Волкова Н.А. До свидания, лето. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «До свидания, лето». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет на период конец августа, первые дни сентября.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Осень.

Последние дни Августа –

первые дни Сентября.

Тема недели «До свиданья, лето».

“Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы

 с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

Василий Александрович Сухомлинский

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Поддерживать интерес детей к миру растений.
  • Расширять знания детей о растениях.
  • Расширять знания детей о неживой природе.
  • Познакомить детей с садовыми цветами.
  • Познакомить детей с факторами неживой природы, влияющими на рост растений.
  • Познакомить детей со строением растений.
  • Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи.
  • Формировать умение детей сравнивать объекты неживой природы, находить общее и отличие и делать обобщение.
  • Развивать познавательный интерес детей.
  • Развивать наблюдательность, любознательность детей.
  • Воспитывать бережное отношение детей к растениям.
  • Напомнить детям правила безопасного поведения в играх с природным материалом.
  • Поддерживать интерес детей к загадкам.

Тема «До свиданья, лето».

День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Наблюдение «Садовые цветы».

Познакомить детей с садовыми цветами.

Исследование «Песок».

Помочь детям определить свойства сухого песка.

Пальчиковая игра «Цветы».

Поддерживать интерес детей к цветам.

Вторник

Исследование «Растения»

Познакомить детей с факторами неживой природы, влияющими на рост растений.

Исследование «Мокрый песок».

Помочь детям определить свойства мокрого песка.

Творчество «Цветы».

Развивать воображение, творчество детей.

Среда

Исследование  

«Части растений».

Познакомить детей со строением растений.

Исследование

 «Сравнение песка и глины».

Расширять знания детей о неживой природе.

Малоподвижная игра

«Море цветов».

Закреплять знания детей о цветах.

Четверг

Наблюдение

 «Что было сначала,

что будет потом?»

Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи: семена – росток – цветок.

Исследование

«Сравнение песка и камней».

Формировать умение детей сравнивать объекты неживой природы, находить общее и отличие и делать обобщение.

Трудовое поручение

«Сбор семян».

Формировать умение детей аккуратно собирать семена цветов.

Творчество 

«Волшебный цветок».

Развивать эстетическое восприятие детей, умение созерцать красоту окружающего мира и отражать это в рисунке.

Пятница

Игровая ситуация

«Река времени цветка».

Формировать умение детей устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже.

Словесная игра

«Загадки с клумбы».

Формировать умение детей узнавать цветы по описанию.

Наблюдение «Садовые цветы».

Задачи. Расширять знания детей о растениях. Познакомить детей с садовыми цветами. Обратить внимание детей на красоту цветущих растений. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа. 

У педагога в руке игрушечная бабочка.

— Дети, бабочка мимо пролетала, мне на ушко прошептала: где цветы мне отыскать, красоту бы повидать. Дети несут бабочку к клумбе с цветами.

Какая у нас красивая клумба, как много красивых цветов. Дети, какие цветы растут на нашей клумбе? (ответы детей).

Цветы – это растения, цвет – это окраска чего-либо. Не случайно эти слова похожи. В цветах мы увидим различные оттенки цвета. Дети, внимательно посмотрите на цветы и расскажите мне, пожалуйста, какие оттенки цвета вы видите? (ответы детей).

— Разноцветная окраска цветов насекомых привлекает, в гости приглашает. Дети, для чего бабочки и пчёлы летят к цветам? (предположения детей).

— Насекомые собирают нектар на цветущих растениях. Осенью цветущих растений мало, только цветы цветут на клумбах.  Дети, как называются все цветы, растущие на клумбе?  (ответы детей).

Садовые цветы – это цветы, которые растут в саду, на клумбах. Садовые цветы посадили люди, и они ухаживают за цветами. Как вы думаете, можно ли срывать цветы с клумбы? (ответы детей).

— Садовые цветы выращивают для букетов. Дети, можно срывать цветы с чужой клумбы? (ответы детей).

