"Экологическое воспитание дошкольников"
статья по окружающему миру (средняя группа)

Кемерова Любовь Александровна

Сформировать первоначальные основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    «Побудить в детях живое чувство                      природы –

                                                    значить возбудить одно из самых благодетельных

                                                    воспитывающих душу вливаний.»

                                                                                                                К.Д.Ушинский.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают разные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами. Характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно – психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.  

 Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающие поколение.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и в конечном счёте, любовь к Отечеству.

         Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.                                                                                                                                                                                           Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дошкольный возраст – это ответственный этап в жизни каждого ребенка, так как в это время закладываются основы личностного, физического и психического развития. Экологическое образование дошкольников помогает установить гуманные и правильные отношения с окружающей средой, потому идея приобщения детей к природе играет важнейшую роль в воспитательном процессе.  

Цель экологического воспитания в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, формирования ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

                         Задачи экологического воспитания:

  1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных понимания ребёнка.
  2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
  3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.  

Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально – положительного отношения к природе, которое должно проявиться в деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями за растениями и животными, трудовые операции должны быть осознанными. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.  

                                         Работа с детьми:

В группах создаются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями; условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания. Воспитатели знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменение в жизни растений, труд людей); организуют игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

Опыты – всегда должны строиться на основе имеющихся представлений, полученных в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, М. Пришвина, В. Бианки, Ф. Тютчева, К. Ушинского, Л. Толстого и др. После чтения проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведений.

Наблюдения. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка (сентябрь), ночным небом (декабрь), за зимующими птицами, прилетающими на участок (январь- февраль), за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль– март), за пробуждением одуванчиков на участке (апрель – май), за божьей коровкой (в весенне – летнее время).

Заполнение календаря природы – ещё одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдением. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, которые наблюдали на улице.

Экологический проект – это решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разных форм и методов работы: экологические занятия, экскурсии, уроки доброты, мышления, экологические кружки, конкурсы, акции, трудовой десант, экологические праздники, игры, сказки и т.д.).

Работа с родителями:

Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внося в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску (совместные праздники, досуги, конкурсы, беседы, консультации, анкетирование, собрания и т.д.).  

                       В результате проделанной работы будут:

• Сформированы первоначальные основы экологической культуры детей;

• Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...