Познавательно- творческий проект " Животные и птицы осенью"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ерофеева Надежда Викторовна

Двухнедельный  проект  о жизни  животных  и  птиц  осенью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста по теме: 
«Животные и птицы осенью».

Г. Орск Оренбургская  обл. Детский  сад №  108 « Почемучка»

Воспитатель :  Ерофеева Надежда Викторовна.

Педагог -  психолог:  Колядина  Инесса Вадимовна.

Проект «Животные и птицы осенью»

Возрастная группа  - старшая группа.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта:  дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации:    две  недели.

Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старшей группы мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов, им  было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями.

ПроблемаПроведя беседу с детьми, выяснилось, что дети не имеют в достаточной степени представления об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов и  степей .

Мотивация: Желание детей, познакомиться с образом жизни животных и птиц наших лесов и  степей , желание родителей поучаствовать  в проектной деятельности  группы.

Цель проекта: Расширение и углубление представлений о животных и птицах, особенностях их питания, внешнего вида осенью. 

Задачи проекта:

1.Устанавливать связей между изменениями погодных условий и внешним видом птиц, животных их поведением, условиями обитания .

2.Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей).

3.Продолжать  работу по обогащению природоведческого словаря  детей  за счет употребления имен существительных (дупло, берлога, логово, нора);  имен  прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой,  голодный);  глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

4.Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

5.Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.

6.Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка).

Этапы реализации проекта

1.    Подготовительный этап.

- Выявление уровня представлений детей  о диких животных и птицах Оренбургской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

- Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.

- Составление конспектов образовательной деятельности, подбор материалов для работы с родителями.

2.    Основной этап

Взаимодействие с детьми

Дидактические игры: «Чье это?» "Подумай и измени" «Размытое письмо»

Экологические игры:  «Кто где живёт?», Когда это бывает? «Узнай дерево по листочку». «Перелетные  птицы». «Животные  нашего  края готовятся  к  осени»

Настольные игры: Лото, Кубики, мозаика.

Выразительное чтение и разучивание стихов о животных, птицах.

Чтение художественной литературы: Николай Сладков. Званый гость. Сказка о том, как Белочка с Ежиком дружила (М. Бушкова). Заучивание стих-ния « Сова» .«Мужик и медведь». «Как ёж готовился к зиме». (см.приложение№2»)

Беседы по теме недели: «Кто где живёт» . «Птицы  осенью» .   «Твоя  любимая  сказка». «Перелетные птицы. (см.приложение№1)

Составление рассказов по картинам: «Животные и птицы осенью».

Рассказывание сказки «Маша и медведь».

Продуктивная деятельность:

Рисование « Береги  природу»  « Птицы  улетели»  Загадки с грядки.

Раскрашивание животных, птиц. (  Разукраски,  Соедини  по  линии и  дорисуй)

Театрализация  сказок.  «  Кто  как  зимует», «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Сюжетно ролевая игра: «Зоопарк».

Презентация по теме недели. «Животные и птицы осенью». Совместная  выставка  - дети  и родители. Изготовление  кормушек  и  скворечников.

.

3.    Заключительный этап

Итоговое мероприятие: Беседа «Птицы и животные осенью».(см.приложение3)

Итог проекта:
Проблема и поставленные задачи успешно реализованы: дети расширили представления о диких животных и птицах  лесов Оренбургской области, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме в лесу;       освоили некоторые  нетрадиционные техники в художественном творчестве; повысили уровень умения составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, а также умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Приложение№1 Беседы.

«Кто где живёт».

Цель. Формировать у детей обобщенное представление о животных и птицах как живых существах.

Как настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте поможем лесовичку заселить животных и птиц лесным домикам.

- Кого из животных живет в дупле? Кто живет под землей? Кто живет на дереве?

- А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой?

Отгадайте про него загадку:

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

Знайте, это ... (лось).

- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).

- Какой самый хитрый? (Лиса).

- Кто самый быстроногий? (Заяц).

Возле дуба, острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был ... Кто?

- Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

- Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.

- Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.

- Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин).

-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

- В наших лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?

- Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.

«ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ» 

1. Воспитатель ч и т а е т  детям стихотворение «Осень».

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

 

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго они кружат над лесами,

Над речными крутыми обрывами.

 

Возвращайтесь, птицы, весною,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумят молодой листвою

Каждый куст и каждое деревце.

2. Б е с е д а.

– О каких птицах (зимующих или перелетных) говорится в стихотворении?

– Какие птицы улетают зимовать в теплые края? – Дети называют, выбирают картинки и выставляют на мольберт (журавль, лебедь, утка, кукушка, соловей, скворец).

– Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

3. О т г а д ы в а н и е  з а г а д о к.

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной! (Соловей.)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем. (Скворцы.)

4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Улетают журавли».

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, нас за собою кличут, как будто говоря: летите вместе с нами! За темными лесами, за синими морями есть теплые края. (Дети легко на носочках бегают по группе, машут руками, имитируя полет птиц, повторяют слова за воспитателем.)

5. З а к о н ч и  предложения.

