Экологический проект "Птицы-наши друзья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проблема: Как помочь пернатым друзьям зимой?

            Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.  Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy-nashi_druziya.docx165.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад  №56 «Искорка»

http://zhuravlik-kletnya.ru/userfiles/docs/sad.jpg

Экологический проект  «Птицы – наши друзья»

Вид проекта: познавательный, поисково-творческий.

По количеству участников: групповой

Характер контактовсреди детей одной группы

По  продолжительности: краткосрочный

Участники проекта  - дети  старшей  логопедической группы  (6-7 лет) «Голубок»,

 родители, воспитатели

                         

Автор проекта воспитатель:  Бердияну Л.В

Сургут, 2020 г.

Проблема: Как помочь пернатым друзьям зимой?

            Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой и в начале весны.  

Актуальность:

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А.Яшин

              Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

         Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

           Взаимодействие в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе проекта  «Птицы – наши друзья» можно считать своевременным и актуальным.

Проблема

Цель

         Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. Как помочь пернатым друзьям зимой?

Дать представление о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Причины

Задачи

  • Недостаточно материалов.

Мало внимания уделено в программе в детском саду.

Недостаточное внимание со стороны родителей.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Разработка конспектов бесед, создание развивающей среды по данному проекту.

Создание  копилки  загадок о птицах.

Изготовление кормушек.

Были использованы следующие образовательные технологии:

  • Технология проектной деятельности
  • Личностно – ориентированная технология              
  • Обучающие технологии
  • Игровые технологи
  • Информационно – коммуникационные технологии
  • Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

МОДЕЛЬ   ТРИ ВОПРОСА

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где можем узнать?

  • Существуют птицы, которые остаются зимовать - зимующие птицы.

  • Сорока, ворона, голубь, воробей, синица, снегирь - зимующие птицы.

  • Человек должен помогать.

  • Как зимуют птицы?

  • Почему весной птиц меньше?

  • Как помочь птицам?

  • Почему не все птицы улетают в теплые края?

  • Из чего можно сделать кормушки?

  • Как приготовить лакомства для птиц?

Рисунок17 PE00215_  HH00265_  BS00088_  BS00151_  PE00685_ PE00686_

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
  • Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
  • Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Формы работы с детьми:

НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание мультфильмов,  иллюстраций и презентаций.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Создание необходимых условий  по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих  птиц.
  • Заинтересованность  детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

  • Обсуждение цели и задач.
  •  Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

II  этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
  • Заготовка корма для птиц
  • Работа с родителями: изготовление кормушек, информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»
  • Использование игровой, познавательной, продуктивной, коммуникативной деятельности.
  • Чтение художественной литературы по теме .
  • Просмотр мультфильмов, презентации «Птицы зимой».
  • Наблюдения за птицами на прогулке, экскурсия в парк.

 III этап - заключительный

  • Выпуск стенгазеты  «Покормите птиц зимой».
  • Презентация кормушек.

Содержание

Участники проекта

Беседа «Птицы зимой», «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Как помочь птицам зимой», «Жалобная книга природы».

Воспитатель, дети

Дидактическая игра «Накорми птиц», «Разрезная картинка»,«Верю – не верю» ,«Закончи предложение», “Прилетели птицы”, Игра - инсценировка “Узнай птицу!” «Что за птица?»; «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Составь картинку из частей»; «Один-много»; «Назови ласково»; «Счет птиц»; «Чей хвост?»; «Узнай по голосу»; «Что едят птицы».

Воспитатель, дети

Наблюдение за птицами у кормушки.

Воспитатель, дети

Просмотр мультфильма А.Плещев «Дети и птичка», «Серая шейка»

Воспитатель, дети

Свободное творчество- Рисование «Летит ворона», «Сорока оглянулась», «Совушка — сова», «Стайка воробьев». Выставка рисунков «Наши пернатые гости».

Воспитатель, дети

Художественное творчество. Лепка-

 «Птицы нашего участка», Пластилинография -«Зимующие птицы», Аппликация- «Птички - синички».

