Проект по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Очень важно развитие эмоциональной сферы ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра» 

«Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….» Б.М.Теплов.

В людях с рождения заложено творческое начало, и театр наиболее полно способствует его развитию в личности дошкольников. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: действием и словом, изобразительным искусством и музыкой. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски и звуки.

Театр помогает формировать у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку. Во время работы над выразительностью речи персонажей начинает активизироваться словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, появляется интонация. У ребенка улучшается речь в диалоге. Каждый ребенок – актер от природы, который живет эмоциями.

Очень важно развитие эмоциональной сферы ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Большую роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость) и т. д.

 В проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. Разработанный проект на тему «Волшебный мир театра» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность. Проект органично вписался в педагогическую деятельность и проводился в несколько этапов.

 На начальном этапе мы изучили научно – методическую литературу по заявленной теме: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой; «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника», Запорожец А.В.; «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю» Берлова А.Л.; «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л.И.; «Ты детям сказку расскажи» Гриценко З.А.; «Азбука нравственного воспитания» Каиров И.А., Богданова О.С.

 Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметили основные направления своей педагогической деятельности:

 формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

 формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

 развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;

 формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Волшебный мир театра»

Участники проекта :

Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников .

Возраст воспитанников дети старшей группы 5-6 лет

Тип проекта групповой; краткосрочный

 Вид проекта информационно-творческий

Срок реализации проекта апрель 2023.

Цель проекта Формирование нравственно – этических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Задачи проекта

 Образовательная:

 Познакомить детей с видами театра и правилами поведения в театре.

 Формировать готовность к совместной 5 деятельности детей со сверстниками и взрослыми.

Развивающая:

Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе театрализованной деятельности. Развивать творческую активность детей и эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям.

 Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение к миру театра, другим людям и самому себе.

Воспитывать чувство собственного достоинства.

 Инновационность проекта состоит во внедрении в базовую театральную постановку ритмопластики, танцевальных этюдов, простого диалога в сочетании со стихотворным.

Строение проекта предполагает ознакомление от начального знакомства с устройством театра до изготовления атрибутов, разных видов театра разными техниками, выступления детей на «большой сцене».

Результативность

Участие в данном проекте помогло сформировать интерес к театрально-игровой деятельности, к изготовлению сказочных персонажей своими руками, раскрыло творческий потенциал личности детей, их творческие способности, умение импровизировать в образе сказочных героев, помогло развить дружеские и партнерские отношения, сформирован ряд качеств, ценных для дальнейшего этического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения .Дети стали увереннее выступать на публике.

 Привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком позволило сблизить, вызвало много положительных эмоций, обострило чувство гордости за родителей, которые участвовали в театральных постановах.

Транслируемость Данный проект может быть использован педагогами, учителями-логопедами и психологами. Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социальнокоммуникативное развитие, физическое развитие. Работа по реализации проекта тесно связана со всеми видами детской деятельности (игровая, коммуникативная, продуктивная, конструирование, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора).

Ожидаемые результаты реализации проекта: Для детей:

 сформированность расширенных знаний о современном театре у дошкольников;

 развитие интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;

укрепление взаимосвязи между дошкольниками.

Для педагога:

Создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по театрализованной деятельности.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.

Для родителей:

Повышение участия родителей в мероприятиях при реализации проекта. Разработанное нами, в рамках проекта планирование будет способствовать: эффективному и системному усвоению детьми знаний о театре и театральном искусстве

 эффективной работе воспитателя с родителями в рамках проекта.

Этапы реализации проекта I. Подготовительный (мотивационный, информационнонакопительный). Подготовка к работе педагога:

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, сюжетных картинок, иллюстраций по теме «Волшебный мир театра».

 Опрос, оценка уровня знания детей по теме проекта.

Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам;

 Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для постановки и драматизации.

 II. Практический - продуктивный.

введение в проблему - формулирование проблемы;

совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности;

 непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом через разные виды детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители».

Занятия по актерскому мастерству, подготовка к драматизации и спектаклю. Выступление детей в спектакле в качестве актера.

 Вся практическая работа осуществляется по трем направлениям:

Организация развивающей предметнопространственной среды Работа с детьми

 Взаимодействие с родителями

 Цель: Пополнение РППС: - пополнить центр книги «Там, на неведомых дорожках»; - дополнить центр творчества «И снова сказка нас зовет»: пальчиковым театром, костюмами, декорациями, - работа над «Бумажной книгой сказок»; - создание мини – музея «В гостях у сказки».

 Цель: Развитие творческой деятельности детей, посредством использования следующих методов: - сочинение сказок, - модификация сказок, - сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.

Цель: Установление сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников в вопросах нравственно – этического воспитания. Она включает в себя: - участие в создании мини - музея группы; - посещение выставок детского творчества; - участие в творческом конкурсе «Театр своими руками»; - участие в детско - родительских проектах; - участие в конкурсе афиш.

В рамках реализации практически – продуктивного этапа нами был разработан перспективный план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с театром и сценическим искусством, который включил в себя:  цикл бесед на тему «Таинственный мир театра»;  подобрана и адаптирована картотека игр, упражнений и театральных этюдов на развитие различных аспектов театрального искусства.

 Основной формой работы составленного перспективного плана стали беседы, которые носили эвристический характер, т.е. в ходе бесед дети пытались отвечать самостоятельно на три вопроса: «Что мы знаем?», «Чего 8 мы хотим узнать?», «Как узнаем об этом?». Поэтому знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

На познавательной непосредственно образовательной деятельности использовались различные методы и приемы, которые помогали воспитанникам более полно воспринять содержание предлагаемого материала. Исходя из того, что детская природа требует наглядности, мы широко в своей практике использовали ИКТ.

Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками помогало нам готовить дидактический материал красочным и эстетическим. Используемый нами мультимедийный материал был самым разнообразным: презентации, слайды, игры – тренажеры, электронные игры на закрепление полученного материала, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более современным, разнообразным, насыщенным, информация подавалась нами живо и легко.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,

 Театрализованная деятельность Постановка вопросов проблемного характера

Самостоятельная театрализованная деятельность

 Выставки совместного творчества

Моделирование сюжетов

Речевые игры

 Мини спектакли

Игры – драматизации

 Игры – превращения

 Музей кукол  

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы использовалась интерактивная технология «Интервью».

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

 Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Активными участниками проекта являлись родители воспитанников, проведен показ открытой НОД для родителей по речевому развитию с элементами театрализации «Что за чудо эти сказки!», выставлялись папки – передвижки «Играем в театр».

В результате реализации проекта также значительно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы: - приобретены красочные книги разных авторов, чем значительно пополнили центр «Там, на неведомых дорожках» группы; - изготовлен вязанный пальчиковый театр «Грибок - теремок»; - пополнена методическая копилка конспектами занятий: «Что за чудо эти сказки», «По страницам добрых книг»; - создана картотека игр и упражнений на тему: «Театр и дети»; - подготовлены тематические презентации: «Театры мира», «Театр это здорово!», «Разговор о театре», «Правила поведения в театре», «Знакомство с театром»;

В завершении реализации проекта в результате наблюдений, опросов, можно отметить положительную динамику в освоении детьми знаний по развитию нравственно – этических качеств.

У детей систематизированы знания о различных видах театров и правилах поведения в театре, как в 10 общественном месте; они умеют эмоционально передавать настроение, выражая его через речевые зарисовки, дети овладели знаниями общественных взаимоотношений, владеют театральной терминологией, а так же умеют образно передавать характер героев, умеют давать объективную оценку их поступкам, сформирован ряд качеств, ценных для дальнейшего этического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом влияет на уровень нравственно - этического воспитания дошкольников.

 На заключительном этапе реализации проекта нами был проведен мониторинг развития нравственно – этических норм у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методики Н.В. Верещагиной, по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» критериями которой стали такие разделы:

 Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;

 Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям;

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики;

Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается. А также проведен мониторинг «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной критериями которой стали такие разделы:

Интонационная выразительность речи.

 Эмоциональность.

 Характерологические особенности детей (общительность, скованность).

Творческие проявления.

Внимание.

Память.

Действия с кукольными персонажами.

 Координация и ловкость движений.

 Использование выразительных средств (мимика, жесты).

Исходя из показателей мониторинга результатов, можно сделать вывод, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы нравственно - этического воспитания.

Использование педагогического потенциала и интерактивных методов и приемов в театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению их ценности, повышению воспитанности, развитию творческих способностей детей и укреплению сотрудничества с семьями воспитанников.

Практическая значимость: Данный материал может представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений и использоваться в практической работе по развитию нравственно – этических компетенций ребенка - дошкольника.

 Перспективы развития проекта:

Демонстрация своего опыта работы педагогам ДОУ с целью внедрения проектной деятельности в ДОУ.

Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки.

 Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

Продолжить использование проектной деятельности, информационнокоммуникационных технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжать применение детско-родительских проектов в своей педагогической деятельности.

 Список используемой литературы

  Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Л.Б. Боряевой, И.Г. Вечкановой: КАРО, 2007. -256с.

 Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли инсценировки, игры для детей 4-7 лет/сост. О.П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2009.-411с.

Игры и игорые упражнения по развитию речи. Пособие для практических работников ДОУ / Г.С.Швайко; / под. Ред. В.В. Гербовой / - 5-е изд .- М -: Айрис-прессс, 2008.-176 с.

 Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт.-сост. Н.М.Сертакова. - Волгоград: Учитель. 2014-203 с.

Т.Н.Дятлова. Звук-волшебник /Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.Линка- пресс, 2006. -208 с.

Е.К.Прудиус. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. – СПб: Речь, 2006. – 226с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности "Волшебный мир театра"

Предлагаю вашему вниманию проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы....

Сценарий НОД с включением театрализованной деятельности "Волшебный мир театра"

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с включением театрализованной деятельности "Волшебный мир театра"....

Технология проектной деятельности: Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе.

Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе....

Технология проектной деятельности: проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна- театр!" в подготовительной группе.

Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе....

Проект по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра».

Тип проекта - творческий, игровой.По числу детей - групповойПо продолжительности - краткосрочныйУчастники проекта - воспитатель группы, дети средней группы (с 4-5 лет), родители....

Проект по театрализованной деятельности «Волшебный мир театра»

Актуальность: •- Эмоциональная закрытость детей,неуверенность.Слабое речевое развитие детей.Малая заинтересованность родителейк театрализованной деятельности....

Конкурс. Конспект организованной образовательной деятельности с элементами театрализованной деятельности «Волшебный мир театра»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29881565","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29881578","attributes":{"alt":"","class"...