Картотека игр
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Картотека игр для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_po_poznaniyu_kartoteka.docx246.26 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

Игра «Что где растёт»

Задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.

Ход игры.

В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, и маленькие картинки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматривают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках.

Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике – попало в цветник, что в саду – в сад.

Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Карточка  №2

Игра «Новая кукла»

Задача: Учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к новеньким.

Ход игры.

Дети сидят на стульях. Воспитатель готовится начать беседу, но вдруг раздаётся стук в дверь.

Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берёт на руки куклу (дети её раньше не видели), затем продолжает:

- Как зовут тебя, малышка?

Дети, зовут нашу гостью Валя. Она хочет остаться у нас жить, в нашей группе. Давайте покажем ей нашу комнату.

Дети называют предметы. Воспитатель с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает:

- А это что у вас?

- А здесь что у вас?

Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в группе, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила за порядок, благодарила за внимание к ней.

Карточка № 3

Игра «Такой листок – лети ко мне»

Задача:

Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клён, дуб, рябина, берёза), воспитывать слуховое внимание.

Ход игры.

Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева.

- Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовём их и подойдём к ним (называет, дети рассматривают дерево, листья.)

Сравнивая  и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.

- А сейчас поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.)  Повторим их названия.  Я раздам вам всем по листику И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» - вы побежите ко мне. Будьте внимательны. Старайтесь не ошибаться.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала.

Карточка № 4

Игра «Что нужно для рыбки»

Задача:

Расширять представления детей об окружающем мире; обогащать и активизировать словарь; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры.

В начале игры дети с воспитателем рассматривают модель «Что нужно для рыбы». Далее воспитатель раздаёт поле и картинки на каждого ребёнка и предлагает рассмотреть, что изображено на картинках. Дети дают ответ.

Далее детям предлагается выбрать только те картинки, на которых изображены условия, необходимые для рыбы, чтобы она не погибла.

Карточка № 5

Игра «Чудесный мешочек» (овощи)

Задача: Учить детей узнавать овощи по характерным признакам.

Ход игры.

Организуя игру, воспитатель подбирает муляжи овощей, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета.

- Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что лежит в мешочке.

Вызванный ребенок , опустив руку в мешочек и нащупав один из предметов, рассказывает о ней.

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.

Карточка № 6

Игра «Рыбки»

Задачи: Активизация мыслительной деятельности; развитие волевых качеств личности (терпение, усидчивость); закрепление знаний цвета и геометрических фигур.

Оборудование для игры: рыбки разных цветов и размеров; рыбки, с наклеенными геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник.

Ход игры.

1 вариант игры: «Собери рыбок по цвету»

Игровое правило: дети раскладывают маленьких рыбок к большим рыбкам по цвету.

2 вариант игры: «Большие и маленькие»

Игровое правило: дети раскладывают рыбок по размеру (большие и маленькие)

3 вариант игры: «Один и много»

Игровое правило: детей просят положить одну рыбку и много рыбок.

4 вариант игры: «Продолжи ряд»

Игровое правило: разложить рыбок в заданной последовательности.

5 вариант: «Найди лишнюю рыбку»

Игровое правило: найти рыбку, которая отличается от других рыбок размером, по цвету

6 вариант: «Найди рыбку по правилу»

Игровое правило: найди рыбок с треугольниками, с квадратами, с кругами.

Карточка №7

Игра «Что нужно для работы»

Задачи: Закрепить название профессии и действия, которые совершаются людьми  профессии – прачка.

Ход игры.

Детям показывается картинка с изображением человека профессии прачка. На столе выложены картинки с изображением различных предметов. Ребенок берёт какой-либо  предмет и называет его, рассказывает для чего он нужен. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия труда.

Карточка №8

Игра «Поможем кукле Кате помочь убрать игровую комнату»

Задачи: закрепить знания детей о назначении предметов и игрушек  в группе; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Ход игры.

Воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая плачет. Дети вместе с воспитателем подходят к макету домика. В домике всё разбросано, кукла плачет.

- Ребята, что случилось? Почему кукла Катя плачет? (ответы детей обсуждаются).

Далее воспитатель предлагает узнать у самой куклы Кати. Берёт куклу на руки. Просит её пошептать на ушко и рассказать: «Почему она так горько плачет?»

- Ребята, кукла Катя ждёт в гости своих друзей. Гости скоро должны прийти, а в комнате у неё такой беспорядок!

- Как же ей помочь?

Дети находят предметы, говорят, что это и для чего используется. Затем каждый предмет убирается на своё место.

Кукла Катя благодарит детей за порядок в её комнате и напоминает детям, чтобы они не забывали сразу убирать игрушки на свои места.

Карточка № 9

Игра «Найди предмет по описанию»

Задачи: Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку.

Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы, которые он подобрал для игры: мяч, грузовую машинку, собачку, ведёрко, куклу и т.д. При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит:

- Разбежались все наши игрушки. Сейчас вы их будете искать.

- Надо найти круглый , резиновый предмет, который прыгает и катится по полу. Вы с ним любите играть.

- Это мяч. – отвечают дети.

Воспитатель просит одного из ребенка найти и принести этот предмет.

Ига продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возращены на место.

Карточка № 10

Игра «Что в лукошке лежит?»

Задачи: Упражнять в отгадывании и назывании овощей, фруктов.

Дидактический материал: лукошко, помидор, огурец, капуста, картофель, лук; груша, яблоко, слива, вишня, апельсин – муляжи.

Ход игры.