Цветов очень много, все они разные, но очень красивые. Садовыми цветами украшают комнаты, дарят друг другу. Но нельзя срывать садовые цветы, если не вы их посадили и выращивали.

Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,

И душистое свежее лето

Вместе с ними приходит в наш дом.

В сентябре их по улицам в школы,
Первоклассники чинно несут,

Ставят в вазы на стол новосёлы,

Как подарок друзей, берегут.

Пальчиковая игра «Цветы».

Задачи. Поддерживать интерес детей к цветам. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Формировать умение детей управлять своими движениями. Обогащать речь детей глаголами.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, в пальчиковую игру играем, цветы изображаем Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст, выделяя голосом глаголы, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.

Вот перед нами бутон,

Таит секреты он.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Ладошки

Из бутона раскрываются цветы

Необычной красоты.

Пальчики разведём в стороны,

не отрывая друг от друга

основания ладоней.

Цветок

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Шевелим пальчиками,

лепестками цветка.

Цветок

Влево – вправо,

Влево – вправо.

Наклоняем цветочек

в разные стороны.

Цветок 1

Закрываются цветы

Необычной красоты.

Закрываем цветок,

прижимая пальчики друг к другу.

Бутон

Засыпают все цветы,

Ночью спать они должны.

Наклоним голову,

положим ладошку под щёку, спим.

Спим

— Очаровательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, цветы изображали.

Совместный труд «Наш цветник».

Задачи. Привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями. Поощрять желание детей участвовать в совместной трудовой деятельности. Развивать трудовые умения и навыки детей. Воспитывать аккуратность детей.

Инвентарь: детские перчатки, мешки для мусора.

Беседа.

 — Дети, помощников приглашаю, в цветнике порядок навести предлагаю.

Желающие дети подходят к педагогу. Педагог подводит детей к цветнику.

Цветы – источник красоты, но заботу требуют они. Внимательно, дети, на цветник посмотрите, что не в порядке, решите. Дети, рассказывают педагогу, что нужно сделать в цветнике, педагог задаёт наводящие вопросы.

— Дети, мы соберём засохшие цветы и листья. Напомню вам правила безопасного поведения в цветнике.

Правила безопасного поведения:

  • перчатки надеваем, руки оберегаем;
  • об аккуратности не забываем, грязными руками ничего не задеваем;
  • если грязь попала в глаза, немедленно обратитесь к воспитателю.

Педагог помогает детям определить, где требуется навести порядок, распределить обязанности. Педагог трудится вместе с детьми, контролирует, чтобы дети не мешали друг другу, не ссорились. По окончанию работы, педагог благодарить детей за помощь.

— Дети, посмотрите, как красиво стало в нашем цветнике! Быстро в цветнике прибрали, потому что друг другу помогали. Скажем дружно, скажем вместе «Мы, молодцы!»

Исследование «Растения».

Задачи. Расширять знания детей о растениях. Познакомить детей с факторами неживой природы, влияющими на рост растений. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость к художественному слову, бережное отношение детей к растениям.

Исследование.

— Дети, в страну Растений вас приглашаю, интересное исследование обещаю. Кто подскажет мне, где эта страна? (ответы детей).

— Правильно, страна Растений там, где много растёт растений. Дети, напомню вам правила поведения в стране Растений.

Правила поведения в стране Растений:

  • мир растений не загрязняем, мусор не бросаем;
  • растение оберегаем, ничего не рвём и не ломаем;
  • растения опасными бывают, незнакомые растения не задеваем.

Дети вместе с педагогом идут в страну Растений (участок на территории детского сада, где много растений).

— Дети, цель нашего исследования: узнать, что нужно, чтобы растения хорошо расти. Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на растения и скажите, они живые или нет? (предположения детей).

Живое – это то, что питается и растёт. Докажем, что растения живые. Дети, растения растут? (Ответы детей).

— Дети, как вы думаете, что помогает расти растениям? (предположения детей).

