Животные и растения Калининградской области
проект по окружающему миру (средняя группа)

Хохлова Екатерина Сергеевна

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivotnye_i_rasteniya_ko.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад № 78

Исследовательский проект

«Животные и растения Калининградской области»

Для детей средней группы

Руководители проекта: воспитатели средней группы

Лаврикова Елена Сергеевна

Хохлова Екатерина Сергеевна

Проект

«Животные и растения Калининградской области»

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: краткосрочный, 1 месяц

По количеству участников: групповой

Вид проекта: информационный

Основные направления проекта:

  • познавательно – исследовательское
  • речевое развитие
    Актуальность проекта:

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, животных родного края. Любое животное, будь даже аквариумная рыбка или маленькая мышка, украшает нашу жизнь, делают её насыщеннее и духовно богаче. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства, собственным примером. Ребёнок будет расти любящим и ответственным, только если мы вместе учится бережному отношению к животным.

Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду, были обнаружены большие пробелы в знаниях и представлениях детей о животных в целом и о животных, обитающих на территории Калининградской области в частности.

Цель проекта:

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста; знакомство детей с многообразием животного мира Калининградской области, создать условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников процессе реализации проектной деятельности, повышение активности участия родителей в образовательно процессе для совместной работы по изучению животного и растительного мира Калининградской области.

Задачи проекта:

  • Дать представление о животных, обитающих в Калининградской области
  • Формировать коммуникативные качества воспитанников через общение с живой природой
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к животным
  • Развивать эмоциональный интеллект, любознательность, отзывчивость.
  • Привлечь родителей к совместному участию в проекте

Ожидаемые результаты:

• Развитие познавательно-исследовательской активности воспитанников

• Расширение и обогащение лексического словаря воспитанников

• Расширенные представления воспитанников о животных Калининградской области: виды животных, их повадки, образ жизни

• Сформированность начальных экологических представлений воспитанников

• Умение проявлять заботу, интерес и любовь к животным

Реализация проекта

I этап – подготовительный

Постановка проблемы: в ходе бесед с воспитанниками выяснилось, что они слабо представляют себе многообразие животного и растительного мира, многие не знают о существовании Красной книги и ее назначении.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Организация предметно-пространственной среды в группе: подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

Разработка рекомендаций для родителей.

Организация предметно-пространственной среды

Наглядно-дидактический материал

II этап – основной (практический)

Совместная деятельность:

Беседы, чтение художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки о животных, художественное творчество (аппликация, рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений (песни, голоса животных, наблюдения за животными во время прогулок, труд (насыпание хлебных крошек в кормушки для птиц, рассматривание наглядно-дидактических картинок и плакатов и беседа по ним.

Беседа с воспитанниками «Что такое «Красная книга» (с демонстрацией)

Художественное творчество: аппликация «Зайчик», «Ежик»

Рисование различных диких животных

Просмотр презентаций: «Животные и растения Калининградской области», «Серый тюлень»

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Совушка», «Зайка», «Смелые мышки», «Птичка», «Вороны», «Воробушки», «Зайки», «Воронята», «Птицы и автомобиль», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Охотники и зайцы», «Перелетные птицы», «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике»

Дидактические игры: «Чей малыш?», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Узнай животное, птицу, рыбу по описанию», «Покорми животное», «Зоопарк», «Кто за елкой?», «Угадай по силуэту», «Зайчик и белка» («Кто где?», «Построим дом для мишки и зайчика», «Лесенка для белочки», «Лисичка, пляши»

Театрализованные игры: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»

Игры с моделями животных, со строительным материалом

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»: выполнение движений в соответствии со стихотворным текстом.

Дидактическая игра «Чей малыш?»: закрепить знание названий животных и их детенышей; воспитывать интерес и желание заботиться о животных

Дидактическая игра «Угостим животных»: закрепить знание о привычном рационе животных

Дидактическая игра «Узнай по описанию»: учить детей узнавать и находить по описанию изображения животных

Дидактическая игра «Дикие животные Калининградской области»: Расширять знания о диких животных, которые обитают в Калининградской области.

Работа с родителями

Пополнение информационного уголка для родителей консультациями, памятками, рекомендациями, наглядной информацией

Организация выставки рисунков «Животные Калининградской области»

Выставка рисунков «Животные Калининградской области»

Создание Красной книги Калининградской области.

III этап – заключительный

Оформление продукта проекта: изготовление «Красной книги Калининградской области»

Оформление результата проекта в виде презентации

Продукт проекта: «Красная книга Калининградской области»

Организация НОД «Дикие животные»

Цель: Формирование знаний детей о диких животных, их особенностях.

Задачи:

• Формировать систему знаний о представителях животного мира и их детенышей, отмечать характерные признаки представителей диких животных. Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (медведь, волк, лиса, заяц): жилище, пища.

• Развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, а также интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

• Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, дружбе.

• Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, отчетливо произносить слова и фразы. Ввести в активный словарь детей слова: дикие животные, лесные жители, слова, обозначающие животных. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов: названия детенышей животных. Развивать артикуляцию, мелкую моторику рук. Упражнять в имитации движений животных, в звукоподражании.

