Конспект в старшей группе. Тема: «Традиции моей семьи»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аникина Елена Викторовна

Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект в старшей группе. Тема: «Традиции моей семьи»

Цель: Формирование представлений о семье и членах семьи.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из посылки сердце)

Воспитатель: Какое красивое сердце – это для вас ребята. А что же здесь написано?

Даша, будь умницей, я скоро за тобой приду.  

Твоя мама.

Ксюша, кушай хорошо, я переживаю.

Твоя бабушка.

Артем, не обижай детей, слушайся.

Твой папа.

Маша, на улицу одевайся теплее.

Твой дедушка.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Скажите мне дети, а что такое семья?

Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.

Воспитатель: Какой должна быть семья?

Дети: Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.

Воспитатель: чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией, именами, внешностью, традициями.

Воспитатель: у каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей.

Воспитатель:      

Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.

Семья – это самое дорогое, что есть у человека.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом

В семейном кругу, все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитатель: Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?

Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.

Воспитатель: Одна из старейших традиций – узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое древо. Расскажите нам о своей родословной. (Рассказы 2-3 детей)

Воспитатель: Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама)

Мама – главное слово в жизни каждого человека.  Как вы считаете, какую роль в вашей семье играет мама? (ответы детей)

Кто нам расскажет о своей маме? (Рассказы детей)

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Кто одежду шьет? Кто готовит и поет?

Мама кормит всю семью, вкусно и питательно

И продукты в магазине выбирает тщательно

Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.

И еще одна традиция – это фирменное блюдо семьи. Сейчас мы узнаем, в какой семье мама - лучший повар. (Дети называют лучшие блюда, которые готовят мамы)

Воспитатель: Аня сегодня принесла фирменное блюдо своей семьи, и поделиться с нами секретами его приготовления. (Рассказы 2-3 детей)

Воспитатель: сейчас давайте поговорим о папе. Какую роль играет папа в вашей семье? (Ответы детей)

Кто нам расскажет о своем папе? (Рассказы детей)

Вы правы, папа должен уметь все

Папа сильный и большой

Самый добрый и простой

Он заботой и трудом всю семью содержит, дом

Он заботиться о детях, бережет свою семью

И конечно очень любит милую жену свою.

Самое главное в семье, чтобы папа любил маму, заботился о ней, дарил ей ласковые слова. Давайте поможем нашим папам подобрать ласковые слова для мам.

Дети: Любимая, нежная, заботливая, красивая, добрая, веселая, душевная, сердечная, трудолюбивая.

Воспитатель: А какая есть традиция у ваших пап? (Ответы)

Кто хочет из мальчиков быть похожим на своего папу?

Д/и: «Забьем гвоздь», «Закрутим шуруп».

Воспитатель: теперь мы поговорим о бабушке. Какую роль в вашей семье играет бабушка? (Ответы детей, рассказ о бабушке)

Бабушка наша мудра и добра

Мир и покой охраняет она!

Самые вкусные плюшки печет

 Готовит, стирает, вяжет и шьет!

На ночь сказку нам расскажет

Колыбельную споет.

Воспитатель: Наши бабушки знают большое количество сказок, а давайте мы назовем сказки, в которых упоминается семья.

Дети: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Фенист – ясный сокол», «Дудочка и кувшинчик», «Царевна - лягушка», «Красная шапочка».

Воспитатель: А теперь поговорим какую роль в семье играет дедушка.

Дети: Строгий, мудрый, справедливый, все в доме ремонтирует, занимается спортом. (Рассказ детей о своих дедушках)

Мудрый и строгий. Умелые руки

Главное счастье для дедушки – внуки!

Дед хороший просто клад

И мечта для всех внучат!

Физминутка: «Семейная зарядка» (координация движений со словами)

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и поп порядку,

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает.

Повороты вправо, влево, делает мой братик Сева.

Вместе мы бежим трусцой и качаем головой.

Психогимнастика: «Семья»

- Покажите, какое выражение  у папы и мамы когда они радуются? Ребята, когда ваши родители бывают такие радостные?

- Покажите, какое выражение лица у папы и у мамы, когда они удивляются? Интересно, когда это мама и папа удивляются?

- Покажите, какое выражение лица у родителей, когда они сердятся? Когда они могут сердиться?

