Конспект занятия в старшей группе ("Одежда"): "Кукла Таня идет в ателье"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шамрай Алёна Анатольевна

Конспект занятия поможет обобщить знания детей на тему «Одежда, обувь, головные уборы»; познакомить с процессом изготовления одежды, способствовать развитию межполушарного взаимодействия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6 первой категории»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Кукла Таня идет в ателье» (07.02.22)

Выполнила: воспитатель гр. № 9

                                                                                     Шамрай А. А.

г. Чебаркуль

2022 г.


Цель: обобщение знаний детей на тему «Одежда, обувь, головные уборы»; ознакомление с процессом изготовления одежды.

Задачи:

Образовательные: 

  • уточнять и углублять знания детей по теме «Одежда, обувь, головные уборы»;
  • расширять знания и представления детей об одежде (ее разнообразии, изготовлении, назначении, особенностях);
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • способствовать развитию диалогической речи.

  • Развивающие:
  • способствовать развитию внимания, логического мышления, межполушарного взаимодействия.

Воспитательные:

  • вызвать интерес к процессу изготовления одежды;
  • способствовать формированию эмоционального отклика, доброжелательности на занятии.

  Предварительная работа:

  • экспериментальная деятельность с различными образцами ткани;
  • организация в группе выставки швейного оборудования, образцов ткани;
  • организация в группе выставки предметов, из которых получают ткань (хлопок, лен, шерсть)
  • разучивание движений для игры «Нейроритмика»;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме «Ателье» (ширма со швейными принадлежностями, манекены).
  • словарная работа (шерсть, лен, кожа, хлопок, манжеты, капюшон)

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: художественное слово (отгадывание загадки), игры на внимание, беседа с детьми, пояснение, поощрение, вопросы к детям, упражнение на переключение внимания, игровая ситуация, практическая деятельность детей, упражнение на межполушарное взаимодействие, упражнение на саморегуляцию и контроль.

Материалы и оборудование: таблица А3 для упражнения «Нейроритмика», кукла, 2 манекена с одеждой, листы А5 с клетками и изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов 6 шт, фотографии швейной фабрики «Пеплос», 3 звонка, 16 картинок для дидактического упражнения со звонками, эскиз платья, ткань на платье, лекала, раскроенное платье, сантиметровая лента 4 шт, ширма со швейными принадлежностями, картон А5 с изображением платьев и шорт для рисования двумя руками.

Словарная работа:  демисезонная, специальная одежда, ателье, художник-модельер, закройщик, эскиз, лекала, портной, швея, заказчик.

I Вводная часть (3 мин.)

1). Отгадывание загадки.

2). Игра на слуховое внимание

II. Основная часть (25 мин.)

1). Актуализация имеющихся знаний по теме «Одежда»

2). Игра на ориентировку на листе бумаги «Мы гуляем».

3). Деление одежды на группы.

4). Д/у на саморегуляцию и контроль «Какая это одежда».

5). Нейроритмика.

6). Игровая ситуация «Ателье»

 7). Объяснение непонятных слов.

 8). Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.

III Заключительная часть (2 мин.)

1).Обобщение знаний.

2). Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Вводная часть

― Ребята, я приготовила вам загадку. Отгадайте ее и узнаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии.

Я из хлопка, льна и кожи,

Шерстяной бываю тоже.

Меня люди надевают

И со мной не замерзают.

(Одежда)

― Правильно. А сейчас будьте внимательны: на свое место сядет тот, на ком надета толстовка с капюшоном. Следующим сядет тот, у кого одежда с манжетами. Теперь сядет тот, у кого на одежде есть пуговицы. На место садится воспитанник, у которого одежда без рукавов. А теперь сядет тот, у кого одежда с рукавами. (Игра на слуховое внимание).

II. Основная часть.

Ребята, как можно назвать одним словом все вещи, которые на вас надеты? (Одежда.) 

Правильно. Что же такое одежда? (Одежда ― это то, что мы носим, надеваем на себя.)

Как вы думаете, для чего человеку одежда? (Одежда нужна, чтобы было тепло, чтобы человек красиво выглядел, для защиты  от солнца.)

― Верно. Одежда защищает человека от холода, дождя, ветра, солнечных лучей и опасного воздействия горячих предметов или веществ. Например, костюм пожарного защищает от горящего огня.

― Хорошо. Как называется одежда, которую носят мужчины? (Одежда, которую носят мужчины, называется мужская.) Как называется одежда, которую носят женщины? (Одежда, которую носят женщины, называется женская.) Как мы называем одежду, которую носят дети? (Одежду, которую носят дети, называется детской.)

