Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»
материал

Мехнина Светлана Анатольевна

Результат тематического контроля

«Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в условиях детского сада посредством использования лего-конструирования и образовательной робототехники через региональный компонент»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats_ploshchadka.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение

  «Детский сад общеразвивающего вида п. Боровое

   457321,  Челябинская область,    Брединский район,    п. Боровое,   ул.  .Ленина,  д.4  

№  телефона: 8 (35141)72271;

 электронная почта: DS-Borowoe@.yndex.ru

Результат тематического контроля

«Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в условиях детского сада посредством использования лего-конструирования и образовательной робототехники через региональный компонент»

В нашем дошкольном учреждении реализуется проект муниципальной инновационной площадки по теме:

«Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»

Первый этап (январь – август 2020 г) – подготовительный - изучение возможностей внедрения в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического LEGO- центра.

Ответственные: заведующий ДОУ Караченцева С.Н, воспитатель Мехнина С.А, воспитатель Овчинникова Н.В.

При выстраивании стратегии развития образовательного учреждения учитывали, с одной стороны, особенности развития дошкольного образования и социального запроса родителей дошкольников, а с другой - постоянно совершенствовали профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей в сегодняшних условиях нелегко, но возможно. И один из путей развития - это организация инновационной деятельности.

Деятельность по реализации инновационной программы была выстроена как целенаправленный, систематический процесс развития у дошкольников познавательной активности, воображения, фантазии и творческой инициативы посредством использования исследовательской и экспериментальной деятельности через познание своего родного края.

Второй этап – внедренческий (сентябрь 2020 – апрель 2023), практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы LEGO-центра, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO-центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Работа дала определенные результаты:

Дети стали более активные, любознательные, с интересом познают свой родной край. Дети самостоятельно и творчески применяют умения и навыки в самостоятельной конструктивной деятельности, что способствует самовыражению личности ребёнка.

Дети с удовольствием участвовали в праздниках, конкурсах, проводимых в МКДОУ, а также в районных конкурсах.

 В 2020 году прошел лего-фестиваль среди групп детского сада. В котором принимали дети всех возрастных групп. Награждение проходило по номинациям «Лего-марш Великой Победы» (подготовительная группа), «Любимые места посёлка Боровое» (старшая группа), «Спортивный посёлок» (средняя группа), «Безопасная дорога в детский сад» (младшая группа).

Изучение родного посёлка педагоги проводят в форме проектной деятельности с использованием инновационных технологий лего-конструирования и робототехники.

Были проведены следующие проекты:

- «По дороге в детский сад» (изучение правил дорожного движения);

- «Зимние олимпийские виды спорта» (знакомство с зимними видами спорта в родном посёлке);

- «Детская площадка» (знакомство с достопримечательностями посёлка), «Мы помним! Мы гордимся!» (знакомство с памятниками ветеранам ВОВ, военной техникой).

Конструирование выполняется воспитанниками в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Продолжаем развивать конструктивные способности воспитанников по трем основным видам конструирования: по образцу или схеме; по условиям; по замыслу.

Методы и приемы, используемые с детьми

Основная форма проведения занятий–практикум.

Для поддержания интереса к занятиям по легоконструированию используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

  • беседы, из которых дети узнают информацию об объектах конструирования «Элеватор посёлка Гогино», «Сельскохозяйственная  техника», «Где твоё начало, село Боровое?», «Геральдика. Герб села Боровое», «Путешествие в страну Лего».
  • работа по образцу (по схеме), - дошкольники выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки. Прошли следующие занятия: «Орнамент» (подготовительная группа), «Юрта» (старшая группа), «Дом лесника» (средняя группа), «Улица» (младшая группа).
  • работа по условиям: прошли занятия «Транспорт» (подготовительная группа), «Собака в конуре» (старшая группа), «Деревья и кустарники» (средняя группа), «Дома на нашей улице» (младшая группа).
  • работа по замыслу: прошли занятия «Электростанция»( подготовительная группа), «Водонапорная башня» (старшая группа), «Мы в космосе» (средняя группа), «Доставка овощей в ДОУ» младшая группа».
  • коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе. Прошли занятия «Строительная площадка» (подготовительная группа), «Ферма» (старшая группа), «Наш детский сад» (средняя группа), «Загон для животных» (младшая группа).

На занятиях педагоги используют художественное слово: стихи, загадки, считалки; физминутки, видеофильмы и презентации.

Основной формой знакомства детей с родным краем являются занятия, беседы, экскурсии, целевые прогулки. В младшей группе прошли экскурсии «Моя улица», «Знакомимся с правилами дорожного движения»; в средней группе «Знакомимся с достопримечательностями родного села: детская площадка», «Сосновый бор»; в старшей группе «Наш сельский спортивный комплекс» (хоккейная коробка), «Знакомство с домашними животными на животноводческой ферме»; в подготовительной группе «Знакомство с кабинетом информатики в школе»; также дети присутствовали на открытии мемориала памяти воинам ВОВ.

 В 2020 году на районном лего-фестивале «На встречу Победе!» педагог Овчинникова Н.В и команда детей старшей группы заняли второе место. Целью проекта явилось создание ситуации успеха через применение технологии легоконструирования и робототехники с учётом регионального компонента. Дети с педагогом конструировали разные виды военной техники, создавали инсталляции. Педагог провела занятия, беседы; использовала презентации и иллюстрации по теме. Это помогает воспитывать у подрастающего поколения уважение и чувство гордости за наш народ, героев войны и труда.

