Картотека дидактических игр, бесед с использованием регионального компонента
картотека

Тадырова Айана Васильевна

В направлении «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования» представлены  картотеки игр, бесед с использованием регионального компонента

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр, бесед с использованием регионального компонента

 В ФГОС ДО определены принципы дошкольного образовании, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

 

«Малая Родина»


Цель: Выявление знаний детей о своей Малой Родине, об истории нашего города Горно-Алтайска, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстраций, фотографии.

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают на вопросы воспитателя о достопримечательностях города Горно-Алтайска (предварительно воспитатель рассказывает о них, демонстрирует видеосюжеты, презентации.

«Найти флаг Республики Алтай»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков; уметь объяснять символы, изображенные на гербах; развивать творческое мышление, фантазию, закрепление знаний флага своей страны, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?

Материал: картинки с изображением разных флагов шаблон-образец с изображением герба города Горно-Алтайска, образцы гербов других городов, пустые шаблоны герба.

Ход игры:

1вариант

Детям предлагается рассмотреть герб города Горно-Алтайска и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

2 вариант

Детям предлагается среди предложенных флагов найти нужный, рассказать, что обозначает.  

3 вариант

Детям предлагается выбрать любой герб и попытаться объяснить, почему на нем изображены те или иные знаки.

4 вариант

Детям предлагается самостоятельно придумать и изобразить герб своей семьи, детского сада и т.д.

«Расскажи о своей семье»


Цель: Способствование формированию представления о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

 

«Мой адрес…»

Цель: закрепление умения и знаний детей называть свой домашний адрес, город, улицу.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу в …», ребёнок отвечает и передаёт мяч соседу и т. д.  

Вариант усложнения: назвать, сколько этажей в твоем доме. Сколько комнат в квартире. Описать, что стоит в твоей комнате.

«Путешествие по Горно - Алтайску»

Цель: знакомство с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры. Закрепить представление детей об архитектурных особенностях города Горно-Алтайска, учить различать исторические и современные постройки города, развивать логическое и образное мышление, умение складывать из частей разрезную картинку с изображением здания или архитектурной композиции, воспитывать чувство гордости за родной город.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города.

Ход игры:

1вариант

Дети выбирают целые картинки с изображением знакомых зданий города Горно-Алтайска.

2 вариант

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку по образцу.

3 вариант

Детям предлагается по памяти собрать картинки, сравнить правильность выполнения с образцом.

Игра-лото «Животный мир Республики Алтай»

Цель: Систематизация знаний детей фауны Республики Алтай, закрепление умений классифицировать животных.

Ход игры

1 вариант

Дети берут карты, на которых изображены животные, населяющие территорию Республики Алтай. На каждой карте животные различаются (по типу лото). Водящий берет карточку с изображенным животного и называет его. Дети закрывают на своих картах названного животного (если он есть на карте) фишкой. Игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все животные на карте, считается победителем.

2 вариант

Водящий не называет животное, а только его вид, дети, перед тем как закрыть изображение, угадывают животное, кто угадал первым, получает бонус (дополнительное очко или возможность угадать следующий объект первым). Набравши максимальное количество очков, становится водящим.

Водящий не называет животное, а загадывает о нем загадку описательного характера.

«Чья это шубка»

Цель: закрепление представлений о характерных чертах животных и птиц, опираясь на некоторые признаки внешнего вида.

Ход игры

1 вариант

Карточки с одной стороны с изображением животного, с другой стороны – кусочек меха или перо. Участник игры берет карточку (мехом вверх), трогает, гладит кусочек меха или перо и отгадывают, чья это шубка.

После того, как ребёнок назвал птицу или животное, карточка переворачивается.

2 вариант

    Ведущий предлагает описать характерные признаки внешнего вида, угадываемого животного или птицы.

3 вариант

Использование загадок при описании животного или птицы.

«Жилище человека»

Цель: Закрепление знаний детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, прививать любовь к родному дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное хата, изба, аил, юрта…. Рассматривают картины жилища.

«Подбери наряд кукле»

Цель: ознакомление с национальной одеждой, воспитание интереса к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.

Ход игры

  Дети называют национальность, ориентируясь на национальный костюм куклы. Вариант усложнения: одежда кукол перепутана, надо правильно одеть куклу в национальную одежду, назвать национальность.

«Собери узор»

Цель: расширить представления детей о народных промыслах, активизировать интерес к традициям разных народов.

Ход игры

Дети называют виды народных промыслов, изображенных на картинках. Вариант усложнения: дети собирают картинки из разрезных фрагментов, изображающих народные промыслы.

2.Описание промысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

Сияет солнце в день Победы. Конспект праздника с использованием регионального компонента.

Конспект предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Направлен на  воспитание патриотических чувств, средствами эстетического воспитания; побуждает детей  уважительно отно...

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием регионального компонента

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием регионального компонента» Формирование сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с...

Дидактическая игра «Волшебный куб» с использованием регионального компонента.

Дидактическая игра  «Волшебный куб» с использованием регионального компонента.Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-7  лет, может использоваться индивидуально, с...

Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»

Результат тематического контроля «Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в ...

Беседа «Широкая масленица» (Региональный компонент)

Формирование интереса к русским народным традициям на Руси....

Мастер-класс для педагогов "Дидактическая игра "Кажыкмал"" на основе регионального компонента

Использование дидактических игр, созданных на основе старинных народных игр с астрагалами в образовательной деятельности помогает развивать речь, мелкую моторику рук, мышление, память и повышает мотив...