«Формирование культуры природолюбия детей дошкольного возраста через призму взаимодействия с семьей».
статья по окружающему миру

Богданова Анна Леонидовна

Детский сад есть первое звено непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Статья

Тема: «Формирование культуры природолюбия детей дошкольного возраста через призму взаимодействия с семьей».

Подготовила: воспитатель Богданова А. Л.

2021

Детский сад есть первое звено непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из главной составляющей является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относиться к тому, что подарила ему мать-природа.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача  показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура  это знания, практические навыки, эстетические переживания  эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой).

Экологическое просвещение родителей  одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Работа с родителями строится постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую предлагается родителям, лично значима для них. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой поход в природу как: на дачу, в лес, за город способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а взрослому  лучше понять мир ребенка.

В экологическом просвещении родителей большое внимание уделяется  анкетированию родителей, которое показывает, что зачастую родители не знают, что рассказать ребенку о том или ином природном объекте, в какую подвижную или познавательную игру поиграть с малышом, каким экспериментированием заняться.

Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:

  • Этим должны заниматься воспитатели
  • Нет необходимых знаний
  • Нет времени заниматься воспитанием
  • Для этого есть лето.

Поэтому перед собой я поставила задачу о взаимодействии ДОУ и семьи в воспитании природолюбия у детей.

В решении данной задачи используются различные формы:

  • Викторины для детей и родителей: «Что вы знаете о птицах», «Самый умный папа в вопросах экологии», «Самая умная семья в вопросах экологии», «Всё о животном мире» и др. Проводятся 2 раза в год. 

    Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.

  • Акции:

 «Посади дерево»

Дети и родители совместно озеленяют территорию около детского сада.  Ребята в течение лета с радостью наблюдают, как растут кустики, цветы, деревья.

          «Кормушка», «Зёрнышко».

Ежегодно родители стараются сделать красивые кормушки, совместно с детьми заготовить корм для зимней подкормки птиц. Подкармливают птиц и около дома. Так у детей воспитывается желание заботиться о братьях наших меньших. 

     «Берегите ёлочку - зелёную иголочку»

После многолетней практики проведения данной акции, выяснилось, что почти во всех семьях украшают искусственную ёлочку, а зелёную украшают около дома, в лесу.

     «Добрые крышечки».

Родители и дети приносят в сад пластиковые крышечки.

  • Родительские собрания

 В группах проводятся игры экологической направленности: «Да – нет», «Волшебный поезд», «Кто рядом живет», «Беседа с деревьями», «Встреча с растениями», «Радости и огорчения», «Природа благодарит и сердится» и другие.    Родители делятся опытом по воспитанию природолюбия у детей через игру. После чего делается совместный вывод: «Существуют определённые правила для посетителей природы» при выполнении которых, важно   делать акцент на отсутствие в них частицы «не» вместо правил «Не рви цветы!», «Не убивай животных!» - говорить детям «Сохраняй цветы!», «Береги животных!»…

    И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.  И как результат:  дети рассказывают о том, что они видели, гуляя с родителями.

  • Конкурсы и выставки поделок из природного и бросового материала.

Родители вместе с детьми делают поделки,  и дети знают, что из пластика и другого бросового материала можно сделать много полезных вещей. Например, нестандартное оборудование для физкультурного уголка, украшения для цветника и т.д.

Привлечь внимание к взаимодействию с семьёй по природолюбию   помогает

  • Наглядная информация (иллюстрации, плакаты, альбомы, проекты…)
  • Консультации
  • Рекомендации и советы

В них предлагаем обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, развивается внимание, мышление.

  • Папки – передвижки, с целью получения обратной связи (о семейных традициях, играх, выполнения правил поведения в природе…)

Маленький ребенок познает мир с открытой душой. Природу дети воспринимают очень эмоционально. Помимо них исключительно важную роль в становлении личности ребенка играют нравственные эмоции: гуманность, отзывчивость и т.д. (А.В.Запорожец).

Из всего сказанного следует вывод: только тесно взаимодействуя с семьями воспитанников можно добиться положительных результатов по воспитанию у детей природолюбия.

 

Библиографический список

1.         Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

2.         Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006, - С.23.

3.         Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - С.58-63.

4.         Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

5.         Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях / [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: 2006. - 50с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Пед. чтение «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего взаимодействия».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. На сегодняшний день активно обсуждается проблема безопасности детей.В современном городе в век автомобилей и высоких...

Презентация опыта работы «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через призму ФГОС ДО

Гендерное воспитание это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности....

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, через призму этнокультурного компонента

В статье рассматривается современный взгляд на художественно-эстетическое развитие личности ребенка посредством внедрения в дошкольное образование этнокультурного компонента, как одно из основных обра...