Воспитатель, дети

Просмотр презентации «Птицы зимой».

Воспитатель, дети

 Приготовление угощения для птиц.

Воспитатель, дети

Подвижная игра «Птицелов», «Совушка-сова»

«Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
«
Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
«
Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие — перелетные».

Воспитатель, дети

Слушание аудио записи «Голоса птиц».

Воспитатель, дети

Создание копилки загадок о птицах.

Воспитатель, дети

Чтение детям произведений о птицах

 В. Бианки «Лесной  хор», Т. А.  Шорыгиной  «Воробей»,  З. Александровой  «Новая столовая»,  «Снегирь»  А. Барто,  В. Звягина  «Воробышки»,  книгу  В. Бианки  «Лесные домишки»,  Е. Чаплина  «Крылатый будильник»,  В. Зотов  «Лесная мозаика»,  М. Горький «Воробьишко»,  А. Введенский  «Птичка»,  Л. Квитко  «Смелые воробьи».

Разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Воспитатель, дети

Работа с родителями:

Домашние задания:

Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
Совместно с ребенком сделать кормушку принести в детский сад и повесить на участке или во дворе.
Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
Заучивание  стихотворений  про зимующих птиц.
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Воспитатель, дети, родители

Выпуск стенгазеты  «Покормите птиц зимой».

Воспитатель, дети

Изготовление и презентация кормушек.

Родители, дети

, дети

Письмо родителям

Уважаемые  родители, дедушки и бабушки!

Тема нашего экологического проекта –

    «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»

Предлагаем Вам принять участие в экологическом проекте

    «Птицы - наши друзья»

Мы надеемся, что наш проект поможет всем нам, детям и взрослым,  воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете — птицам, желание  заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.

Дети хотят многого знать,  поэтому важно, чтобы вы нас поддержали, например, советом по выполнению исследования, помощью в подборе информации.

Ваши воспитатели и ДЕТИ

http://zhuravlik-kletnya.ru/userfiles/docs/sad.jpg

Используемая литература:

  1. 3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, Детство-Пресс.2010

  1. Т.Д.Нуждина "Энциклопедия -чудо всюду" - Мир животных и растений

Ярославь, Акадения развития, 1988.

  1. Л.П.Молодова "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Мн:ООО "Асар", 2001

  1. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

  1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная группы планирование, конспекты, методические рекомендации.

  1. Бандаренко Т.М. "Экологические занятия с детьми 5-6  лет" Воронеж: ТЦ " Учитель" 2002

  1. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический досуг " Мы - друзья природы" в младшей группе

Совместный с родителями экологический досуг для детей младшей группы. Задачи: учить основам взаимодействия с природой, правилам поведения в лесу, повышать уровень экологической культуры родителей, вос...

Экологический проект "Зеленые друзья"

Экологический проект «Зеленые друзья».Экологический проект «Зеленые друзья» предназначен для занятий с детьми подготовительной к школе группе. По количеству участников является коллективным, дол...

Экологический проект "Мы - друзья природы"

В течение 3 лет я работала по теме «Экологическое воспитание дошкольников». Проект «Мы – друзья природы» является обобщением опыта работы по данной теме.Цель: формировать у детей и родителей чувства с...

Экологический КВН «Мы-друзья природы» для детей старшей группы

Экологический КВН «Мы-друзья природы» для детей старшей группы...

Экологический досуг "Мы друзья природы"

Экологический досуг проходит в форме игры КВН. Соревнуются несколько команд....

Экологический праздник «Мы – друзья природы»

Цель: Показать детям, в какие беды попадают дикие звери из-за людей, загрязняющих природу. В игровой форме закрепить знания детей о правилах поведения в природе. Учить детей помогать животным, попавши...

Экологический КВН «Мы - друзья природы»

Экологический КВН  «Мы - друзья природы»Цель:Обобщать знания детей о характерных признаках растений и животных, узнавать их по описанию.Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о животных и ...