- Какое выражение лица, когда мама с папой испугаются? Что их может напугать? (Молодцы)

Воспитатель: посмотрите на свои пальчики, они похожи на вашу семью? (Да)

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: Давайте мы на листике обведем нашу ладошку и пальчики и нарисуем на каждом пальчике пожелания нашим родным.

(Дети рисуют, затем рассказывают о том, что они желают свои близким)

Воспитатель: Эти ладошки мы подарим своим близким. А сейчас давайте поиграем.  Становитесь в круг.

Игра: «Кто ты мне?»

- Я мама, а ты мне кто? (дочь, сын)

- Я бабушка, а ты мне кто? (внук, внучка)

- Я папа, а ты мне кто? (сын, дочь)

- Я сестра, а ты мне кто? (брат, сестра)

- Я тетя, а ты мне кто? (племянник, племянница)

Воспитатель: Ребята, есть еще одна очень хорошая семейная традиция «Хранение старинных вещей».

Мы храним их и бережем, потому что они нам очень дороги они передаются из поколения в поколение. Сегодня ребята принесли нам такие вещи, давайте о них послушаем. (Рассказы детей о рушниках, медалях, скатерти)

Воспитатель: отмечать семейные праздники – тоже традиция. Какие семейные праздники принято отмечать в ваших семьях?

Дети: Новый год, Пасха, Масленица, день рождения.

Воспитатель: посмотрите, какой праздничный колпачок. Как вы думаете, на каком празднике он побывал?

Дети: на дне рождения!

Этюд – драматизация: «Кто пришел на день рождения»

(Нужно изобразить походку, взяв с собой необходимые атрибуты)

Ребенка младенца

Взрослого человека (маму, папу)

Пожилого дедушку

Пожилую бабушку

Воспитатель: Семью почитали еще с древних времен. Народ сложил пословицы о семье. Какие пословицы вы знаете?

- Не нужен клад, если в семье лад.

- В своем доме и стены помогают.

- Коль семья вместе, так и душа на месте.

- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- В семье и каша гуще.

- При солнышке тепло, при матери добро.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у вас есть еще одна семья, где вас любят и всегда рады видеть. Здесь вкусно готовят, играют с вами, читают сказки, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Наш детский сад)

Традиция: «Семейный герб»

Я хочу предложить вам сделать наш семейный герб.

За основу мы возьмем сердце, которое прислали нам родители.

- Что означает сердце?

Дети: Мы добрые, сердечные, готовы прийти на помощь

- Что еще мы поместим на сердце? (Игрушки – мяч, пирамидку)

Воспитатель: Это означает, что у нас счастливое детство, много игрушек, друзей)

- Давайте поместим на герб каравай. Почему?

Дети: Каравай обозначает, что мы гостеприимные.

Воспитатель: Солнце и море означает, что мы любим путешествовать, играть, мечтать.

(Дети вместе с воспитателем делают семейный герб)

Воспитатель: вот такой замечательный герб у нас получился.

И еще, у меня есть для вас сюрприз. Это конфетное дерево. (На дереве висят конфеты) Это для вас.

Давайте мы снимем конфеты, а на их место повесим наши фотографии. (Дети вешают)

Вот такое чудесное дерево нашей группы получилось. (Дети рассматривают фотографии)

Воспитатель: Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге.

Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о традициях вашей семьи.

Любите и цените счастье

Оно рождается в семье

Что может быть его дороже

На этой сказочной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию детей. Тема: "Традиции моей семьи"

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и л...

Конспект родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию детей. Тема: "Традиции моей семьи"

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и л...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Традиции моей семьи»

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, еще одно интересное занятие, запланированное и реализованное в рамках познавательно-творческого проекта "Наша Власиха родная". Воспитание интере...

Конспект ОД на тему: «Традиции моей семьи»

Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - закрепить представление детей о семье, род...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Традиции моей семьи»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо теме: «Традиции моей семьи»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в группе раннего возраста на тему «Традиции моей семьи».

Цель: Формирование представлений о традициях в семьеОбразовательные задачи:- формировать умение называть свое имя, имена членов своей семьи, своюфамилию.- вызвать положительные эмоции в беседе о ...

Конспект НОД по познавательному развитию (формированию целостной картины мира) в средней группе по теме «Традиции моей семьи»

Задачи формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ нравственности во взаимоотношениях с родит...