Конспект открытого занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: "Расписные ложки Белогорья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада. Занятие по своим задачам и материал соответствовали возрасту детей.
Цель: Ознакомление участников с простыми элементами игры на деревянных инструментах, изучение истории происхождения ложек, рассматривание иллюстраций ложек расписанных в разных техниках и стилях, знакомство дошкольников с изготовлением ложек.
Проблема построения модели общеобразовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Обучение детей дошкольного возраста игре на деревянных ложках способствует развитю чувства ритма и музыкальности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspisnye_lozhki_belogorya.zip | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлевский городской округ
г. Строитель
МБДОУ «Детский сад «Радонежский» г. Строитель
Яковлевского городского округа»
Региональный заочный конкурс «Лучшие педагогические практики в сфере образования»
«Лучшие практики обучения детей с ОВЗ»
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности на тему: «Расписные ложки Белогорья»
Черкашина Юлия Николаевна
Тьютор
Мельникова Ольга Алексеевна
Воспитатель
2022 г.
Возраст детей | Дети – 5 – 6 лет / старшая группа компенсирующей направленности | ||
Форма проведения ОД | Открытое занятие | ||
Приоритетные ОО | «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». | ||
Цель | Расписать заготовки – ложки узорами. | ||
Программные задачи | ОО «Познавательное развитие»: - Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и новых профессиях; - Расширять знания о народно – прикладном искусстве - Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты; ОО «Социально – коммуникативное развитие»: - Формировать навыки взаимодействия со сверстниками; - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев. ОО «Речевое развитие»: - Развивать свободное общение со взрослыми и детьми; - Обогащать активный словарь; - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. ОО «Художественно – эстетическое развитие»: - Развивать логическое мышление, творческие способности; - Развивать абстрактное мышление.
| ||
Новые слова | «Ложкарь», «хохлома», «гжель», «жостово». | ||
Виды детской деятельности | - познавательно – исследовательская; - коммуникативная (беседа, диалог); - двигательная (разминка, зарядка, передвижение по группе); - музыкальная (слушание музыкальных фрагментов). | ||
Формы организации детской деятельности | - совместная деятельность взрослого и детей; - самостоятельная деятельность детей. | ||
Ресурсы | Технические средства: экран, проектор, музыкальная колонка. - картинки с изображением росписи; - посуда расписанная; - заготовки для ложек; - костюм Белогорочки; - ложки; - камни; - - ракушки; Музыкальное сопровождение: Русская народная музыка, звук реки. | ||
Ожидаемые результаты | - самостоятельный выбор цвета краски и орнамента | ||
Этапы ОД | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Планируемые результаты |
Организационный этап | 1.- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас таких красивых, добрых. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, интересные игры и задания. Я хочу, чтобы у нас все получилось! Пусть этот день принесет радость и много новых интересных впечатлений. -Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! 2. Доброе утро, мой край Черноземный! Низкий поклон и лугам, и полям, Речкам, оврагам, лесам многозвонным, И городам твоим, и деревням. Кланяюсь в пояс здесь людям живущим Тем, кто войну, задыхаясь, глотнул. Кто засевает зерно в день грядущий С верою в жизнь и в родную страну. Милые дали, живите спокойно, Музыка жизни пусть льется без слез. Доброе утро, мой край – Черноземный,- Песен раздольных и чистых берез! (Анатолий Павлович Форов) | Дети читают стихотворение по 2 строчки - 6 человек. | |