— Чтобы растения хорошо росли им нужно питаться. Дети, кто кормит растения? (предположения детей).

— Матушка Земля растения кормит. Посмотрите, дети, растения растут на земле. Растениям нужна хорошая, жирная земля, почва. Дети, как вы думаете, а кто растения поит? (предположения детей).

— Батюшка Дождик растения поливает, почву водой насыщает. Растения корешками воду пьют, красивыми растут. Дети, как вы думаете, что ещё нужно растениям для роста? (предположения детей).

— Дети, как вы считаете, что дарит солнышко растениям? (ответы детей).

— Солнышко растениям дарит свет и тепло. Дети, растения хорошо растут там, где хорошая почва, вода, тепло и свет.

— Дети, растения нужно оберегать, зря не срывать.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,    

И не будет доброты,                  

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы…                                       

Тим Собакин

—Дети, что мы узнали о растениях? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что растения живые. Для роста растениям нужна почва, вода, свет, тепло. Растения нужно оберегать.

Творчество «Цветы».

Задачи. Вызвать у детей желание рисовать цветными мелками. Закреплять способы и приёмы рисования цветными мелками. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Материал к деятельности: цветные мелки, влажные губки.

Рисование.

Цветы нам дарят настроенье, 

И пробуждают вдохновенье,

Как символ чистой красоты,

Ведь очень трудно без мечты!
                                                                            Марк Львовский

— Дети, у меня есть цветные мелки, они источник красоты. Мелкие цветные в руки возьмём, цветы красивые рисовать начнём. Дети, где лучше всего рисовать цветными мелками? (ответы детей).

— Я тоже считаю, что асфальт лучше всего подходит для рисования цветными мелками. Дети, напомню секреты рисования цветными мелками.

Секреты рисования цветными мелками.

  • Мел хрупкий, поэтому рисуем легко, не надавливая на мел.
  • Сначала нарисуем контур рисунка.
  • Закрашиваем рисунок штриховкой, равномерно не выходя за контур.
  • Рисуем аккуратно, руки вытираем влажной губкой или салфеткой.

Педагог показывает детям, как можно нарисовать цветы мелом на асфальте.  Дети рисуют.

— Очаровательно, дети! Ваши цветы прекрасны!

Исследование «Части растений».

Задачи. Расширять знания детей о растениях. Познакомить детей со строением растений. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать бережное отношение детей к растениям.

Исследование.

— Дети, в страну Растений вас приглашаю, интересное исследование обещаю. Кто подскажет мне, где эта страна? (ответы детей).

— Правильно, страна Растений там, где много растёт растений. Дети, напомню вам правила поведения в стране Растений.

Правила поведения в стране Растений:

  • мир растений не загрязняем, мусор не бросаем;
  • растение оберегаем, ничего не рвём и не ломаем;
  • растения опасными бывают, незнакомые растения не задеваем.

Дети вместе с педагогом идут в страну Растений (клумба с садовыми цветами). Дети рассматривают цветы, где чётко видны части растений: один стебель, листья, цветок.

— Дети, цель нашего исследования растения. Растения изучаем, из каких частей растение состоит узнаем. Мы с вами любуемся красивыми цветами. Дети, внимательно, под цветок загляните, что увидели расскажите. (Ответы детей).

— Дети, что цветок с почвой соединяет? (предположения детей).

— Цветок с почвой соединяет стебель.  Дети, на стебле есть цветок и … (листья).

— Дети, как вы думаете, что спрятано внизу стебля, под почвой? (предположения детей). Не нужно выдёргивать растение, чтобы показать корень. Можно немного подкапывать землю, а потом аккуратно присыпать корень землёй.

— Внизу стебля корень. Дети, посмотрите, пожалуйста, некоторые цветы завяли и внутри их появились семена. Из семян вырастет новое растение. Педагог вместе с детьми рассматривает семена растений.

— Дети, что мы узнали о частях цветов? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что у растений есть стебель, листья, цветки, в земле прячется корень. Когда растения отцветают, появляются семена.

