Дидактическая игра "животные Наш Урал"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Валева Елена Сергеевна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «НАШ УРАЛ»

Дидактическая игра №1 «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - (медвежонок, медвежата).

У лисицы (лисенок, лисята).

У зайчихи -(зайчонок, зайчата).

У ежихи - … (ежонок, ежата).

У волчицы (волчонок, волчата).

У белки - … (бельчонок, бельчата). И.Т.Д.

 

Дидактическая игра №2 «Назови семью»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - (медведица), детеныш -(медвежонок).

Папа - волк, мама - (волчица), детеныш - (волчонок).

Папа - еж, мама - (ежиха), детеныш - (ежонок).

Папа - заяц, мама - (зайчиха), детеныш -(зайчонок).

Папа - лис, мама - (лисица), детеныш - (лисенок).

 

Дидактическая игра №3 «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.

 Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.

 Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра №4 «Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди. Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным. Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено). Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

Дидактическая игра № 5 « Какой? Какая? »

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

 

 

Дидактическая игра №6 «Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).

Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).

Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).

Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).

 

 

 

 

 

Дидактическая игра №7 «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

 

 

Дидактическая игра №8 «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай, Да словечко приласкай. Белка – белочка; заяц  зайчик, зайчишка; еж – ежик; лисенок – лисёночек,

лиса – лисичка; медвежонок – медвежоночек и т.д.

 

 

Дидактическая игра № 9 «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

 

 

Дидактическая игра №10 «Сложи картинку»

Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.

 

 

 

 

 

Дидактическая игра №11 « Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).

Дидактическая игра №12 «Скажи одним словом»

Цель: закрепление прилагательных в речи.. Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.

А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);

Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);

В) У ежа иголки, он … (колючий);

Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);

Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).

 

 

Дидактическая игра №13 «Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия: Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

 

Дидактическая игра №14 «Сравни животных с людьми»

Цель: учить находить и правильно называть части тела человека и животного.

У человека — рот, а у животных – пасть.

У человека — лицо, а у животных – морда.

У человека — зубы, а у животных – клыки.

У человека — живот, а у животных – брюхо.

У человека — ногти, а у животных – когти.

Дидактическая игра №15 «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).

Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).

Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).

Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).

Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

 

Дидактическая игра №16 «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Дидактическая игра №17 «Определи чей след животного»

Цель: Развитие познавательно исследовательской деятельности.

Ход игры:

Перед игрой можно рассказать о том, как некоторые звери запутывают свои следы и зачем они это делают. Как опытные охотники по следам ищут свою добычу.

У этой игры много вариантов:

• Рассмотреть животное, назвать его, а затем подобрать ему следы.

• Описать животное словесно, дети угадывают, а затем подбирают след.

 

Дидактическая игра №18 «Чья спряталась мордочка»

Цель: Образование и употребление прилагательных с суффиксом-й-(-ий, -ья, -ье,-ьи) Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель просит ребенка найти картинку  голову животного, и спрашивает: «Чья голова?» Ребенок отвечает: «Это лисья голова». «собачья голова» «птичья голова», и т д

 

 

 

 

Дидактическая игра №19 «Лото игра животные мира»

Задачи: Развивать связную речь ребёнка, внимание, мышление, память, детскую фантазию; активизировать словарный запас о различных военных профессиях, о видах военно-боевой техники; упражнять в умении детей логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость.

Правила игры: Ведущий раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета, аргументировать свой ответ. Ребенок, ответивший правильно, получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

 

Дидактическая игра пазл №20 «Следы животного мира»

Задачи: Познакомить детей с миром диких животных леса, помочь развить зрительную память, научит основам ассоциативного мышления.

Варианты использования игры: Сначала можно загадывать загадки, а ребенок ищет ответ на картинке; затем рассматриваем следы и запоминаем, кому они принадлежат; далее можно совместить загадки, картинки со следами и животными.

 

Дидактическая игра №21 «Найди пару»

Цель: Учить детей называть диких и домашних животных находить им пару. Закреплять счет, знание цвета, умение отвечать, четко проговаривая название животных, их описание.

Ход игры: Детям предлагается найти животное, которого показывает воспитатель на картинке

 

Дидактическая игра пазл №22 «Найди на картинке животное»

 

Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных их местом обитания.

Ход игры: Ребятам предлагается разложить карточки по местам обитания животных

 

 

 

 

Дидактическая игра пазл№23

«Собери математические пазлы животных»

Цель: систематизировать знания детей чисел от 1 до 10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности

Ход игры: ребенку необходимо расположить отрезки картинки таким образом, чтобы цифры располагались от одного до десяти в ряд. Если ребенок расположит цифры правильно, то из отрезков образуется красочная картинка. животное

 

 

Дидактическая игра пазл №24 «Лото профессии»

Цель: расширение представлении о трудах взрослых.

