средней группе

ТЕМА: «Летняя экскурсия в рощу: «Уголок леса».  В средней группе...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию экскурсия ранней весной в «Березовую рощу»

Организация наблюдений и экскурсий позволяла не только создавать условия для деятельности детей в естественной обстановке, но также обновлять, обогащать их сенсорные впечатления, расширять практически...

экскурсия "Путешествие по краснообской роще"

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного посёлка.  Уточнить знания о растениях, животных и птицах Новосибирской области. Развивать любознательность, умение ценить красот...

экскурсия "Путешествие по краснообской роще"

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного посёлка.  Уточнить знания о растениях, животных и птицах Новосибирской области. Развивать любознательность, умение ценить красот...