Картотека дидактических игр по региональному компоненту "Южный Урал"
картотека (подготовительная группа)

Смоленцева Марина Александровна

Картотека дидактических игр по региональному компоненту "Южный Урал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по региональному компоненту «Южный Урал»

д/игра «Укрась русскую избу»

Цель игры – закрепить знания о названии русского жилища, уточнить представления об особенностях жилища русских народов Южного Урала, рассказать как строили русские избы, соблюдая пропорции и правила ее построения, вызвать желание украшать экстерьер избы, используя отдельные приемы уральской росписи («оживки», «подмалевок», «растяжка»), воспитывать у детей уважение к русской культуре.

Воспитатель предлагает рассмотреть образец построения русской избы, уточняет назначение и название каждой детали избы, вспоминает вместе с детьми, в какой последовательности она строилась. Дети самостоятельно должны вырезать  детали и украсить наличники, ставни, посуду, печку,используя отдельные приемы уральской росписи.

игра «Укрась юрту».

 Цель игры – закрепить знания о жилище башкир – юрте, особенностях ее украшения (юрта – переносимое жилище башкир, покрытое звериными шкурами), закрепить умение создавать орнамент из отдельных элементов, соблюдая пропорции, цветовое сочетание, воспитывать уважение к традициям другой национальности.

д\и «Укрась прялку»

Цель игры -   закрепить в речи детей понятие прялка – русский предмет быта, орудие для ручного прядения, состоящее из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сидения для пряхи; закрепить знания детей о русском геометрическом орнаменте, с помощью  которого украшали предметы русского быта, учить подбирать цвет и оттенки при украшении изделий русского быта, составлять композицию, проявляя при этом самостоятельность, творчество, воспитывать уважение к русской культуре.

 Предлагается рассмотреть образцы украшения предметов русского быта, вспоминается, где они применяются, как располагаются узоры на этих предметах и какие элементы можно использовать при их украшении. Воспитатель раздает листы с шаблонами и отдельными элементами для украшения, предлагает вырезать их. После этого он просит самостоятельно украсить прялку.

 игра «Укрась тюбетейку».

Цель игры -  закрепить в речи детей слово тюбетейка – маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову; закрепить знания детей о татарских узорах, научить самостоятельно, выкладывать узор, соблюдая пропорции, цветовое соотношение, особенности татарского узора, составлять композицию; воспитывать у детей уважение к культуре татарских народов.

д\и «Подбери по цвету».

Цель игры – продолжать знакомить детей с уральской росписью. Закреплять знания об особенностях цветового решения уральской росписи – на темном фоне края мотивов – светлые, на светлом – темные. Учить исполнять отдельные виды композиции (по кругу, симметричная, по углам); развивать образное восприятие уральской росписи детьми.

Воспитатель раздает карточки (фоновые карты) разного цвета (светлые и темные) и конверты с элементами узоров уральских мастеров (листья, цветы, бутоны). Нужно украсить карточки, как это сделали бы уральские мастера.

Дети с этим заданием справились легко, потому что такое задание мы выполняли на занятиях по изобразительной деятельности.

Для определения уровня воспитания и развития детей на основе формирования интереса к народной семейной традиционной культуре Южного Урала мы давали следующие задания.

Детям предлагалась игра «Одень Машеньку»

Цель игры – Конкретизировать знания детей о традиционном народном костюме; развивать эстетический вкус; воспитывать интерес к русскому костюму; воспитывать чувство уважения к народным изделиям.

Перед игрой дать детям карточки с деталями костюмов и изображение Машеньки. Ребенку предлагается вырезать Машеньку и отдельные детали одежды (праздничную, бытовую, рабочую), которые характерны для русского народа и, собрать Машеньку для определенной деятельности.

 игра «Предметы народного быта».

Цель игры – Закрепить знание  предметов народного быта; формировать способы классификации предметов быта, посуды, орудий труда; развивать внимание, память, интерес к предметам, изображенным на картинках; воспитывать интерес к быту русского народа.

Ведущий (воспитатель) показывает маленькие карточки, дети называют предмет и закрывают свои картинки на больших карточках в зависимости от их отношения к предметам быта, посуды, орудий труда.

 игра «Ремесла на Руси»

Цель игры – Конкретизировать знания детей о традиционно русских ремеслах. Систематизировать знания об орудиях труда. Формировать навыки классификации предметов по функциональному назначению. Воспитывать интерес к различным ремеслам, осознание значимости их результатов.

Ведущий (воспитатель) показывает маленькие карточки с изображением орудий труда, дети называют их. На большую карту с изображением ремесел, выкладывают соответствующие карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент. Урало-сибирская роспись»

Возрождение Урало-сибирской росписи, так как мы считаем, что становление эстетически развитой личности начинается с познания самого близкого окружения: родной природы, местных культурных традиций. Воз...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста в позновательно-исследовательской деятельности(региональный компонент)"Урал- земля золотая!"!"

Проект для детей старшего дошкольного возраста содержит: цель,задачи и системную паутинку по теме.Тип проекта исследовательско- творческий.Описанны методы и формы организации совместной детско- взросл...

Картотека дидактических игр, бесед с использованием регионального компонента

В направлении «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования» представлены  картотеки игр, бесед с использованием регионального компонента...

Картотека дидактических игр по региональному компоненту

Дидактические игры по региональному компоненту...

Дидактические игры по Региональному Компоненту (РК) Южный Урал

Данные игры разработаны в рамках регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний. Целью игр является...

Картотека дидактических игр по национально-региональному компоненту для старшего дошкольного возраста

Данные игры разработаны в рамках национально-регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний....