Конспект НОД по экологии «Как люди речку обидели» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мотоева Лариса Леонидовна

В материале использован рассказ Н.А. Рыжовой "Как люди речку обидели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ekologii.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии «Как люди речку обидели»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: привить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.

Оборудование и материал: текст рассказа «Как люди речку обидели», иллюстрации по теме занятия, стаканчики с чистой и грязной водой из реки, пустые стаканчики, бумажный или любой другой фильтр, воронки, природоохранные знаки.

Ход занятия:

Воспитатель: О чем сегодня пойдет речь  на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Тихо, между берегами

 Широка и глубока,

Наполняясь родниками

 Вдаль бежит, течёт… (Река)

Жарким летним днем

 Мы к ней пойдем

И искупаться поспешим.

Ох, и хороша она, когда стоит жара,

Что это? (Река)

В: Как вы догадались, что это река? Как образуется река? Куда впадает?

Дети: Река образуется из маленьких ручейков, родников. Они собираются вместе. Маленькие реки впадают в большие. Большие реки впадают в море.

Воспитатель: Кто из Вас отдыхал на реке?

Дети: Все.

Воспитатель: Что Вы делали?

Дети: Купались, отдыхали, загорали.

Воспитатель: С кем Вы отдыхали на реке?

Дети: С мамой, с папой, с сестричкой, с братиком.

Воспитатель: Любите ли Вы отдыхать на реке?

Дети: Да.

Воспитатель: Брали ли Вы с собой еду?

Дети: Брали.

Воспитатель: Куда Вы дели мусор?

Дети: Унесли, оставили на берегу, бросили в кусты.

Воспитатель: Дети, на реке любят отдыхать все, но не все знают, как правильно себя вести. Надо отдыхать на реке так, чтобы Река на нас не обиделась, чтобы она всегда была чистой и любила людей.

Основная часть.

Воспитатель: Я сейчас прочитаю Вам рассказ о том, как люди обидели речку

Как люди речку обидели (Рыжова Н.А.)

Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.

- Посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости.

Воспитатель: Какой была Речка до прихода людей?

Дети: Чистой, прозрачной, весёлой, красивой и звала в гости.

Воспитатель: Кто пришёл отдыхать на речку?

Дети: Семья - мама, папа и Костя.

Воспитатель: Как семья обидела Речку и её жителей?

Дети: Мама нарвала букет лилий, который увял, и мусор бросила в кусты; папа выбросил банки в речку, а Костя доставал и разбрасывал ракушки по берегу, раздавил жука и лягушку.

Воспитатель: Почему Река посерела и погрустнела после ухода семьи?

Дети: Реке было обидно за себя и своих жителей, за беспорядок.

Воспитатель: Почему нельзя бросать в реку мусор?

Дети: Дно засоряется, могут погибнуть рыбы, раки.

Воспитатель: Что бы Вы сделали на месте Кости?

Дети: Не разбрасывали ракушки, не давили жуков и лягушек, а вели б себя хорошо.

Воспитатель: Дети, а Вы знаете, что семья обидела речку не потому, что хотели, а просто не знала правила поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.

Физкультминутка  «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Рассматривание иллюстрации №12 в альбоме «Добро пожаловать в экологию»

Воспитатель: ребята, посмотрите на эту речку. Приятно ли было нам в ней искупаться? Раньше в этой речке водилась  разная рыба, но теперь она исчезла. Что случилось?  Действительно, из-за загрязнения погибли животные и растения в реке. А почему никого не видно на берегу, почему нет водоплавающих птиц, лягушек и насекомых? (дети выстраивают цепочки исчезновения животных и растений). Как же можно помочь исправить положение? (Нужно посадить защитные лесопосадки, построить очистные сооружения. А самое главное выполнять нехитрые правила: не бросай мусор, не мой машину в реке, не рви водные растения.)

Рассматривание природоохранных знаков, обсуждение их значения.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли эти знаки поместить в местах отдыха людей, помогут ли они сберечь природу?

Дети: Да, эти знаки будут напоминать людям правила поведения в природе и тогда берега рек и озер будут всегда чистыми.

Воспитатель: Если люди будут знать, что речку нельзя обижать, то реки на Земле будут всегда голубыми.

Исследовательская работа.

Сравнить воду в двух стаканчиках. В одном чистая вода, а во втором - грязная.

Воспитатель: В какой воде могут жить рыбы, раки?

Дети: В чистой.

Воспитатель: Чтобы вода стала чистой, её нужно очистить с помощью фильтра.

Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик. В процессе очистки воды, чистую воду сливаем в трёхлитровую банку, чтобы потом её отдать реке.

Воспитатель: Благодаря вашим усилиям речка выздоровит. Мы с Вами через маленький фильтр очищали воду, а есть большие специальные фильтры, которые очищают воду, текущую в речку с заводов. Фильтры очищают грязную воду и реки не будут загрязняться.

Подведение итогов.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили? Какие правила поведения на водоеме вы запомнили? Люди часто не задумываются о своем отношении к рекам, «обижают» их, неправильно ведут себя во время отдыха на их берегах, уничтожают водных жителей. Мы, люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают, и платить им хорошим бережным отношением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Дарите людям доброту"

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. «ДАРИТЕ ЛЮДЯМ ДОБРОТУ»....

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ:  «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....

Конспект НОД и презентация на тему: «Как люди используют дерево» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД и презентация на тему:  «Как люди используют дерево» для детей старшего дошкольного возраста.Цель: познакомить с некоторыми свойствами дерева, уточнить представления детей о том, как...

Конспект развлечения по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста «Зимний лес полон сказок и чудес».

Данный материал может быть использован воспитателем или музыкальным руководителем при работе с детьми младшего дошкольного возраста....

Эколого-экономическая музыкальная сказка «Как Иван- Эколог и Забава природу спасали…» (для детей старшего дошкольного возраста)

Эта сказка не простая,Интересная, смешная…В нашей сказке есть намёк,Добрым зрителям – урок.… Сказку мы начнём сначала…(Звучит фонограмма песни царевны Забавы ...

Конспект НОД по экологии «Земля - наш общий дом» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Создать условия для закрепления представлений детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые....

Конспект занятия по экологии «Планета Земли в опасности» для детей старшего дошкольного возраста

Формировать знания детей о способах охраны окружающей среды; дать о представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Продолжить учит...