Малоподвижная игра «Море цветов».

(Вариант игры «Замри»).

Задачи.  Поощрять желание детей играть в подвижные игры. Закреплять знания детей о цветах. Развивать внимание, память, воображение детей. Воспитывать терпение, доброжелательное отношение друг к другу.

Игра.      

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей. 

Дети, волшебство начинаем, воображение включаем. Мы море, но не простое, а цветочное – Море цветов. В море цветов колышутся волны.

Волны колышутся раз,

Волны колышутся два,

Волны колышутся три,

На месте цветочек замри.

Дети, вы цветы. Когда прозвучит сигнал: «Замри». Вы принимаете красивую позу цветка и замираете. Я – цветовод, цветы выбираю, имя цветка узнать желаю. Вы имена цветов называйте, но за другими не повторяйте. У каждого из вас свой цветок. Если ваше имя кто-то назвал, быстро себе другое имя придумайте.

        Когда цветовод с цветами познакомиться. Прозвучит сигнал: «Отомри».

— Дети, правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.

 Правило игры:

  • цветком себя представляем, после слова «замри» – замираем.
  • стоим и не шевелимся, пока не прозвучит слово «Отомри».

Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

Под текст поднимают руки вперёд, опускают вниз.

Волны колышутся раз,

Волны колышутся два,

Волны колышутся три,

На месте цветочек замри.

Дети изображают цветы. Педагог проходит по кругу и спрашивает: «Какой цветок здесь растёт?» Ребёнок называет цветок. Когда все дети назовут свой цветок, педагог говорит: «Отомри».  Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

Наблюдение «Жизнь цветка».

Задачи. Расширять знания детей о растениях. Формировать умение детей понимать причинно-следственные связи: семена – росток – цветок. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

Дети, в страну Растений приглашаю, за растениями понаблюдать предлагаю. Дети, напомните мне, пожалуйста, правила поведения в стране Растений. (Ответы детей).

        Педагог обобщает ответы детей.

Правила поведения в стране Растений:

  • мир растений не загрязняем, мусор не бросаем;
  • растение оберегаем, ничего не рвём и не ломаем;
  • растения опасными бывают, незнакомые растения не задеваем.

Дети вместе с педагогом идут в страну Растений (клумба с садовыми цветами).

Дети, как вы думаете, откуда на клумбе появились цветы? (предположения детей).

— Весной в землю мы посадили семена цветов. Дети, как вы считаете, что появилось из семян? (ответы детей).

— Из семечка вырос росток. Дети, как вы думаете, что помогло ростку из семечка вырасти в красивый цветок? (ответы детей).

— Матушка Земля цветок из почвы кормила, батюшка Дождик водой поил. Солнышко пригревало, тепло и свет давало. Дети, если долго нет дождя, кто цветок напоит водой?  (ответы детей).

— Садовые цветы садовники поливают, ухаживать за цветами не забывают. Дети, сначала было семечко, семечко посадили в почву. Полезные вещества в почве, вода, тепло и свет, помогли семечку вырасти, и превратится в красивый цветок. Наступила осень, цветы отцветают. Внутри цветов спрятаны семена, будущие цветы. Дети, что мы узнали жизни цветка? (ответы детей).

 Вывод. Дети, мы узнали, что сначала было семечко, потом росток, затем цветок.

Весёлые упражнения «Семечко».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Семечко подняли,

В руках подержали.

Приседаем, берём семечко (имитация).

Встаём, в ладошках держим семечко.

В землю посадили,

Водой полили.

Наклон, руки вниз. Встаём прямо.

Поливаем из лейки (имитация).

Семечко оживает,

Листочки поднимает.

Приседаем.

Руки в стороны, плавно вверх.

Росток к солнышку растёт,

На носочки он встаёт.

Встаём прямо, руки вверх.

Встаём на носочки, руки вверх.

Лепесточки расправляет

Красотой нас удивляет.