 В 2021 году был разработан и реализован творческо-технический проект по легоконструированию «Человек и космос» в подготовительной группе.

В ходе проекта созданы условия для формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о космосе, о роли человека в изучении космического пространства посредством вовлечения воспитанников в проектную и практическую деятельность с конструктором лего.

Результаты проекта были представлены на районном конкурсе «Лего – фестиваль «Космические просторы», педагог Мехнина С.А и детская команда заняли третье место.

В проекте использовались различные виды конструирования: по схеме, по условиям, по картине, мозаичная технология, робототехника.

Важным условием для решения задач по развитию конструктивных способностей является взаимодействие МКДОУ с семьями воспитанников.

В инновационном режиме педагогами использовались нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей:

выставки творческих работ родителей совместно с детьми: «Папа может всё!»,

Выставка детско-родительских работ «Мои первые работы».

В течение года родители воспитанников были активными участниками творческих мероприятий, проводимых в МКДОУ, проявили свои художественные и дизайнерские умения в создании поделок из конструктора лего.

Проведены беседы с родителями «Как легоконструирование влияет на развитие ребёнка», «Играем в лего дома»;

Консультации «Значение легоконструирования в развитии детей в ДОУ», «Легоконструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Вывод:

Работа, проделанная с детьми, способствовала развитию конструкторских умений и навыков в конструктивной деятельности; развитию умений применять свои знания при проектировании и сборке конструкций; дети знакомы с объектами сельской местности: архитектурой, животным и растительным миром); участие родителей способствовало повышению их психолого-педагогической компетентности в вопросах развития у дошкольников конструктивных способностей через использование конструктора LEGO и робототехники с включением регионального компонента.


Программно-методическое обеспечение:

В ходе реализации инновационной деятельности разработаны и апробированы:

Методические пособия по Программе дополнительного образования «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»

Методическое пособие «Фермерское хозяйство села Боровое»

В данном пособии основным элементом является переход от знаниевой парадигмы к развивающей с включением регионального компонента, что поможет дошкольникам больше узнать о своём родном селе, об его историческом прошлом, о его существующих легендах:

- знакомство с историей села;

- архитектурой;

- достопримечательностями села Боровое.

Методическое пособие «Южный Урал – колыбель села Боровое»

В данном пособии основным элементом является переход от знаниевой парадигмы к развивающей с включением регионального компонента, что поможет дошкольникам больше узнать о своём родном селе:

- знакомство с историей сельского хозяйства села Боровое;

- знакомство с фермерским хозяйством, как источником жизни на селе;

- знакомство с Агрофирмой ООО «Боровое».

Методическое пособие «Транспорт – незаменимый помощник в сельском хозяйстве»

В данном пособии основным элементом является переход от знаниевой парадигмы к развивающей с включением регионального компонента. Занятия помогут дошкольникам больше узнать о своём родном селе, о тружениках – героях:

- знакомство с современным селом;

- знакомство с профессиями и его тружениками;

- знакомство с сельскохозяйственной техникой в хозяйстве села Боровое.

Методическое пособие «Природа и животный мир родного края»

В данном пособии основным элементом является переход от знаниевой парадигмы к развивающей с включением регионального компонента. Занятия помогут дошкольникам больше узнать о своём родном крае через:

- знакомство с природой родного края;

- знакомство с животным миром родного края;

- знакомство с заповедником села Боровое «Сосновый бор».

Анализ и оценка результатов, полученных в ходе реализации инновационной деятельности.

В ходе реализации инновационной деятельности достигнуты следующие результаты:

Пополнена копилка методических и наглядно-демонстрационных материалов: лепбук, дидактическое пособие лего-кирпичик, методический портфель.

Изучены потребности родителей воспитанников и определены эффективные формы и методы работы с ними.

Повысилась готовность родителей участвовать в жизни детского сада.

На данном этапе инновационная деятельность успешно реализуется.

Анализ развития конструктивных способностей позволяет выявить развитие конструкторских способностей, навыков и умений детей, эстетический вкус, сформированность познавательной и исследовательской активности, стремление к умственной деятельности. С помощью ежегодной диагностики мы можем ребенку повысить уровень инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости, умения работать в коллективе, выявив трудности и проблемы на ранних этапах конструирования.

Анализ результатов проводился по следующим показателям:

  • навык подбора необходимых деталей (по форме и  цвету);
  • умение проектировать по образцу и схеме;
  • умение конструировать по шаговой схеме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей у дошкольников через художественно-продуктивную деятельность"

Я работаю в детском саду уже 24 года. Последние годы углубленно веду работу по теме «Развитее творческих способностей через игровую деятельность». На занятиях творческого характера я создаю у детей ощ...

Мастер - класс на тему:"Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование песочной терапии"

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, как будут развиты у ребёнка пощнават...

Инновационный опыт на тему: «Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехники»

Инновационный опыт на тему:«Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по конструированию и робототехники»...

Консультация Тема « Развитие творческих способностей у дошкольников через продуктивную деятельность

                             Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продукт...

Статья на тему « Развитие творческих способностей у дошкольников через пластилинографию »

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты влияния занятий пластилинографией на развитие творческих способностей у дошкольников....

Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».

Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...