Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Хороши хлеба кубанские"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Митюрина Элеонора Викторовна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Ребенок и окружающий мир" в подготовительной группе компенсирующей направленности "Хороши хлеба кубанские".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_hleb_podgot_gr.docx45.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия по познавательному развитию

«Ребёнок и  окружающий мир» в подготовительной группе компенсирующей направленности

 Тема: «Хороши хлеба кубанские!»

Подготовила воспитатель: Митюрина Элеонора Викторовна

Программное содержание: дать детям понять, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: хлебобулочные изделия, презентация, музыка природы, мяч, картинки пшеницы и ржи, картинки пшеничного и ржаного хлеба.

Методические приёмы: художественное слово, дидактические игры,  беседа, проблемная ситуация, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игра-релаксация,  игровая ситуация.

                                                            ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. (Дети здороваются.)

А также давайте поздороваемся с природой:

Здравствуй, солнце золотое!      (Здравствуй!)

Здравствуй, небо голубое!         (Здравствуй!)

Здравствуй, нежный колосок!   (Здравствуй!)

Здравствуй, маленький дубок!   (Здравствуй!)

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

 Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на занятии по познавательному развитию, вы узнаете, отгадав загадку:

Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,

А когда обмолотили он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто, в магазине занял место.

Вырос он под синим небом,  а пришел на стол к нам (хлебом)

Воспитатель: Правильно, о хлебе.

Слайд - хлеб

Вот он  – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила, в нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Дыхательная гимнастика «Запах хлеба»

 Предложить детям почувствовать запах свежеиспеченной булочки


 Проблемная ситуация: Ребята, я вам расскажу один случай: однажды я шла на работу и  на земле увидела ломоть хлеба. Кто – то выбросил хлеб. Как вы думаете, правильно ли поступили? (Ответы детей). А почему вы так думаете? (Хлеб нельзя бросать. Чтобы испечь хлеб, нужно много трудиться. Хлеб – всему голова.)

 - Как бы вы поступили? (Я бы подняла хлеб и дала птицам. Я бы дал хлеб собаке. Я бы дал хлеб кошке. Я бы положил на муравейник.) 

Ребята, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка». (Включается грустная музыка).

Три паренька по переулку

Играли, будто бы в футбол,

Туда – сюда гоняли булку,

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя

Остановился и вздохнул.

И на ребят совсем не глядя,

К той булке руку протянул.

- Ребята, как вы думаете, что сделал незнакомец? ( Ответы детей).  Послущайте продолжение стихотворения:

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг, спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

«Вы кто такой?» - спросили дети,

Забыв на время про футбол

«Я пекарь» - человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это словно пахло хлебом,

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Поля пшеницы золотой.

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)

- Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы) Воспитатель: Правильно, дети. Хлеб нужно беречь. А среди вас нет таких, которые играют хлебом? (Ответы детей)

 -Ребята, давайте составим правила бережного отношения к хлебу.

Слайд – «Берегите хлеб!»

Вы, ребята, истину познайте:

 Хлеб, что на столе оберегайте!

 Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте!
      С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
 

Помните! Хлебом кормится весь белый свет. Ничего дороже его нет!

Воспитатель: Хлеб – это составная часть нашей пищи, без которой человек не сможет долго прожить. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать, не играть  ним. Хлеба к обеду в меру берите, хлеб – драгоценность, им не сори! Я надеюсь, что и вы,  ребята, будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Воспитатель: Дети, скажите, а с чем вы любите есть хлеб? (Хлеб можно есть с маслом Хлеб можно есть с медом. Хлеб  можно есть с вареньем.)       

                                          Дидактическая игра  «Какой хлеб?»  (с мячом)

Хлеб – самый главный продукт на каждом столе. А вот каким он еще может быть, вы мне и расскажете. Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? А поможет нам мячик. Называем, слово и передаем обратно мне мяч.

Хлеб какой? ( Хлеб румяный, хлеб свежий, хлеб душистый, хлеб аппетитный, хлеб мягкий, хлеб черствый, хлеб белый, хлеб горячий, хлеб витаминный, хлеб воздушный, хлеб ароматный).                     

Дидактическая игра с мячом «Назови: какой, какая, какое?»

 Давайте поиграем в игру: «Назови: какая, какой, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите. 

Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Поле с рожью – ржаное; колос с пшеницей – пшеничный; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с просом – просяное. 

Слайд: пшеничный хлеб и ржаной хлеб

Воспитатель: Дети, посмотрите, этот хлеб испечен из пшеничной муки, а это – из ржаной муки. Они отличаются друг от друга? (да.) Чем они отличаются? (Пшеничный хлеб белый, а ржаной хлеб черный, серый, темный).

Слайд   

Воспитатель:   Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной).

 Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А как вы думаете,  чем же так полезен хлеб?  (В хлебе содержится витамины роста. В хлебе содержится витамин. Хлеб питательный.)                            

    Хлеб и чёрный, он и белый,

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним.