Руки плавно в стороны.

Руки на пояс. Кружимся на месте.

Трудовое поручение «Сбор семян».

Задачи. Формировать умение детей аккуратно собирать семена цветов. Поощрять желание детей доводить начатое дело до конца. Воспитывать ответственное отношение детей к порученному делу.

Инвентарь: баночки для сбора семян.

Беседа.

Педагог приглашает 2-3 детей.

У них ни пальцев нет, ни рук –

Лишь только лепестки вокруг.

Необычно называются,

Но в маникюре не нуждаются!

Солнечные скромные цветки,

Полезные … (Ноготки).

  Дети, у меня к вам очень важное поручение. Нам нужно собрать семена цветов. Это очень ответственное дело. Вы готовы его выполнить? (ответы детей).

Если ребёнок не желает трудиться, педагог не настаивает.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, некоторые цветы завяли и внутри их появились семена. Из семян вырастут новые цветы. Мы аккуратно собираем семена цветов в баночки. Педагог показывает. Дети самостоятельно выполняют задание. После окончания работы дети отчитываются перед педагогом за выполненную работу.

— Дети, за помощь вас благодарю, вам «Спасибо!» говорю.

Творчество «Волшебный цветок».

Задачи. Развивать эстетическое восприятие детей, умение созерцать красоту окружающего мира и отражать это в рисунке. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Материал к деятельности: цветные мелки, влажные губки.

Рисование.

Есть на свете цветок – алый–алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может, там, за седьмым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок!

М. Пляцковский.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, на наши цветы, мне кажется они тоже волшебные. Если долго – долго смотреть на цветок, можно заметить, чем он необычен, чем отличается от других цветов. Дети, попробуйте нарисовать свой волшебный цветок мелом на асфальте. Напомню секреты рисования цветными мелками.

Секреты рисования цветными мелками.

  • Мел хрупкий, поэтому рисуем легко, не надавливая на мел.
  • Сначала нарисуем контур рисунка.
  • Закрашиваем рисунок штриховкой, равномерно не выходя за контур.
  • Рисуем аккуратно, руки вытираем влажной губкой или салфеткой.

Дети рисуют.

— Восхитительно! Дети, ваши волшебные цветы прекрасны!

Игровая ситуация «Река времени цветка».

Задачи. Формировать умение детей устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями. Расширять знания детей о растениях.

Игра.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по реке времени. Это невидимая река, поэтому и путешествовать мы будем в нашем воображении. Что такое время? Время состоит из прошлого, то, что было раньше. Из настоящего, то, что происходит сейчас. И будущего, то, что произойдёт позже.

Педагог приглашает детей к цветнику.

Дети, посмотрите, пожалуйста, на этот красивый цветок. Отправляемся в путешествие по реке времени в прошлое цветка и мысленно представим, а что было раньше? (предположения детей).

Дети, я согласна с вами, что раньше был росток. Плывём по реке времени дальше, что было раньше ростка? (предположения детей).

— Правильно, семечко!

Весёлые упражнения «Семечко».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Семечко подняли,

В руках подержали.

Приседаем, берём семечко (имитация).

Встаём, в ладошках держим семечко.

В землю посадили,

Водой полили.

Наклон, руки вниз. Встаём прямо.

Поливаем из лейки (имитация).

Семечко оживает,

Листочки поднимает.

Приседаем.

Руки в стороны, плавно вверх.

Росток к солнышку растёт,

На носочки он встаёт.

Встаём прямо, руки вверх.

Встаём на носочки, руки вверх.

Лепесточки расправляет

Красотой нас удивляет.

Руки плавно в стороны.

Руки на пояс. Кружимся на месте.

Дети, вот мы вернулись по реке времени в настоящее. А теперь поплывём в другую сторону, в будущее. Дети, что произойдёт с цветком позже? (предположения детей).