Ход игры: ребенок берет карточку большего размера, переворачивает ее, и перевернув понимает какую профессию нужно собрать. Начинает подбирать карточки с картинками подходящие для этой профессии. Кто первый собрал свою карточку, тот и победил.

Усложнение: предложить ребенку составить описательный рассказ по собранной картинке.

 

Дидактическая игра №25 «Чем питаются животные лото»

Цель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход игры:  Возьмите в руки, например, карточку зайца,  спросить детей чем питается заяц? Дети находят карточки, чем питается заяц, и составляют маленький рассказ про зайца

Дидактическая игра №26 «Наш Урал животных и растений»

Цель: Познакомить детей с многообразием животного мира нашего Урала, посредством дидактической игры лото.

Ход игры: В игру могут играть 3 или 4 ребенка. С помощью считалки один ребенок становится ведущим. Остальным детям раздаем карточки – поля. Карточки для игры кладем в крутящийся барабан и хорошо их перемешиваем. Ребенок- ведущий вынимает из барабана карточку и называет ее игрокам. Ребенок, который находит на своей карточке – поле такой же рисунок, берет карточку себе и кладет ее сверху на рисунок. Выиграет тот ребенок, кто сумеет первым закрыть всех животных на своей карточке – поле.

Дидактическая игра №27 «Где какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть

Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке и назвать птиц, которые находятся на столе, и распределить птиц по кружочкам «перелетные», «зимующие» с помощью прищепок, прикреплять к определённому кружочку.

 

 

Дидактическая игра №28 «Какая птица лишняя»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

 

Дидактическая игра №29 «Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра №30 «Птицы нашего Урала»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Воспитывать любовь к природе родного края.

 

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

 

Дидактическая игра №31 «Птицы представляются».

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

                                                   

Дидактическая игра №32 «В мире птиц»

Цель: закрепить знание детей о птицах.

Ход игры: На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

 

Дидактическая игра №33 «Скажи ласково»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Ход игры:

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 100%
поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в майлру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx151.4 КБ
Файл irga_d.i.docx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

https://pbs.twimg.com/profile_images/3518796055/51e26e6e58d8d9953b63dc88a4e6abfe_400x400.png

        

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «НАШ УРАЛ»

СТАРШАЯ ГРУППА

Исполнитель: Валева. Е.С

Екатеринбург.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «НАШ УРАЛ»

Дидактическая игра №1 «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы - (медвежонок, медвежата).

У лисицы (лисенок, лисята).

У зайчихи -(зайчонок, зайчата).

У ежихи - … (ежонок, ежата).

У волчицы (волчонок, волчата).

У белки - … (бельчонок, бельчата). И.Т.Д.

Дидактическая игра №2 «Назови семью»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа - медведь, мама - (медведица), детеныш -(медвежонок).

Папа - волк, мама - (волчица), детеныш - (волчонок).

Папа - еж, мама - (ежиха), детеныш - (ежонок).

Папа - заяц, мама - (зайчиха), детеныш -(зайчонок).

Папа - лис, мама - (лисица), детеныш - (лисенок).

Дидактическая игра №3 «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.

 Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.

 Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.

Дидактическая игра №4 «Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди. Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным. Дети: - Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено). Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

Дидактическая игра № 5 « Какой? Какая? »

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Дидактическая игра №6 «Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).

Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).

Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).

Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).

Дидактическая игра №7 «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Дидактическая игра №8 «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай, Да словечко приласкай. Белка – белочка; заяц  зайчик, зайчишка; еж – ежик; лисенок – лисёночек,

лиса – лисичка; медвежонок – медвежоночек и т.д.

Дидактическая игра № 9 «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

Дидактическая игра №10 «Сложи картинку»

Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.

Дидактическая игра №11 « Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).

Дидактическая игра №12 «Скажи одним словом»

Цель: закрепление прилагательных в речи.. Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.

А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);

Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);

В) У ежа иголки, он … (колючий);

Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);

Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).

Дидактическая игра №13 «Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия: Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

Дидактическая игра №14 «Сравни животных с людьми»

Цель: учить находить и правильно называть части тела человека и животного.

У человека — рот, а у животных – пасть.

У человека — лицо, а у животных – морда.

У человека — зубы, а у животных – клыки.

У человека — живот, а у животных – брюхо.

У человека — ногти, а у животных – когти.

Дидактическая игра №15 «Назови семью»

Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).

Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).

Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).

Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).

Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

Дидактическая игра №16 «Узнай зверя по описанию»

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

- Серый, злой, голодный. (Волк.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Дидактическая игра №17 «Определи чей след животного»

Цель: Развитие познавательно исследовательской деятельности.

Ход игры:

Перед игрой можно рассказать о том, как некоторые звери запутывают свои следы и зачем они это делают. Как опытные охотники по следам ищут свою добычу.