Всю одежду можно разделить на группы в зависимости от того, в какое время года мы ее надеваем. Если эту одежду носят зимой, как ее можно назвать? (Зимняя.) Если мы надеваем эту одежду летом, какая она? (Летняя.) Если носим одежду весной? (Весенняя.) А если осенью? (Осенняя.)

Подумайте, одежда, которую мы носим весной и осенью чем-то отличается? (Нет. Мы носим одну и ту же одежду.) 

Почему? (Погода весной и осенью похожа: сырость, тает снег, идут дожди, звенит капель.)

Правильно. Такую одежду, которую мы носим весной и осенью, называют демисезонной. Сезон -  это время года. У нас 4 сезона, 4 времени года. Назовите их (зима, весна, лето, осень).

Словарная работа:  демисезонная (с французского языка «demi-saison» - переходное время года). То есть эту одежду носят между двумя сезонами - между летом и зимой.

― После занятий мы с вами пойдем на прогулку. Что мы на себя наденем? (Мы наденем зимнюю куртку, комбинезон, шарф, варежки.)

― А что мы наденем на голову? (На голову мы наденем шапку).

― Как называются вещи, которые мы надеваем на голову? (Головные уборы)

― Итак, на нас надеты шапка, комбинезон, шарф. Чего еще не хватает, чтобы выйти на прогулку? (Обуви)

― Конечно! Какую обувь мы наденем зимой? (Валенки, зимние сапоги, зимние ботинки)

Хорошо. Давайте отправимся на прогулку, только гулять будут наши пальчики. (Игра «Мы гуляем») Перед вами лежат листочки с клеточками и изображениями разных предметов одежды, обуви и головных уборов. Задания: прыгните в левый нижний квадрат. Что это? (Это платье, предмет одежды).  Прыгните в  правый верхний квадрат (Это сапоги, обувь). Прыгните в центр. (Это брюки, одежда.) Теперь прыгните в левый верхний квадрат (Это шляпа, головной убор). Прыгните в правый нижний квадрат (Это сандалии, обувь.) Мы прыгать устали, теперь походим шагом. Шагните на одну клетку вправо, две вниз. (Это панама, головной убор). 2 клетки вниз, одну влево (Это носки, одежда). Одна клетка влево, две вверх  (Это шляпа, головной убор).

 ― Ребята, как вы думаете, можно в одной и той же одежде ходить на праздник, работать на заводе, заниматься спортом? (Нет.)

― Верно. Если мы надеваем одежду на праздник, она какая? (Праздничная). Какой должна быть праздничная одежда? (Красивой, нарядной).

―  Как называют одежду, в которой работают пожарные, строители, полицейские, врачи, повара? Это специальная одежда или рабочая. Какой она должна быть? (Рабочая одежда должна быть удобной.) Правильно, эта одежда должна быть удобной, не сковывать движений, свободно пропускать воздух, в некоторых профессиях защищать от травм, быть прочной.

Как называется одежда, в которой занимаются спортом? (Спортивная). Как вы думаете, какой должна быть спортивная одежда? (Легкая, удобная, чтобы можно было свободно двигаться) Приведите пример спортивной одежды (футболка, шорты, лосины, спортивные брюки)

Как назвать одним словом одежду, в которой мы ходим дома? (Домашняя) Правильно. Назовите домашнюю одежду (халаты, пижамы, трикотажные костюмы, шорты, футболка)

А как назвать одежду, в которой мы ходим каждый день на работу, в детский сад? Это повседневная одежда, потому что надеваем ее во все дни.

― Хорошо. Теперь давайте проверим, как вы запомнили разные виды одежды.

Д/у с элементами нейропсихологической коррекции «Какая это одежда» Полина с Алешей будут «надевать» праздничную одежду, Саша с Гришей -  специальную, Вика с Машей – домашнюю, Даша с Олегом – спортивную. Я показываю картинку, тот, кто «надевает» этот вид одежды, должен нажать на звонок. Картинки:  нарядное платье, костюм пожарного, махровый халат, спортивный костюм, костюм врача, костюм строителя, пижама, мужской костюм, одежда футболиста, мужской домашний костюм, кигуруми, гимнастический купальник.

― Молодцы! Справились с заданием.

― Где мы можем приобрести одежду? (Одежду мы можем купить в магазине.)

― А откуда появляется одежда в магазине? (Ее шьют.)

Где шьют одежду? (Одежду шьют на швейной фабрике.)

Назовите, какую швейную фабрику вы знаете в нашем городе? (В нашем городе есть швейная фабрика «Пеплос») Показ картинки.