- В хлебе содержится витамин  В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, как к нам хлеб пришел на стол? (Его покупают в магазине. Хлеб печет дома мама. Бабушка печет хлеб. Можно купить в пекарне.)

Слайд исследования

Воспитатель: Теперь предлагаю стать исследователями . Посмотрите: у нас  картинки  колоска ржи и колоска пшеницы. Это пшеница. (Показываю). А это – рожь. (Показываю). 

Давайте их рассмотрим и сравним. Посмотрите: они похожи. ( Да, нет.) Чем они похожи? (У этих растений есть стебель. У них есть усики. У них есть зернышки. Оба желтого цвета. Они зерновые.) А чем они отличаются? (Усики ржи длинные, а пшеницы – короче. Стебель пшеницы толще, чем стебель ржи). 

Воспитатель: Ребята, чтобы испечь одну булку хлеба, нужно около 10000 зерен пшеницы. Дети, давайте посмотрим, зернышко какое?  Что можно сказать об их величине, форме, цвете, поверхности? (Зернышко маленькое. Зернышко твердое. Зернышко гладкое. Зернышко овальное. Зернышко желтого цвета.)

Воспитатель: Да, действительно, зерна очень маленькие, поэтому их надо много, чтобы получить достаточно муки.

                                  Игра-релаксация на ковре (звучит релаксмузыка)

Ребята, представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю (дети садятся на ковёр). Лежит зёрнышко в земле – темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошёл дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток (дети поднимают руки вверх). Пробил росток землю и потянулся к солнышку (дети встают). Качается на ветру, тянется. Прошло время – росток окреп и появился колосок. Колосок из зёрнышка пшеницы, какой? (пшеничный).  Из зёрнышка ржи, какой? (ржаной). Из овса, какой? (овсяной). Что необходимо для роста и созревания колоска? (солнце, дождь, руки человека). 

Физкультминутка «В землю зернышко упало».

В землю зернышко упало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек прорастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (тянутся)

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Дети, а вы хотите послушать придание, о том, как пришел к людям хлеб? Тогда давайте сядем на свои места и внимательно послушаем.

Слайд

Было это давным-давно, когда на свете не было ни бабушек, ни прабабушек. Людям тогда жилось очень тяжело. Они не умели приучать животных, выращивать растения, чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав и кореньев. И вот однажды, люди нашли такое поле, с семенами, оказалось, это была созревшая пшеница. Какими вкусными показались семена людям. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто, а из теста печь хлеб. Без хлеба на Руси не обходилась ни одно принятие пищи. Пекли пироги со всевозможными начинками, блины, оладьи, ватрушки. По этому, уместно сказать почёт и уважение хлебу. 

Воспитатель: Хлеб на столе самый главный. Недаром люди сочиняли пословицы о хлебе.

Хлеб да соль – это труд да любовь.

Хлеб от земли, сила от хлеба.

Кто трудится рад, тот будет хлебом богат.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда!

Ржаной хлебушка – калачу дедушка.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Дидактическая игра « Я начну, а вы продолжите»

Я предлагаю вам поиграть в игру “Я начну, а вы продолжите”.  Я начну говорить начало пословицы, а  вам нужно подобрать рифму для концовки:

-Не трудиться – хлеба не… добиться.

-Хлеб батюшка, вода-…матушка

- Без хлеба – нет… обеда

- Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.

- Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о … хлебе

-Есть такие слова: хлеб всему …голова

Воспитатель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, как вы понимаете пословицу “Будет хлеб – будет и песня”. (Когда на столе есть хлеб, всем хорошо. Когда на столе есть хлеб, весело. Если ты сытый,  настроение хорошее. Когда поешь, хочется  петь, веселиться.)

Воспитатель: А ещё существует еще загадки о хлебе. Сейчас я загадаю, а вы попробуйте отгадать.

Слайд с загадками

1.Вырос в поле дом, полон дом зерном. 
Стены позолочены.  Ставни заколочены. 
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (
Колос)

2. Парикмахер необычный гладко чуб стрежет пшеничный,

И лежат за ним вразброс копны золотых волос. (Комбайн)

3. Был я сыпучим, потом – тягучим. В огонь попал – мягким стал. (Хлеб)

Воспитатель: Вот сколько мы с вами много знаем пословиц и поговорок, отгадывали загадки, которые придумал народ.

-Ребята, мы не представляем ни одного дня без хлеба и не задумываемся, как он попадает к нам. Давайте проследим весь путь хлеба до нашего стола. Я вас приглашаю в путешествие.

                                             ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ 

Воспитатель: Дети, мы с вами узнали, какой путь прошел хлеб, пока дошел до нашего стола.

Слайд

Воспитатель: А теперь следующая игра «Что сначала, а что потом?»

 Ребята, ваша задача последовательно назвать картинки, как колосок в хлеб превращается.

Слайд

Назовите путь от зерна до буханки хлеба

Игра «Откуда хлеб пришел?»