Мотивационно – ориентировочный этап | Ребята, у каждого из нас есть свой день рождения. -Вы любите этот праздник? - Я тоже люблю День рождения. В этот день, человек у которого день рождения, нарядно одевается и ему дарят подарки. - Ребята, вы слышите стук? Кажется к нам пришел еще один гость или гостья. 3.(В группу заходит Белогорочка) - Ребята, вы узнали кто это? (Белогорочка) Белогорочка : -Здравствуйте, ребята! Вы угадали, я Белогорочка! Я узнала интересную новость и приехала, чтобы с вами ею поделиться. - Оказывается, что день рождения бывает не только у людей , но и у предметов тоже. - Сегодня день рождения у предмета, который необходим нам в жизни. - Послушайте внимательно загадку и вы догадаетесь, о чем пойдет речь. Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду – Мимо рта я не пройду. Белогорочка: - Правильно, ребята - это ложка. Сегодня день рождения у ложки. 4.- Ребята, наша ложка совсем загрустила. День рождения- это веселье, смех, друзья и подарки. - Давайте устроим ложке настоящий праздник? - Белогорочка, присаживайся на стульчик и оставайся на нашем празднике. 5.- Сегодня я хочу вам предложить отправиться в путешествие по реке времени и заглянуть в прошлое ложки, и узнать как появился этот необходимый нам всем предмет. - Давайте закроем глазки и послушаем, как шумит река и относит нас далеко, далеко. (Звучит шум реки) - Смотрите ребята, куда мы свами попали, в самые древние времена, когда люди ели руками. (В группе стоит стол, на котором лежат ложки, начиная с самых древних и по настоящее время) Однажды человек выронил горячий кусок мяса, который упал на острую палку. Человек поднял кусок мяса за палочку и понял, что с палочки есть удобнее. С тех пор люди стали пользоваться палочками. - Как вы думаете, удобно ли было есть суп палочкой? - Как вы думаете, из чего человек сделал первую ложку? (На столе лежат камни) - Какие они? (острые, тяжелые) - Удобно было есть такой ложкой? (Нет, потому что они острые и можно пораниться ими. Они нагреваются и ими можно обжечься) - В Японии до сих пор люди пользуются палочками, которые называются «хаси». - Еще есть ложки не простые, а подарочные, сувенирные. Их дарят или покупают на память о каких – нибудь памятных местах, или событиях. - Постепенно люди поняли, что деревянные и глиняные ложки гораздо удобнее. - Какие здесь ложки? - Чем отличаются? (форма, размер, цвет, назначение). - В наше время люди используют какие ложки? (Железные) – Какими ложками мы с вами едим? (Железными) - Ребята, мы с вами сегодня остановится на ложке деревянной. Посмотрите, как изготавливали деревянные ложки:
(На столе лежат заготовки для изготовления деревянной ложки поэтапно) - Ребята, закрываем глаза, нам нужно вернуться в детский сад. (Звучит шум реки) - Ребята, у кого сегодня день рождения? (У ложки) - А кого принято приглашать на день рождения? (Друзей) - Давайте их поприветствуем! 6.Физминутка «Посуда» Вот большой стеклянный чайник Очень важный, как начальник Вот фарфоровые чашки – Очень хрупкие бедняжки. Вот фарфоровые блюдца Только стукни, разобьются. Вот серебряные ложки – Голова на тонкой ножке. 7.- Ребята, а когда у вас бывает день рождения, вы наверное, одеваете красивые платья, рубашки? - А наши ложки тоже хотят принарядиться в свой праздник, но у них нет красивого наряда.