— Цветок завянет, а внутри него появятся новые семечки. Новые семечки упадут на землю, и уснуть под снегом до весны. А весной проснуться, и, как вы думаете, что произойдёт дальше? (предположения детей).

Дети, время – это прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – это то, что уже произошло. Настоящее – это то, здесь и сейчас происходит. Будущее – это то, что когда-то произойдёт.

Словесная игра «Загадки с клумбы».

Задачи. Формировать умение детей узнавать цветы по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей.  Поддерживать интерес детей к загадкам.

Игра.

Дети, загадки с клумбы собираем, загадки о садовых цветах отгадаем, правила игры не нарушаем.

Игровые правила:

  • внимательно слушаем загадку;
  • пока загадку читают, молчим;
  • хором отвечаем, цветок называем.

Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.

Нам дарит Анюта

Радужные цветы –

В зелёной травке

Пестреют они.

Цветочки из сказки –

 (Анютины глазки).

Здесь созвездие из звёзд,

Ножка длинная, как гвоздь,

Много лепесточков острых –

Красных, жёлтых, белых, пёстрых.

Как чудесно многолика

Эта милая … (Гвоздика).

Длинный стебелёк,

Узенький листок.

Колокольчик напоминает,

Тычинками удивляет.

Красивая, милая

Ароматная … (Лилия).

Конфеты вспоминаем,

Ударение меняем.

Этот цветок садовый,

Этот цветок лиловый.

На грядке вырос

Волшебный … (Ирис).

У них ни пальцев нет, ни рук –

Лишь только лепестки вокруг.

Необычно называются,

Но в маникюре не нуждаются!

Солнечные скромные цветки,

Полезные … (Ноготки).

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

Словно огненный фонтан –

Весенний ...  (Тюльпан).

Кустом растёт,

Пышно цветёт!

Прочный стебель,

Весь в листве,

Бутоны, как шарики,

На стебле!

Лепестков миллион,

Это нежный … (Пион).

Что за цветы в виде свеч,

Листья длинные, словно меч.

Яркий праздничный наряд.

Граммофонов целый ряд –

Всем напоминает колос

Длинный … (Гладиолус).

Королева цветника

Видна издалека.

Кустами разрастается,

Шипами защищается.

Летом расцветает,

Сад украшает.

Но боится мороза

Прекрасная …  (Роза).

На тебя он глядит свысока —

Не найдёшь горделивей цветка.

Он в осеннем саду властелин,

Это яркий цветной … (Георгин).

Есть цветок у нас в саду

И похож он на звезду.

Может быть любого цвета

Для осеннего букета.

Осенью прекрасна

Яркая ... (Астра)

— Анютины глазки, гвоздики, лилии, ирисы, ноготки, тюльпаны, пионы, гладиолусы, розы, георгины, астры – это … садовые цветы.

— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, цветы с клумбы по описанию узнали.

Неживая природа «Тайны Песочной страны».

Исследование «Песок».

(Проводится в солнечный тёплый день, когда песок сухой).

Задачи. Расширять знания детей о неживой природе. Помочь детям определить свойства сухого песка. Напомнить детям правила безопасного поведения в играх с природным материалом. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать аккуратность.

Материалы к деятельности: песок, белые листы бумаги, лупы на каждого ребёнка.

Исследование.

— Дети, а вы знаете, что у нас на участке есть Песочная страна. Как вы думаете, где она находится?  (ответы детей).

— Сегодня мы посетим Песочную страну, чтобы разгадать её тайны. Вспомним правила безопасного поведения в Песочной стране. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Правила безопасного поведения в Песочной стране:

  • играем с песком аккуратно, чтобы не испачкать одежду;
  • не ломаем постройки, сделанные из песка другими детьми;
  • не прикасаемся руками к лицу или глазам;
  • нельзя бросать песок, он может попасть в глаза и человек ослепнет;
  • если песок попал в глаза, быстро подходим за помощью к взрослым.

— Дети, как вы думаете, песок живой или неживой? (предположения детей).