принес вам угощение!

НОД  «Путешествие по Красной книге Калининградской области»

Цель: познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.

Задачи: углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;

формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;

Развивать речь детей, мышление;

Дать представление о плохом отношении людей к природе;

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Конспект занятия по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в НОД»

Тема НОД по речевому развитию «Дикие животные»

Цель: Формирование знаний детей о диких животных, их особенностях.

Образовательные задачи: формировать систему знаний о представителях животного мира и их детенышей, отмечать характерные признаки представителей диких животных. Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (медведь, волк, лиса, заяц): жилище, пища.

Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, а также интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывающие задачи: воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи, дружбе.

Речевые задачи: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, отчетливо произносить слова и фразы. Ввести в активный словарь детей слова: дикие животные, лесные жители, слова, обозначающие животных. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных слов: названия детенышей животных. Развивать артикуляцию, мелкую моторику рук. Упражнять в имитации движений животных, в звукоподражании.

Предварительная работа:

Игры-перевоплощения в животных

Рассматривание картинок, плакатов с изображением диких животных

Работа с разрезными картинками по теме

Дидактические игры: «Кто чей малыш?», «Угадай по силуэту», «Кто где живет?»

Чтение художественной литературы: сказки «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.

Ход занятия:

В зал входят дети с воспитателем.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь давайте мы поздороваемся друг с другом, улыбнемся друг другу. И поделимся друг с другом хорошим настроением. Погладьте друг друга по открытой ладошке (психогимнастика).

Воспитатель: Дети, к нам с вами сегодня пришла посылка. Интересно, что в ней лежит. Давайте посмотрим?

Дети: Да!

Воспитатель: В посылке находится письмо, прочитаем его поскорее. Интересно, кто его написал. Оказывается, его нам написал медвежонок Вини-Пух.

Воспитатель читает и письмо и предлагает детям помочь Вини-Пуху и отправиться в осенний лес.

Звучит музыка с шумом леса.

Проходят по мостику через болото и перепрыгивают через кочку (обруч на полу).

На лесной полянке лежат яркие листики.

Воспитатель: Давайте, ребята, подышим носиками и ощутим запах осеннего леса (дыхательная гимнастика).

Воспитатель: А теперь возьмем на ладошку листочки и подуем на них как осенний ветерок и посмотрим, как они разлетятся (дыхательная гимнастика).

Звучит музыка с голосами животных.

Воспитатель: Ой, ребята, а чьи это голоса мы слышим?

Ответы детей.

После голоса волка воспитатель проводит артикуляционное упражнение «Волк».

После голоса лисы проводится артикуляционное упражнение «Лиса и колобок».

После голоса медведя проводится игра-имитация «Медведь».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, под елкой стоит сундучок лесной феи с заданиями. Откроем его скорее.

Ребенок достает первый конверт с заданием:

Дидактическая игра «Угадай по силуэту».

Воспитатель: Молодцы, дети, справились! Давайте немного отдохнем и сыграем в игру «Мишка вылез из берлоги» (физкультминутка).

Второй ребенок достает следующий конверт с заданием:

Дидактическая игра «Чей малыш» с проговариванием названий детенышей.

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием справились.

Третий ребенок достает последний конверт из сундучка.

Дидактическая игра «Угостим животное». Проводится за столом. Предварительно проводится пальчиковая игра «Это зайчонок…».

Воспитатель: Ребята, молоцы, выполнили все-все задания лесной феи, познакомились с дикими животными. И помогли Вини-Пуху освободиться. Давайте, позовем его?

Дети: Вини-Пух! Выходи!

Из-за елки появляется Вини-Пух и благодарит детей за помощь и доброту.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Воспитатель: Дети, кому мы сегодня помогали? С кем познакомились в осеннем лесу? Что вам больше всего понравилось делать? Вини-Пух принес вам угощение!

НОД  «Путешествие по Красной книге Калининградской области»

Цель: познакомить детей с Красной книгой Калининградской области, охраняемыми растениями и животными.

Задачи: углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;

формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;

Развивать речь детей, мышление;

Дать представление о плохом отношении людей к природе;

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: Красная книга, презентация, картинки животных и птиц, картинки

Ход занятия

Круг радости: Дети входят. Здороваются.

- Ребята давайте познакомимся. А теперь встанем в круг и вместе скажем:

Солнышко, согрей теплом

Поделись своим добром.

Помоги нам всем учиться

У природы день за днем.

Сюрпризный момент:

Сегодня у нас необычное занятие я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, узнаете о чем будет наше занятие!

С листочками, а не дерево

Не рубаха, а сшита

Не человек, а рассказывает (книга) СЛАЙД1

Беседа: Правильно, ребята, это книга. Я принесла вам интересную книгу

Посмотрите, какого она цвета? (красного) СЛАЙД 2

Что обозначает красный цвет? (ответы детей)

Красный цвет предупреждает нас – об опасности. Ведь многих животных и растений на земле осталось очень мало. Редко их можно встретить. Поэтому люди и придумали такую книгу. В ней указаны названия растений и животных, которых осталось мало и их нельзя уничтожать.