- А как мы можем помочь ложкам, стать красивыми? (Мы можем взять краски и киски и раскрасить их) - Ребята, прежде чем, приступить к раскрашиванию ложек, посмотрите пожалуйста на экран телевизора. 8.- Я побывала в музее, где находится очень много разных ложек (Музей ложки «Ложкин дом») и записала для вас видео. (На экране запускается видео, на котором заснят педагог и она показывает изображения 4 видов росписи («хохлома», «гжель», «жостово» и «палех»). Педагог рассказывает ребятам историю происхождения видов росписи, что обозначает каждый цвет и каждый элемент - Ребята, присаживайтесь за столы. У каждого из вас на столах лежат картонные заготовки ложек, гуашь ( красная, золотая, черная, желтая, белая, голубая), кисти, ватные палочки, емкости с водой, салфетки, стол накрыт клеёнкой. | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей «ложка». Ответы детей. Дети закрывают глаза и отправляются в далекое прошлое. Дети отрывают глаза и подходят к столу. Ответы детей. Дети трогают камни. Ответы детей Ребята закрывают глаза и возвращаются в свою группу. Ответы детей. Надули животики, одна рука на поясе, другая рука изогнута, как носик. Приседают, одна рука на поясе. Кружатся, рисуя руками круг. Тянутся вверх, руки смыкают над головой. Ответы детей. Дети внимательно смотрят видеоролик. После просмотра видеоролика ребята присаживаются за столы. | Дети внимательно слушают историю Белогорочки. Дети внимательно слушают историю Белогорочки. Дети внимательно слушают рассказ. Ребята с удовольствием делают физминутку. Дети запоминают элементы всех видов росписи и их цвета. |
Практический этап | 9.Дети раскрашивают ложки при помощи: ватных палочек – методом «тычка» и кисточек. - Ребята, наши ложки теперь нарядные и красивые. Давайте мы их все положим аккуратно на стол, чтобы они высохли. 10.- А без чего не бывает дня рождения? (Без музыки и песни) Людей, которые играют на ложках, называют «ложкарями». Давайте и мы с вами поиграем на ложках под веселую музыку. Вы же время не теряйте И на ложках нам сыграйте. Сделать ложку лишь полдела. Нужно, чтоб она запела. (Звучит народная музыка) Белогорочка, выходи к нам. Тебе понравился праздник? Белогорочка: - Очень понравился! 11. Белогорочка: - Можно я еще к вам в гости приеду? (Да) - Ребята, а мы пригласим Белогорочку к нам в гости еще раз? (Да) - Приезжай Белогорочка обязательно к нам в гости, в детский сад «Радонежский»! - Мы тебе будем очень рады! Белогорочка: - До свидания, ребята! | Дети раскрашивают ложки, проявляя фантазию и интерес. Ответы детей. Дети играют на ложках. Ответы детей. Ребята прощаются с Белогорочкой. | Дети раскрашивают ложки, используя нужные цвета и орнамент Дети с большим удовольствием играют на ложках под народную музыку. |
Технология практического опыта педагога | 12. - Ребята, а кто к нам сегодня приходил на занятие? (Белогорочка) - А что она у нас попросила? (Устроить день рождения для ложки) - Какие бывают ложки? (Пластиковые, деревянные, железные) - Из чего была сделана первая ложка? (Из камня) - Какие ложки были самые легкие и красивые? (Деревянные) - Какие виды росписи вы запомнили? («Хохлома», «гжель», «жостово» и «палех»). - Вам понравилось наше занятие - путешествие | Ответы детей. | Дети отвечают уверенно на заданные вопросы в конце занятия. |
Технология практического опыта педагога | - Что вы сегодня узнали нового? - Что для вас было самое интересное? - Что вызвало затруднение? Для закрепления материала, с детьми организовывается экскурсия в ДДТ, для просмотра, как мастера – умельцы вырезают деревянную ложку. | Ответы детей. | Дети выражают свои эмоции и высказываются по поводу проведенного интересного занятия. Дети с большим интересом посетили экскурсию и узнали много нового интересного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме «Овощи».
Раскажи- ия забуду. Покажи - и я запомню. Дай попробовать и я пойму. /Китайская пословица/. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии на ряду с друим...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Хороши хлеба кубанские"
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Ребенок и окружающий мир" в подготовительной группе компенсирующей направленности "Хороши хлеба кубанские"....
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Весенние приключения гусенички"
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Весенние приключения гусенички"...
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Лес – наше богатство».
Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды....
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема занятия «Отряд юных гагаринцев»
Совершенствование знаний детей о космосе и космонавтах....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема «Дикие животные»
Обобщение и систематизация знаний у детей о диких животных...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Насекомые». Буква Е.
Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и буквенного анализа слов....