Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность
статья (подготовительная группа)

Галина Владимировна Прудникова

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Самое главное, совместно-коррекционная работа педагогов, во взаимодействии, эффективно организует работу по поддержке детской инициативности. А также происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР являются осуществление конкретного взаимодействия воспитателя, родителей и учителя-логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обеспечения. Но без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Самое главное, совместно-коррекционная работа педагогов, во взаимодействии, эффективно организует работу по поддержке детской инициативности. А также происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В настоящее время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на формирование у дошкольников инициативности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность. В методической литературе проект рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом. Важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только работая самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт. Безусловно, метод проекта является очень актуальным, интересным, для педагогов

Экспериментальное исследование развития инициативности дошкольников подготовительной группы в условиях проектной деятельности проводилось в детском саду «Радуга» рп. Усть-Абакан. В эксперименте принимали участие 22 ребенка подготовительной к школе группы.

Цель данного эксперимента заключалась в следующем:

1. Определить особенности развития инициативности дошкольников;

2. Выявить влияние проектной деятельности на развитие инициативности дошкольников;

3. Осуществить целенаправленный подбор средств, обеспечивающих развитие инициативности детей в процессе проектной деятельности.

Диагностика особенностей развития инициативности у детей подготовительной группы проводилось с использованием следующих методик:

1. Диагностика социального развития ребенка по А. М. Щетининой.

2. Диагностика по Коротковой Н. А. (диагностика четырех сфер инициативы).

С помощью диагностики социального развития по А. М. Щетининой мы выявили детей с низким уровнем развития инициативности.

Анализируя таблицу, можно сделать вывод о том, что самый низкий уровень развития инициативности детей приходится на познавательную - 27% и творческую - 23% сферу деятельности. Соответственно будет выбран творческо-познавательный проект.

Нами был организован творческо - познавательный проект «Хвойный лес родился». Проблемная ситуация – нам привезли саженцы сосны и ели. «Что нам делать с саженцами?» - поиск решения проблемы. Дети предлагали свои варианты, и обсуждали их. Так, некоторыми детьми было предложено посадить саженцы в лесу, но это решение вызвало затруднения, лес далеко. Один ребенок предложил посадить у себя во дворе дома, но многим стало жаль расставаться с саженцами. Следующим предложением было нарисовать лучший дом для сосен и елочек - лес. Мы поддержали детскую инициативу. Ребята старались и выполнили замечательные рисунки. Мы обсудили их работы. Дети испытывали гордость и удовлетворение, что их идеи воплотились. А это в свою очередь вдохновляет и раскрепощает детей, их речь становится уверенней и ярче. Проблема была решена только на бумаге. И один ребенок предложил посадить саженцы у нас на территории детского сада. У нас очень много свободного места, и уже есть несколько саженцев деревьев. Решение было найдено. Пригласили родителей и все вместе посадили саженцы на территории детского сада. На этом этапе идет развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности.

Реализация заключительного этапа осуществлялась не только в групповом помещении, так же были организованы экскурсии в наш лес, посаженный детьми и взрослыми на территории детского сада. На этих экскурсиях дети публично представляли продукт проектной деятельности, общались. Делились своими впечатлениями.

После проведения проекта, по результатам диагностики четырех сфер инициативы у детей старшего дошкольного возраста мы составили сводную таблицу

Сфера инициативы

Количество детей в %

1 уровень (низкий)

2 уровень (средний)

3 уровень (высокий)

было

стало

было

стало

было

стало

коммуникативная инициатива

27%

36%

35%

37%

65%

творческая инициатива

37%

40%

36%

23%

64%

инициатива как целеполагание и волевое усилие

27%

32%

40%

45%

60%

познавательная инициатива – любознательность

36%

37%

35%

27%

65%

Анализируя таблицу, можно сделать вывод о том, что наблюдается рост инициативы во всех сферах деятельности: в творческой инициативе высокий уровень 64 %, средний уровень 36 %, в целеполагании инициатива 60 % (высокий уровень), в коммуникативной сфере инициатива 65 % (высокий уровень) и 35% (средний уровень), в познавательной сфере инициатива 65 % (высокий уровень). Таким образом, наибольший рост инициативы произошел в познавательной и коммуникативной сфере. Результаты контрольной диагностики свидетельствуют о росте инициативы во всех сферах деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе решения поставленной задачи была обоснована роль проектной деятельности в развитии инициативности старших дошкольников. Одним из эффективных средств развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, проявлять инициативу.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы через проектную деятельность дошкольников

Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают боятся высказать свое мнение. Проект дает ребенку возможность найти себя – опре...

«Развитие познавательной инициативности посредством проектной деятельности»

Развитие познавательной инициативности посредством проектной деятельности...

Презентация "Продвижение детского чтения через проектную деятельность" в формате печа -куча

Автор делится опытом работы по привлечению детей к чтению посредством образовательных проектов....

Консультация «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

«Активизация работы по развитию творческих компетенций через проектную деятельность и участие в Московском детском чемпионате Kidskills» Консультация для педагогов.

      На сегодняшний день существует актуальная потребность дошкольных учреждений в воспитателях,  которые не только дают знания и воспитывают, но и создают условия для запу...

Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов,...