Правильно. Скажите, из чего можно сшить одежду? (Одежду шьют из ткани). Как еще можно изготовить одежду? (Одежду можно связать) Показать пример вязаной одежды (шарф)

Ребята, когда я шла в детский сад, мне встретилась кукла Таня. Она сказала, что хочет заказать в ателье новое платье и может взять нас собой. Что такое ателье? Это место, где тоже  шьют одежду. Кто-нибудь из вас бывал в ателье? (Ответы детей.) Хотите пойти с Таней и посмотреть? Тогда отправляемся в дорогу, а чтобы по пути мы не замерзли, давайте выполним наше веселое упражнение.

Нейроритмика.

― На доске размещена таблица с разными предметами одежды. Если я показываю на головной убор, нужно хлопнуть над головой. Показываю на комбинезон – перекрещиваем руки на груди и меняем положение рук. Если покажу валенки, шагаем. Если это не одежда, то замираем.

 (Подходим к столу, где разложены лекала, ткань, нитки, сантиметровая лента)

― Когда заказчик (человек, который делает заказ) приходит в ателье, его встречает художник-модельер. Вы вместе с куклой Таней побудете заказчиками, а я художником-модельером. Художник-модельер – это человек, который занимается созданием одежды (словарная работа). Он придумывает, как будет выглядеть платье и делает первый набросок) – эскиз, рисунок (словарная работа), помогает подобрать ткань и застежку: пуговицы, кнопки, застежки-молнии, липучки. Таня выбрала ткань для платья габардин и застежку на липучке. Я, как художник-модельер, сделала ей эскиз (показ эскиза, ткани).

― Затем закройщик снимает мерки, измеряет человека, чтобы знать, какого  размера шить одежду. Закройщик от слова кроить. Он обводит и вырезает детали одежды. Мы измерим Таню с помощью гибкой ленты, которая называется сантиметровой. Чтобы сшить платье, нужно измерить обхват груди, обхват талии, обхват бедер, длину рукава, спинку, обхват шеи и длину всего платья (Измеряем куклу Таню, дети попарно измеряют друг друга.).

― После измерения закройщик изготавливает выкройки деталей одежды, которые называются лекала. Лекала – это шаблон, по которому обводят и вырезают различные части одежды. Мы на занятиях по аппликации тоже пользуемся шаблонами, которые обводим на бумаге и вырезаем детали будущей картинки. При шитье одежды эти шаблоны обводят мелом на ткани. Затем детали вырезают ножницами, и все детали сшивают друг с другом. Как называется человек, который сшивает детали, шьет? (Швея)

― Правильно. Она делает швы, сшивает одежду. Поначалу одежда сшивается непрочным швом и примеряется, чтобы легко можно было распороть швы, убрать и что-то переделать (показ раскроенных деталей платья). Вдруг одежда оказалась мала или велика. Если вещь на заказчике выглядит хорошо, человеку удобно и ничего не мешает, все детали сшивают на швейной машине прочным швом в готовое изделие.

― Посмотрите на свою одежду изнутри, видно, что она сшита из разных деталей, внутри есть швы. А вот и готовое платье для Тани. Давайте его наденем и полюбуемся (примерка платья).

― Ребята, как вы думаете, Тане нравится новое платье? (Да) Куда можно пойти в этом платье? (Погулять на улице, летом пойти в детский сад, надеть на праздник). Значит, какая это одежда? (Повседневная.) Кукле очень понравилось платье, она именно такое и хотела. Спасибо тебе, Таня, что взяла нас собой в ателье и ребята сами увидели, как шьют одежду.

А теперь давайте сами попробуем выполнить швы, и не просто так, а двумя руками (пунктирная линия и зигзаг).

III Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

― Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? (Ответы детей)

― Какие новые слова вы запомнили? (Ателье, художник-модельер, лекала, швея)

Вы очень хорошо поработали сегодня на занятии. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия гостевого метода "День рождения куклы Тани"

Гостевой метод. Совместное мероприятие....

Конспект занятия в старшей группе детей с ТНР «Кто работает в ателье» .

  Данный материал познакомит детей с трудом взрослых в ателье: модельером, закройщиком, швеей. Расширит знания детей о профессиях.   Дети познакомятся  с трудом взрослых: шв...

Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с ателье"

Конспект для старшей логопедической группы по развитию речи....

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Наряды куклы Тани"

Конспект ООД с использованием графомоторных упражнений...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наряды куклы Тани»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наряды куклы Тани»...

НОД в старшей группе "Наряды куклы Тани"

Конспект занятия для старшей группы направленный на развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани, посредствам игр, проведения опыта, проблемных воп...

Конспект занятия в старшей группе «Одежда наших прабабушек»

данный материал поможет педагогам в интересной форме рассказать дошкольникам об одежде наших пробабушек...