Песок – неживой объект природы. Он не дышит, не кушает, не растёт. Дети, какой сегодня песок: сухой или мокрый? (ответы детей).

 Возьмём горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Педагог вместе с детьми выполняет задание.

Что у нас получилось? (ответы детей).

Постепенно в месте падения песка образуется башенка-конус. Если долго сыпать песок (педагог показывает), то в одном месте, то в другом, песок осыпается, течёт; движение песка похоже на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. Дети, как вы думаете, можно ли в песках проложить постоянную дорогу? Почему? (предположения детей).

— Дети, из чего состоит песок? (предположения детей).

— Положите, пожалуйста, песок на листы бумаги и рассмотрите его в лупу. Дети рассматривают песок с помощью лупы.

— Дети, из чего состоит песок? (ответы детей).

— Дети, какую тайну песка мы узнали? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что песок состоит из отдельных песчинок, песчинки рассыпаются, поэтому песок течёт, движется.

Игры детей с песком.

Неживая природа «Тайны Песочной страны».

Исследование «Мокрый песок».

(Проводится в солнечный тёплый день, когда песок сухой).

Задачи. Расширять знания детей о неживой природе. Помочь детям определить свойства мокрого песка. Напомнить детям правила безопасного поведения в играх с природным материалом. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать аккуратность.

Материалы к деятельности: песок, лейка с водой; формочки на каждого ребёнка.

Исследование.

— Дети, в Песочную страну вас приглашаю, тайны песка разгадать предлагаю. Вспомним правила безопасного поведения в Песочной стране. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Правила безопасного поведения в Песочной стране:

  • играем с песком аккуратно, чтобы не испачкать одежду;
  • не ломаем постройки, сделанные из песка другими детьми;
  • не прикасаемся руками к лицу или глазам;
  • нельзя бросать песок, он может попасть в глаза и человек ослепнет;
  • если песок попал в глаза, быстро подходим за помощью к взрослым.

— Дети, песок живой или неживой? (ответы детей).

Песок – неживой объект природы. Он не дышит, не кушает, не растёт. Дети, какой сегодня песок: сухой или мокрый? (ответы детей).

— Песок сухой. Дети, какие свойства сухого песка вы знаете? (ответы детей).

— Песок состоит из отдельных песчинок, песчинки рассыпаются, поэтому песок течёт, движется. Дети, что нужно сделать, чтобы песок не рассыпался? (предположения детей).

 Песок поливают водой.

— Дети, какой теперь у нас песок? (ответы детей).

— Можно ли из мокрого песка построит песчаный конус? (предположения детей).

— Дети, попробуйте, пожалуйста, построить песчаный конус. Дети выполняют задание.

— Из мокрого песка можно построить песчаный конус, мокрый песок не движется, не течёт.  Дети, как можно играть мокрым, влажным песком? (ответы детей).

Предложить заполнить формочки для песка мокрым песком и перевернуть её.

— Как вы думаете, почему песок сохранит форму формочки? (ответы детей).

 Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрые песчинки слипаются друг с другом. Дети, что мы узнали о свойствах мокрого песка? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что мокрый песок терять свойство текучести, он сохраняет форму.

Игры детей с песком.

Неживая природа «Тайны Песочной страны».

Исследование «Сравнение песка и глины».

Задачи. Расширять знания детей о неживой природе. Формировать умение детей сравнивать объекты неживой природы, находить общее и отличие и делать обобщение. Напомнить детям правила безопасного поведения в играх с природным материалом. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать аккуратность.

Материалы к деятельности: песок, глина, ёмкости с водой, формочки, поднос.

Исследование.

— Дети, наша исследовательская экспедиция направляется в Песочную страну. Напомните мне, пожалуйста, правила безопасного поведения в Песочной стране. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

Правила безопасного поведения в Песочной стране:

  • играем с песком аккуратно, чтобы не испачкать одежду;
  • не ломаем постройки, сделанные из песка другими детьми;
  • не прикасаемся руками к лицу или глазам;
  • нельзя бросать песок, он может попасть в глаза и человек ослепнет;
  • если песок попал в глаза, быстро подходим за помощью к взрослым.