Где хлеб купили? –(В магазине)

А в магазин как попал?- (Из пекарни)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)

Из чего? – (Из муки)

Из чего мука?- (Из зерна)

Откуда зерно? - (Из колоса пшеницы)

Откуда пшеница? –(Выросла в поле)

Кто её посеял? – (Хлеборобы)

Воспитатель: А сейчас послушайте о хлебе стихи. Послушайте и почувствуйте, сколько души в них вкладывает кубанский автор. 

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила зёрнышка хранится и земли родной.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно родина бессмертный, хлебный колосок.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук.

Взором радостным объемлю Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю, Тем, трудится на ней!

Воспитатель: О чем это стихотворение?

 Воспитатель:  Хлеб – главное богатство нашей Родины. Это результат работы очень многих людей. Что необходимо для роста и созревания колоска? (Солнце, дождь, руки человека) . Мы не представляем ни одного дня без хлеба и не задумываемся, как он попадает к нам на стол.

 До того,  как хлеб попал на стол,  люди разных профессий вложили много труда.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.                                                     

Загадки о профессиях

1.В желтом море корабль плывет. Кто корабль этот ведет? (Комбайнёр.)

2. Встанем мы, когда вы спите, и муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь, чтобы хлеб к утру испечь. Кто это? (Пекари)

3. Занят важной он работой:  урожай – его забота,
Чтоб сумели уродиться рожь, овёс или пшеница.
(Агроном)

4.Пряники и булочки кушать спешите!  Их испекла нам тетя-… (кондитер)

5. Под весенний птичий свист пашет землю … (тракторист)

- Труд этих отважных людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания.

                                                Дидактическая игра «Профессии»

Если профессия связана с хлебом - хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

 Тракторист, врач, учитель, пекарь, воспитатель, кондитер, продавец, комбайнер, летчик, мельник, певец, агроном. 

Воспитатель: Вы очень внимательны, молодцы! Пожалуйста, займите свои места.     

Пальчиковая гимнастика «Пекарь»

Муку в тесто замесили (показываем, как месим тесто).

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки,  (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки, булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (хлопаем в ладоши).

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперёд).

 Слайд:

Воспитатель:Ребята, посмотрите на картинку, назовите, что на ней изображено. Что здесь лишнее? 

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Сейчас я вам расскажу почему  хлебобулочные изделия называются по-разному:

Батон - Думали ли вы о том, что нарезая батон, вы держите в руке … палку. Да, да, именно так. Ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо по  внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название «батон».

Булка – большой круглый хлеб. А вот у булки другая история. Слово «булка» заимствованно из польского языка. Определение круглый здесь играет главную роль, т.к. первоисточником  польского слова bula – шар, круглая печать.

Калач -  это слово славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно произошло от  корня коло (колесо).

Ватрущка- название этой сдобной лепешки (или пирожка) с начинкой, в основном с творогом, произошло от слова "ватра". В переводе ватра - это огонь.

 

Ребята, а знаете ли вы, что у  хлеба  есть свой международный праздник - Всемирный день хлеба, который отмечается 16 октября.  На Руси дорогих гостей встречали хлебом с солью. С хлебом и солью встречает самых дорогих гостей русский народ. Это считается символом благополучия и гостеприимства. Такая традиция сохранилась и до наших дней.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу познакомить со стихотворением  поэта Константина Обойщикова. Послушайте  его замечательное стихотворение «Кубань – земля такая». Такие строки мог сочинить только человек, который беззаветно любит свою Родину, свой край, свой народ, свою землю, на которой раскинулись золотые бескрайние пшеничные поля.
Кубань – земля такая,
От края и до края
Омытая морями, 
Укрытая лесами, 
Пшеничными полями,
Глядится в небеса. 
Кубань – земля такая,
От хлеба золотая.

Воспитатель: Ребята, а кто прочтет стихи о хлебе?

1.Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей землей.

Труд - его имя, мир – его отчество,

И для народа он самый родной.

2.Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет –

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб.

3. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.

 - Ребята, нам с вами очень повезло, мы живём на Кубани. И с гордостью можем говорить о том, как хороши хлеба  наши кубанские. 
Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали о пути хлеба к нашему столу. Как вы думаете, он легок? (Нет). Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.  Помните: Хлеб – главное богатство нашей страны, нашего края  и его нужно беречь. Я уверена, что вы теперь будете к нему всегда относиться уважительно.

Рефлексия: Скажите, много интересного узнали на занятии? Что вам понравилось или запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Как хлеб на стол к людям приходит"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему"Как хлеб на стол к людям приходит"Провела воспитатель подготовительной группы № 4 Пожалова Раиса Сергеевна Цель : Углубить п...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Насекомые». Буква Е.

Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового и буквенного анализа слов....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мир животных и птиц»

ХОД ЗАНЯТИЯ.I.  Организационный момент.– Дети, у вас на столах лежат пазлы, сложите их, что получилось?...