* Воробей маленький, а журавль…

* Утка серая, а лебедь…

* Утка живет на болоте, а кукушка…

* У скворца дом – скворечник, а у соловья…

6. С о с т а в л е н и е  рассказа-описания с опорой на план (по картинке).

– Как называется птица?

– Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост, лапки, головка и т. д.).

– Чем питается?

– Где проводит зиму?

– Какие трудности испытывают?

– В какой помощи нуждаются?

ТВОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА

А Вопросы для разговора с детьми:

Тебе нравятся русские народные сказки?

Какая твоя самая любимая сказка? Почему?

А ты помнишь, как звали героев этой сказки? Назови, пожалуйста, их.

Есть ли у тебя любимый герой сказки, а может их несколько?

Любишь ли ты играть в какие-нибудь русские народные сказки? Какую роль ты берешь на себя и почему?

Ход разговора направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.

Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора я показываю ему сюжетную картинку и предлагаю задать вопросы по ее содержанию.

Во время проведения эксперимента я не вступаю в беседу с ребенком, а только отвечаю на поставленные им вопросы. Беседа ведется индивидуально с каждым ребенком, дословно фиксируется.

В результате анализа разговоров я составила характеристику коммуникативных умений детей.

Лес и его обитатели.

Ход Беседы

1. Ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и я  «Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

2. Б е с е д а.

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Р а с с к а з  воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. О б с у ж д е н и е   р а с с к а з а.

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. О т г а д ы в а н и е   з а г а д о к.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)

6. С о с т а в ь  р а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.

«Ежик».
Ход беседы:
Воспитатель: сегодня мы поговорим с вами о том, как некоторые звери готовятся к зиме. Послушайте загадку:

Вот художник так художник-
Все леса позолотил,
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?
Дети: осень.
Воспитатель: правильно. Осень, а хотите побывать в осеннем лесу?
Дети: хотим.
Воспитатель: закройте глаза и представьте. Что мы очутились в осеннем лесу.
Звучит диск «Звуки леса».
Воспитатель: посмотрите, как здесь красиво, спокойно. Какие слова мы подберем к слову осень?
Дети: осень золотая, тихая, спокойная, красивая, хмурая, дождливая, холодная, сухая, багряная и др.
Воспитатель: ой ребята, посмотрите: за елочкой спрятался ежик ( находит игрушку ежика и показывает детям), он плачет. Что же с ним случилось?
Дальше воспитатель говорит и за ежика.
Ежик: скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму — грибы, ягоды, яблоки, корешки. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь за свою подругу белочку, которую давно не видел. Помогите найти мне белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.
Воспитатель: ребята, поможем Ежику найти белочку?
Дети: поможем.
Воспитатель: давайте возьмем Ежика и пойдем искать белочку, а чтобы было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».

Беседа по теме недели итоговое мероприятие : «Птицы и животные осенью».

Ребята, какое время года к нам приближается? Правильно, зима!

Сейчас у нас осень и мы готовимся к зиме, правильно?

А как мы, люди, можем к ней подготовиться? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем

на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.).

Ребята, а вы знаете, что звери, птицы живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки,  меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные, птицы готовятся к приходу зимы.

Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
 Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь.           Что вы знаете о нём? ( ответы детей) 
 Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят ,а медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.
 Следущее животное про которого мы поговорим это-
рысь. Рысь в спячку не впадает.  Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам.  Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.
Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей  заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.
Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
  
Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает

из своего дупла, может даже и уснуть.
 Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули.А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая. 
 
Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.
Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко. 
 
Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Воспитатель: каких птиц вы знаете?

Дети: (перечисляют птиц).

Воспитатель: куда улетают птицы осенью?

Дети: на юг.

Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?

Дети: перелетные птицы.

Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?

Дети: …

Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом

написано в стихотворении  Е.Благининой:

-Скоро белые метели

-Снег подымут от земли.

-Улетают, улетели, улетели журавли.

-Не слыхать кукушки в роще,

-И скворечник опустел,

-Аист крыльями полощет –

-Улетает, улетел.

-Лист качается узорный,

-В синей луже на воде.

-Ходят грач с грачихой черные

-В огороде, по гряде.

-Осыпаясь, пожелтели

-Солнца редкие лучи,

-Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение?

Дети: о перелетных.

Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы,

жаворонки.Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы не  смогут  жить  в  морозы  и  улетают в  теплые  края. В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие. Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат. «До свидания, до радостной встречи весной!»

   Викторина «Как зимуют звери»
1.    Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
 - улетают в тёплые края
 - меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
 - меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю
2.    Какой зверь зимой не меняет шубки?
  -  белка
  -  заяц
  -  ёж
3.    А кто ещё из зверей всю зиму спит?
  -  барсук
  -  лисица
  -  волк
4.    Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
  -  Жировые запасы под шубкой
  -  тишина
  -  покой
5.    Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
-  Корой деревьев и веточками
-  морковкой
-  капустой
6.    Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
  -  кору деревьев и веточки
  -  мелких зверьков
  -  голодают
Кто здесь лишний?
- Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают  в спячку.
( Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы

всегда

знают где мышь, чуют ее через сугроб)
- В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
( Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки

и

прошлогоднюю траву)
- Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и

вежими листочками.
( Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так

что им приходится трудно)
     Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали!