Педагог заранее раскладывает в песочнице комочки глины.

— Дети, странно, что это за комочки в нашей Песочной стране. Что это такое? (предположения детей). Дети обследуют глину.

— Это глина. Дети, что вы можете рассказать о глине? (ответы детей).

— Глина живая или нет? Почему? (ответы детей).

Глина – неживой объект природы. Она не дышит, не кушает, не растёт. Сравните, пожалуйста, песок с глиной, назовите сходство и отличие (ответы детей).

— Дети, нам предложили сделать поделки, чтобы украсить нашу группу. Из чего лучше это сделать, из песка или глины? Почему? (предположения детей). 

— Попробуем сделать поделки из мокрого песка и из мокрой глины и оставим поделки высохнуть на солнце.  

 Дети делают поделки из мокрого песка с помощью формочек и из глины, и ставят на подносе на солнышко.

— Дети, из чего было легче сделать поделку: из песка или глины? Почему вы так считаете? (ответы детей).

В конце прогулки обратить внимание детей на поделки.

— Дети, из чего лучше делать поделки? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что глина более пластична, из неё удобно делать разные поделки, при высыхании она сохраняет форму. Песочные поделки при высыхании рассыпаются.

Игры детей с песком.

Неживая природа «Тайны Песочной страны».

Исследование «Сравнение песка и камней».

Задачи. Расширять знания детей о неживой природе. Формировать умение детей сравнивать объекты неживой природы, находить общее и отличие и делать обобщение. Напомнить детям правила безопасного поведения в играх с природным материалом. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать аккуратность.

Материалы к деятельности: сухой песок, камни, белые листки бумаги, лупы на каждого ребёнка.

Исследование.

— Дети, в Песочную страну приглашаю, исследование провести предлагаю. Смотрите, сегодня здесь не только песок, но и камни. Задача нашего исследования внимательно изучить камни и сравнить их с песчинками. Дети, вспомним правила безопасного поведения в Песочной стране. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Правила безопасного поведения в Песочной стране:

  • играем с песком аккуратно, чтобы не испачкать одежду;
  • не ломаем постройки, сделанные из песка другими детьми;
  • не прикасаемся руками к лицу или глазам;
  • нельзя бросать песок, он может попасть в глаза и человек ослепнет;
  • если песок попал в глаза, быстро подходим за помощью к взрослым.

— Дети, как вы думаете, камни живые или нет? Почему? (предположения детей).

Камни и песок – неживые объекты природы. Они не дышат, не кушают, не растут.  Дети, как вы думаете, откуда берётся песок? (ответы детей).

— Я слышала такой рассказ, что песчинки были когда-то камнями. Давайте проверим это. Дети, что вы можете сказать о камнях? (Дети обследуют и называют форму, цвет, твёрдость, особенность поверхности камней).

— Сравним камни с песком. Дети, назовите, пожалуйста, сходство и отличие камней и песка (ответы детей).

— Дети, стукните, пожалуйста, камень о камень. Что получилось? (ответы детей).

— От ударов от камней отлетают маленькие кусочки. Положите, пожалуйста, эти кусочки на бумагу и рассмотрите в лупу и сравните с песком. Дети рассматривают кусочки камней и песок с помощью лупы.

— Дети, как вы думаете, мог песок раньше быть камнем? (предположения детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения, ударов друг о друга больших камней.  

Игры детей с песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. До свидания, лето. Речевые игры для детей 5-7 лет

Тема недели «До свидания, лето». Картотека речевых игр...

Волкова Н.А. До свидания, лето. Читаем детям 5-7 лет.

Тема недели «До свидания, лето». Картотека бесед с детьми 5-7 лет....

Волкова Н.А. Сентябрь, 1 неделя. Урожай. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Урожай». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....