У этой игры много вариантов:

• Рассмотреть животное, назвать его, а затем подобрать ему следы.

• Описать животное словесно, дети угадывают, а затем подбирают след.

Дидактическая игра №18 «Чья спряталась мордочка»

Цель: Образование и употребление прилагательных с суффиксом-й-(-ий, -ья, -ье,-ьи) Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель просит ребенка найти картинку  голову животного, и спрашивает: «Чья голова?» Ребенок отвечает: «Это лисья голова». «собачья голова» «птичья голова», и т д

Дидактическая игра №19 «Лото игра животные мира»

Задачи: Развивать связную речь ребёнка, внимание, мышление, память, детскую фантазию; активизировать словарный запас о различных военных профессиях, о видах военно-боевой техники; упражнять в умении детей логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость.

Правила игры: Ведущий раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета, аргументировать свой ответ. Ребенок, ответивший правильно, получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

Дидактическая игра пазл №20 «Следы животного мира»

Задачи: Познакомить детей с миром диких животных леса, помочь развить зрительную память, научит основам ассоциативного мышления.

Варианты использования игры: Сначала можно загадывать загадки, а ребенок ищет ответ на картинке; затем рассматриваем следы и запоминаем, кому они принадлежат; далее можно совместить загадки, картинки со следами и животными.

Дидактическая игра №21 «Найди пару»

Цель: Учить детей называть диких и домашних животных находить им пару. Закреплять счет, знание цвета, умение отвечать, четко проговаривая название животных, их описание.

Ход игры: Детям предлагается найти животное, которого показывает воспитатель на картинке

Дидактическая игра пазл №22 «Найди на картинке животное»

Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных их местом обитания.

Ход игры: Ребятам предлагается разложить карточки по местам обитания животных

Дидактическая игра пазл№23

«Собери математические пазлы животных»

Цель: систематизировать знания детей чисел от 1 до 10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности

Ход игры: ребенку необходимо расположить отрезки картинки таким образом, чтобы цифры располагались от одного до десяти в ряд. Если ребенок расположит цифры правильно, то из отрезков образуется красочная картинка. животное

Дидактическая игра пазл №24 «Лото профессии»

Цель: расширение представлении о трудах взрослых.

Ход игры: ребенок берет карточку большего размера, переворачивает ее, и перевернув понимает какую профессию нужно собрать. Начинает подбирать карточки с картинками подходящие для этой профессии. Кто первый собрал свою карточку, тот и победил.

Усложнение: предложить ребенку составить описательный рассказ по собранной картинке.

Дидактическая игра №25 «Чем питаются животные лото»

Цель: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход игры:  Возьмите в руки, например, карточку зайца,  спросить детей чем питается заяц? Дети находят карточки, чем питается заяц, и составляют маленький рассказ про зайца

Дидактическая игра №26 «Наш Урал животных и растений»

Цель: Познакомить детей с многообразием животного мира нашего Урала, посредством дидактической игры лото.

Ход игры: В игру могут играть 3 или 4 ребенка. С помощью считалки один ребенок становится ведущим. Остальным детям раздаем карточки – поля. Карточки для игры кладем в крутящийся барабан и хорошо их перемешиваем. Ребенок- ведущий вынимает из барабана карточку и называет ее игрокам. Ребенок, который находит на своей карточке – поле такой же рисунок, берет карточку себе и кладет ее сверху на рисунок. Выиграет тот ребенок, кто сумеет первым закрыть всех животных на своей карточке – поле.

Дидактическая игра №27 «Где какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть

Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке и назвать птиц, которые находятся на столе, и распределить птиц по кружочкам «перелетные», «зимующие» с помощью прищепок, прикреплять к определённому кружочку.

Дидактическая игра №28 «Какая птица лишняя»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

Дидактическая игра №29 «Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

Дидактическая игра №30 «Птицы нашего Урала»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

Дидактическая игра №31 «Птицы представляются».

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

                                                   

Дидактическая игра №32 «В мире птиц»

Цель: закрепить знание детей о птицах.

Ход игры: На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

Дидактическая игра №33 «Скажи ласково»

Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

Ход игры:

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...

Перспективное планирование дидактических игр по развитию речи "Мой дом- Южный Урал" в старшей группе

Перспективное планирование дидактических игр в старшей группе по развитию речи "Мой дом- Южный Урал"....

Дидактическое пособие "Конусные куклы в костюмах южного Урала"

Куклы в костюмах татарского,казахского народов изображены на основе набора для детского творчества "Мастерим вместе с мамой"...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

Дидактическая игра "Машиностроение Урала"

Дидактическая игра к проекту "Богатства Урала" "Машиностроение"...

Картотека дидактических игр по региональному компоненту "Южный Урал"

Картотека дидактических игр по региональному компоненту "Южный Урал"...