Свойства воды
план-конспект занятия по окружающему миру

Пургина Елена Анатольевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svoystva_vody.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект  занятия  для детей  старшей  подготовительной группы

по ознакомлению с окружающим миром

на тему:

«Вода. Свойства воды».

 

                                                                                                                                             

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.

Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы,

«Социализация»

- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре

Предполагаемый результат - умение детей проводить опыты, умение работать в паре, умение делать выводы.

Предварительная работа – чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы)

Активизировать словарный запас – прозрачный,  лаборатория, эксперименты.

   Ход занятия.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы по кругу пойдем

И до стульчиков дойдем

Воспитатель:  Ребята, сегодня с  утра на электронную почту нашего детского  сада пришло письмо, написано детям подготовительной группы  «Гномики». Давайте откроем его.

Здравствуйте дорогие ребята, я «Царица вода»,  меня похитил злой Кощей Бессмертный, заколдовал и заточил в своём мрачном замке. Пока меня нет с вами, на нашей планете все вокруг стало погибать. Прошу вас, помогите мне выбраться из тёмного замка злого Кощея, а для этого постарайтесь  узнать как можно больше о свойствах воды, только тогда заклятье Кощея исчезнет, и я освобожусь.

Воспитатель: Вы готовы помочь Царице Воде?

(воспитатель  показывает  глобус.)

Воспитатель: Ребята , посмотрите ,что  это?

Дети: глобус.

Воспитатель: Как называется планете на которой мы с вами живем (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, глобус это макет Земли. Какую форму имеет наша планета?

(земля круглая).

Воспитатель: почему на нашей планете очень много синего цвета? (ответы детей на ней есть моря, океаны, реки).

Воспитатель: Большую часть нашей планеты занимает вода. Но зачем  же на земле столько воды? Я вам прочитаю стихотворение.

Вы слыхали о воде?

говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

На нашей планете очень много соленой воды, а пресной воды очень мало. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. И самое главное, нельзя загрязнять воду, нельзя выбрасывать мусор и отходы в моря, реки, океаны. А как вы думаете, вода нужна только людям? (Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы узнать какими свойствами обладает вода, я хочу вас пригласить в лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. В лабораторию необходимо соблюдать вот такие правила:

     Соблюдать тишину

Без разрешения ни к чему не прикасаться

Не толкать соседа во время работы

Внимательно слушай, а потом повтори

Выполнил и положи на место

Физкультминутка по теме:

Солнце спит, и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал. (прыжки на месте)

Мы зонты свои раскрыли. (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

 

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

 

Воспитатель:  - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. 

Воспитатель: - Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: - Надевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места. 

Воспитатель:  Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:

Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

-Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.  

-Нужно слушаться воспитателя.

-Внимательно следить за результатом опыта.

-Закончив наблюдение, сделать вывод.

 Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Воспитатель:  - Ребята, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель: - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? 

Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель:  - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети -  Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель:  - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – Нет.

Воспитатель:  -  Молоко, лист белой бумаги?

Дети – Да.  

(подводим детей к правильному ответу–   какой цвет у воды?)

Воспитатель: - А что можем сказать о цвете воды?

Дети – Вода  без цвета.

Воспитатель:  - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети – Вода - бесцветная.

Первое свойство – вода без цвета.

 

Опыт2. Вода прозрачная.

 

Воспитатель: - Перед  вами  стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или  ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

Дети – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Воспитатель :  – Какой делаем вывод?

Дети - Вода – прозрачная.

Второе свойство – вода прозрачная (схема).

 

Опыт 3. Вода меняет цвет.

Воспитатель: - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель:  Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель:  - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Третье свойство – вода меняет цвет.

 

Опыт 4.Вода без вкуса.

 

Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.

воспитатель:  - Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель:  – Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у  воды?

Дети – Сладкий, соленый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Четвертое свойство – воде можно придать вкус (схема).

 

Опыт 4.Вода без запаха.

 

Цель. Выяснить, имеет ли запах вода.

Воспитатель:   Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети – Вода ничем не пахнет.

Воспитатель:  – Правильно, вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.

- Добавляю в стаканчики (из предыдущего опыта) с водой (кислой, сладкой, солёной) ароматное масло. Отгадайте, чем пахнет?

Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь?

Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены.

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Пятое свойство – воде можно придать запах .

 

Опыт 5. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

 

Воспитатель: - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?  (добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось). 

Дети – В воде сахарный песок растворился.

Воспитатель:  - Что произойдет, если мы добавим в воду  песок?

Добавляем к воде речной песок, перемешиваем. Изменилась ли вода? Растворился ли речной песок? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Дети – Песок не растворяется, вода  становится мутной.

Воспитатель: -  Растворится ли в воде мука? Добавляем  в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Дети – Мука растворяется в воде, вода становиться мутной.

Шестое свойство – вода растворитель.

 

Опыт 6. «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

 

Воспитатель:  – Перед вами стаканы с водой, даю потрогать пальчиками. Скажите, чем отличается вода в одном стакане от воды в другом стакане?

воспитатель:– Температурой, в одном стакане теплая, в другом холодная. Как получить тёплую воду? Значит, что можно сказать о воде?

ВыводВоде  можно придать температуру, то есть сделать ее теплой, холодной или горячей .

 

Воспитатель:  - В реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, животные, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы, ребята, были рыбами, какую воду вы бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Воспитатель:  - А в каких состояниях встречается вода в природе?

Дети: В жидком, твердом и в газообразном виде.

Воспитатель: - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

Воспитатель: - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

 Опыт 7 « Облако в банке».

 В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом). Банка закоптела

Воспитатель:  Во что превратилось наше облако?

Дети – Облако превратилось в дождь .

Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе).

 

 III часть. Подведение итога.

Какие мы провели опыты?

- Какие свойства есть у воды?

- Какой вам опыт понравился больше всего? Спасибо ребята, вы все большие молодцы! Вы сняли заклятье с «Царицы воды» и узнали о свойствах воды.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...