Мы с ребятами и родителями сделали вот такую Красную книгу. И в дальнейшим будем ее пополнять.

Ребята, я предлагаю нам вместе отправимся в путешествие по Красной книге Калининградской области.

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас зеленый луг

Слева находится лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку - скок.

Филин крыльями машет. Ух!

Заяц прыг под кусток-

Аж захватывает дух!

Солнце над деревьями светит нам.

Мы рады птицам и зверям.

Воспитатель СЛАЙД

Итак, ребята наше путешествие начинается

Первая страница нашей книги звучит так:

На земле исчезают цветы

С каждым годом заметнее это

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

- О чем ребята нам рассказывает страница?

- О растениях и цветах, давайте посмотрим, какие растения занесены в Красную книгу Калининградской области? СЛАЙД

Ребята почему растения занесены в Красную книгу? Потому- что их осталось очень мало. И людям следует беречь растения.

Ребята , посмотрите нам надо помочь растениям, чего не хватает ирисам (стебля и листьев) давайте дорисуем их.

Ребята, давайте отгадаем следующую страницу нашей книги.

На Земле исчезают животные:

Рыбы, птицы и звери,

Пресмыкающие и земноводные,

Несут невосполнимые потери.

-Ребята как вы думаете о чем пойдет речь?

Правильно о животных, которых осталось совсем мало. Давайте посмотрим, какие это животные.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть на карточки и отгадать какое животное лишнее?

-А сейчас ребята давайте превратимся в животных (физминутка):

Жарким днём лесной тропой (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)

Молодцы! А теперь давайте вернемся к нашей книге и посмотрим на следующую страницу. Но для начала отгадаем загадку:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту

О ком у нас будет следующий слайд? СЛАЙД

О птицах, молодцы! Посмотрите какие птицы занесены в Красную книгу, а значит их совсем мало осталось.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть на карточки и отгадать какая птица лишняя и не находится в красной книге.

Ребята в нашей области совсем исчезли 7 видов животных. СЛАЙД

Почему исчезают животные, птицы, растения? СЛАЙД

Потому что, люди охотятся на них, уничтожают их среду обитания, загрязняют природу.

СЛАЙД

Ребята, птицы, растения, животные – это наша природа. Красота, которую дарит нам природа- бесценна. Давайте будем ее беречь!

Ребята! Посмотрите у нас лежат картинки, нам нужно их рассмотреть и вспомнить правила охраны природы чего нельзя делать в природе:
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не лезть в птичьи гнезда.
5. Не ловить насекомых.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не рвать паутинки.
9. Не оставлять не затушенных костров.
10. Не разорять муравейники.

-Ребята, посмотрите на нашу картину. Вам не кажется, что чего-то не хватает? (цветов, птиц, животных). Давайте наклеим цветы, птиц, животных на нашу картину, чтобы она ожила.

Ребята наше путешествие по страницам Красной книги подошло к концу и понравилось ли оно вам?

Что вам понравилось больше всего сегодня?

Ребята вы молодцы. За то, что вы сегодня отлично поработали, я хочу подарить вам раскраски животных и растений из Красной книги Калининградской области. Чуть позже вы их раскрасите и расскажете о своих животных.

Выводы:

В результате проведенной работы по ознакомлению воспитанников среднего дошкольного возраста были достигнуты следующие результаты:

• закреплены начальные экологические представления воспитанников

• Расширены представления дошкольников о многообразии животного мира Калининградской области;

• Расширен и обогащен лексический словарь воспитанников (названия животных, их детенышей и т. д.);

• Воспитанники научились проявлять интерес, заботу и любовь к животным.

Литература:

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб. : «Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

3. Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. – Минск: ООО «Асар», 2004

4. Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы. – М. : «Просвещение», 2006

5. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах (Сост. Нищева Н. В.) – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

6. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно - научных представлений и экологической культуры детей. – М. : ТЦ Сфера, 2009

7. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

8. Красная книга Калининградской области (под ред. В. П. Дедкова и Г. В. Гришанова). – Калининград: изд-во РГУ имени Им. Канта, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект " Наш край- Поморье. Животные и растения Архангельской области"

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от ...

Познавательно - творческий проект «Животные и растения Архангельской области»

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от ...

Познавательно-творческий проект "Наш край -Поморье. Животные и растения Архангельской области".

Цель проекта-Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Архангельской области....

Отчет по проекту «Животные и растения Саратовской области»

Перспективное планирование по проекту "Животные и растения Саратовской области" в старшей группе...

«Лэпбук как средство ознакомления детей с редкими животными и растениями Иркутской области»

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов – позволяет говорить о появлении предпосылок для развития «экосистемы» дошкольного образования....

Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников «Животные и растения Ростовской области»

Проект по экологическому воспитанию старших дошкольников «Животные и растения Ростовской области»...