Развитие детских инициатив в проектной деятельности дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Ичеткина Надежда Владимировна

Раскрыты особенности проектной деятельности в ДОУ, ее значение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskih_initsiativ_v_proektoy_deyatelnosti.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детских инициатив в проектной деятельности экологической направленности с детьми дошкольного возраста.

Воспитатель МБДОУ г.Иркутска детский сад №185

Ичеткина Надежда Владимировна

Воспитатель МБДОУ г.Иркутска детский сад №185

Распутина Наталья Александровна

В современном мире актуальной является проблема формирования экологической культуры личности. В виду существенных изменений в системе дошкольного образования перед педагогами стоит задача — формировать у воспитанников навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков, сборе информации. Одна из технологий, которая формирует у детей инициативность и самостоятельность — это проектная деятельность. В своей работе мы используем такие методы и технологии, которые подчинены решению этой проблемы. Наши усилия направлены на внедрение в области знаний «природа» и «экология» таких методов обучения, которые основаны на сотрудничестве и взаимопомощи. Опираясь на теоретические установки и практические находки специалистов в области исследовательского обучения, нами была выбрана проектная система обучения. В нашем детском саду технологии проектирования используются в работе с детьми и в рамках экологического воспитания.

Суть ее заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом, а так же при участии родителей, разрабатывают и реализуют проект, решая практическую задачу по природоохранной деятельности. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, используя полученные в различных видах деятельности знания дошкольники, имеют возможность самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал и сделать выводы.

Каждый ребенок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта и может попробовать свои силы в различных видах деятельности. Для включения ребенка в проектную деятельность создаются условия, организуется образовательная среда. В идеале – когда в ДОУ создана модель открытой образовательной среды, ориентированной на поддержку творческих инициатив дошкольников, раскрытие индивидуального и творческого потенциала каждого ребенка, а также все необходимые условия, позволяющие в полной мере осуществлять образовательный процесс. В рамках проектирования разрабатываются экологические образовательные проекты, включающие различные мероприятия. Самые эффективные из них:

- участие в природоохранных акциях. Когда педагоги, дети, родители объединяются общей идеей и получают мотивацию для активного участия в защите природы. В рамках проектов могут быть проведены мероприятия: акция «Подари бумаге вторую жизнь» (сбор макулатуры), «Семечко и зернышко про запас» (сбор семян для будущего урожая), подкормите птиц зимой (изготовление кормушек), «С каждого по зернышку» (сбор корма для птиц), «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» (сбережение ресурсов), «Каждому певцу по дворцу» (изготовление скворечников), «Украсим детский сад цветами» (выращивание рассады);

- экскурсии и походы по территории детского сада, парку дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе;

-проведение экологических праздников и развлечений. Праздники и развлечения экологического содержания (экологические праздники «Синичкин день», «День Байкала», «День Земли»), викторины, экологические и подвижные игры, рисунки на асфальте, конкурс чтецов) совмещают в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка;

 - экологический театр под руководством музыкального руководителя и воспитателей. Театрализованные представления ставят дети для родителей. (Басни «Стрекоза и муравей» «Рак, лебедь и щука», сказки «Теремок»)

- детские конкурсы экологической направленности. Ежегодно дети принимают участие в районных, региональных, всероссийских смотрах, конкурсах. (международный конкурс «ЧИП», смотр-конкурс кормушек). Наибольший интерес среди воспитанников традиционно вызывают творческие конкурсы: конкурс экологической фотографии («Краски Осени», «Человек природе друг-это знают все вокруг»), конкурс поделок из бытового мусора («Конкурс шляпок», смотр Эко-одежды), выставка — конкурс экологических рисунков и плакатов, конкурс цветочных композиций. Развитию проектно-исследовательской деятельности способствуют конкурсы юных исследователей окружающей среды.

- выставка детских творческих поделок. Традиционными стали совместные творческие работы детей и родителей из природных и бросовых материалов. Каждую осень родители вместе с детьми готовят поделки из природного материала к конкурсу «Осенние цветы», «Зимний букет», делают поделки из овощей к выставке «Чудо с грядки»; рисунки и плакаты на конкурсы: «Природа Иркутской области», «День Байкала», «Береги свою планету», «Дикие животные родного края», «Хлеб всему голова», «Осенний вернисаж», «Зимушка-зима».

 - совместная исследовательская деятельность взрослого и детей — знакомство с природой через наблюдение, опыты, эксперименты.

 - детско-родительские проекты «Опыты на кухне», «Природа Иркутской области» (дети собирают информацию и фотографии вместе с родителями, оформляют альбом рисунками).

- создание лепбука, который помогает найти информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

- связь с организациями; по озеленению города, экологическими организациями, занимающиеся высадками; экскурсии на места высадки саженцев, клумб, аллей; рассказ и показ городских клумб.

- взаимодействие с организациями по переработки древесины и вторичного сырья

Созданная индивидуальная образовательная среда для каждого воспитанника позволит обеспечить благоприятный психологический климат, атмосферу сотворчества, положительную динамику качества образования, реализовать потребность детей в самовыражении.

Библиографический список.

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112с.
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208с.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – Москва: Творческий центр, 2001.
  5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников

Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...

сообщение «Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) основные задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество» включают в себя:Развитие предпосылок ценностно-смысло...

Семинар-практикум на тему «Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»

Задачи:  1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.3.Составить памятку по теоретическим ос...

«Развитие и поддержка детских инициатив в проектной деятельности»

Перед нами встал вопрос: как организовать (создать) условия для развития детских инициатив и творческого самовыражения?...

Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов,...

Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов,...

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольников»

laquo;Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольников» Консультация....