«Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Вовлекая детей в игры, направленные на тесное общение с природой, познание мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у дошкольников таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ekologicheskoy_igry.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей.
«Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки его экологической воспитанности.
Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Необходимо организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий их мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на неё, как растения связаны с воздухом и водой и т.д.), и что самое главное, могли применить полученные знания в своей практической деятельности.
В большей степени этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры. Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры.
Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, доставляет ребенку радость, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на фоне игры, будет особенно эффективно.
Играя, ребенок познаёт многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребёнка, его нравственные и эстетические чувства.
Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание. Усваиваются эти нормы и правила
лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для
формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть, происходит практическое освоение нравственных норм и правил
поведения.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
В ознакомление дошкольников с природой необходимо включать игры с учетом регионального компонента (природа родного края, народные традиции, краеведение).
Вовлекая детей в игры, направленные на тесное общение с природой, познание мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у дошкольников таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты закладываются в раннем возрасте, они прочно войдут в характер человека, станут его основой.
Не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним,
помогите ему в познании окружающего мира.
Литература:
1.Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.
2.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.
3.Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
Данный материал предназначен для родителей в помощь при ознакомлении ребенка с природой....
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр....
Консультация "Роль игры в экологическом воспитании дошкольников"
Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга,каждая страница, которойполна глубокого содержания.И.В.Гёте...
Консультация для родителей «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников»
Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие....
Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания современных детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.Ключевые слова: ребенок, природа, дидактическая игра, экологи...