Приложение№2

Чтение художественных произведений  « Сказка о том, как Белочка с Ежиком дружила»

(М. Бушкова)

Жила-была в лесу Белочка, и был у нее друг Ежик. Как-то раз забралась Белочка в свое дупло и не обнаружила своих запасов, не нашла ни одного даже самого маленького орешка!

(Что случилось у Белочки ?)

Горько заплакала Белочка, и на плач сразу же прибежал Ежик.

—Послушай, почему ты плачешь? Что случилось? — забеспоко и лея Ежик.

(Почему забеспокоился Ежик ?)

—Ах, беда случилась! — ответила, всхлипывая, Белочка и заплака¬лапуще прежнего.

—Не плачь, Белочка! Что бы ни случилось, я помогу! — сказал Ежик, ведь именно так говорят и поступают настоящие друзья.

(Как поступают настоящие друзья ?)

—Правда? — спросила Белочка.

Она перестала плакать, сорвала с дерева листочек и промокнула им свою заплаканную мордочку.

—Ну конечно! — ответил Ежик, улыбаясь. — На то мы и друзья!

Белочка рассказала Ежику про пропавшие орехи, и они вместе пошли искать новые, чтобы Белочке было что кушать зимой.

На следующий день, во время прогулки, Белочка сама не замети¬ла, как забрела в ту часть леса, где никогда раньше не была. Там она увидела большой-пребольшой куст орешника, усыпанный от ма¬кушки до самых нижних веток лесными орехами.

(Что увидела Белочка, гуляя по лесу?)

— Вот это да! — воскликнула Белочка, и ее черные глазки-бусинки округлились от удивления и радости. — Как много орехов!

Белочка поскакала скорее домой за двумя своими корзинками, а потом вернулась с ними к орешнику и принялась собирать в них орехи. Много раз возвращалась Белочка с корзинками к орешнику, пока не перетаскала все орехи к себе в дупло.

Сова, которая сидела на верхней ветке самого высокого дерева в лесу и наблюдала за происходящим, совсем неожиданно для Белоч¬ки сказала:

—Поздравляю с находкой! Но будь осторожна: не потеряй из-за нее друзей!

(Как вы думаете, почему так сказала Сова ?)

— Почему это я должна терять друзей? — удивилась Белочка.

«Как ёж  готовился к зиме»
Автор сказки: 
Ирис Ревю

Вчера в Изумрудный лес Сорока на хвосте принесла новость: «Лето заканчивается!». Ёж Колючик и сам замечал изменения. Дни становились всё короче, а ночи – длиннее, да и к тому же холоднее. Перелётные птицы сбивались в стаи. Они, улетая, прощались с жителями Изумрудного леса до будущей весны.

— Пора мне готовится к зиме, — подумал ёж. И хотя весёлая Белка настойчиво звала Колючика на лесную прогулку, он вежливо отказался, понимая, что пора устраивать жилище на зиму.

Место под старой, поваленной елью лучше всего подходило для устройства зимнего жилища. Туда Колючик и натаскал старые травинки, сучки, хвою, а сверху уложил мягкие листья.

Рядом с зимней квартирой ёж организовал несколько кладовых. В них он планировал хранить все то, что должно быть у хорошего хозяина — запасы еды: сухие грибы, ягоды, сладкие корешки.

Зима предстояла долгая и суровая, такая, какая обычно бывает в Изумрудном лесу и надо быть к ней готовым.

А вечером ёж Колючик всё-таки наведался к своей подруге Белке. Вдвоём они отправились прогуляться по мягким лесным тропинкам. Короткое, золотое лето догорало.

Вопросы к сказке «Как ёж готовился к зиме»

Откуда ёж узнал, что лето заканчивается и пора готовиться к зиме?

Из каких материалов ёж Колючик соорудил себе жилище на зиму?

Что планировал ёж хранить в кладовых?

По каким признакам ты узнаешь, что лето подходит к концу?

Как ты думаешь, почему ёж не забывает готовиться к зиме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие Осень

Цель:обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:учить детей называть характерные приметы осени.учить устанавливать связь между признаками в природ...

Конспект интегрированного занятия По познавательному развитию «Осень» в старшей группе

Конспект интегрированного занятияПо познавательному развитию«Осень»в старшей группе...

конспект по познавательному развитию "Осень"

Обобщить и систематизировать знания детей об осени....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Осенний листопад» во второй группе раннего возраста

1.Познакомить детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе.2.Учить различать цвета (красный. желтый, зеленый)на примере осенних листьев.3.Формировать познавательную активность...

Конспект по познавательному развитию «Осень, осень в гости просим»

Цель:Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.Задачи:Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неж...

Творческий - познавательный проект «Осень. Чем отличаются осенние месяцы друг от друга?»

Детям порой сложно понять, что зелёные листья, цветы на клумбах, лёгкая одежда - это ОСЕНЬ; голые кусты и деревья, снег, дождь, холод - это тоже ОСЕНЬ. Почему она такая разная и как меняется от месяца...