Дети сидят за столом, на котором стоит лукошко. Дети по очереди берут из лукошка предмет, предварительно ощупывая его и выдвигая свои предположения:

- этот предмет круглый, наверное, помидор или яблоко?

Затем предмет достаётся из лукошка и называется.

Карточка № 11

Игра «Оденем куклу Катю на прогулку»

Задачи: Упражнять детей в названии предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последовательности одевания зимней одежды на куклу.

Дидактический материал: кукла, предметы кукольной одежды: пальто или шуба, кофты, сапожки, штаны, шарф и т.д.

Ход игры.

Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи и надевают на куклу, называя последовательность своих действий.

Карточка № 12

Игра «Птичья столовая»

Задачи: Закрепить знания о зимующих птицах (названия, предпочтения в еде).

Ход игры.

На столе лежит изображение кормушки, на которой «сидят» птицы, воспитатель предлагает детям накормить их, выбрав картинку с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц, если ребенок дал правильный ответ, забирает птичку себе.

Когда все птицы будут «накормлены», игра заканчивается.

Карточка № 13

Игра: «Чудесный мешочек» (игрушки)

Задачи: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам»

Ход игры.

Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

- Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек.

Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. (Кладет предмет в мешочек.)  Вася, опусти руку в мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет.

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.

Карточка № 14

Игра: «Помоги лесным друзьям подготовится к зиме»

Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных.

Дидактический материал: макет деревьев, елочек, шишки, орешки; игрушки мягкие: медведь, заяц, белочка, ёжик; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо лесным друзьям помочь подготовиться к этому времени года.

Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло и т.д.

Карточка № 15

Игра: «Зимой на лесной полянке»

Задачи: формировать у дошкольников представления о животном мире. Устанавливать, как влияет смена времен года на жизнь зверей в лесу.

Материалы и оборудование: Картинки или игрушки диких животных, игрушка Деда Мороза.

Ход игры.

 Педагог: Ребята, каких диких животных вы знаете? Где они живут? Поэтому их называют ещё и лесные звери.

А это кто такой? (рассматривание Деда Мороза).

Так вот, пришёл Дед Мороз в лес, сел на пенёк и стал подзывать к себе на проверку лесных зверей:

- «Пусть подойдёт ко мне бурый, косолапый, неуклюжий и расскажет, как к зиме подготовился?»

Кто же это? Кого позвал к себе Дед Мороз?

- Как вы думаете, что медведь сказал Деду Морозу? (Много меду, малины съел за лето и берлогу выбрал тёплую.

- А теперь хочу видеть хитрую, пушистую, рыжую.

О чем расскажет ему лиса?

- А теперь пусть подойдет ко мне быстрый маленький зверёк, по деревьям скок-поскок.

Кто это, ребята? Что может рассказать белочка?

- А где же маленький, длинноухий, пугливый?

Что о себе рассказал зайка?

Дед Мороз: - Ну, рад я за вас, хорошо подготовились к зиме.

Карточка № 16

Игра: «Путешествие по русским народным сказкам»

Задачи: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.

Материал и оборудование: 6 больших листов лото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.

Ход игры.

Вначале педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.

Вторая часть игры проводится следующим образом: ребёнку выдаётся лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берёт маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке.

Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.

Карточка № 17

Игра: «Кукла Катя обедает»

Задачи: Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды.

Ход игры.

Игра проводится в игровом уголке. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

- Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла. – А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в стороне.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

По просьбе воспитателя дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. В конце игры воспитатель просит детей пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Карточка № 18

Игра: «Найди такой же цветок»

Задачи: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дидактический материал: предметные картинки с изображением цветов. Макет цветочной поляны с цветами.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором находятся предметные картинки. Дети рассматривают картинки, узнают цветы, называют их. Выбирают картинки с понравившимися цветами и находят на цветочной поляне цветы, аналогичные рисунку и называют его.

Карточка №19

Игра «Что нужно для работы»

Задачи: Закрепить название профессии и действия, которые совершаются людьми  профессии – повар.

Ход игры.

Детям показывается картинка с изображением человека профессии повара. На столе выложены картинки с изображением различных предметов. Ребенок берёт какой-либо  предмет и называет его, рассказывает, для чего он нужен. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия труда.

Карточка №20

Игра «Подбери, что нужно»

Задачи: упражнять детей в подборе соответствующей мебели по размеру, цвету. Отрабатывать навык употребления обобщающего слова мебель. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход игры.

Дети вместе с куклой Незнайкой отправляются в мебельный магазин. Там они подбирают соответствующую мебель для комнаты Незнайки.

Карточка №21

Игра «Парные картинки»

Задачи: Расширить знания детей о мебели.
Активизировать словарь детей по данной теме.

Ход игры.

Детям раздают картинки с изображением разных предметов мебели и просят назвать этот предмет. А затем найти  парную картинку с точно таким же предметом.

Карточка №22

Игра «Зимние развлечения»

Задачи: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к разным временам года.

Ход игры.

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

Карточка №23

Игра «Чем любит заниматься моя мама»

Задачи: воспитывать у дошкольников доброе отношение к мамам, бабушкам, желание заботиться о них, защищать, помогать им.

Оборудование для игры: карточки с изображением предметов: кастрюля, цветы, удочка, книга, мороженое, вязание, шахматы, футбольный мяч.

Ход игры.

Перед детьми лежит набор карточек с изображением разных предметов (кастрюля, цветы, удочка, книга, мороженое, вязание, шахматы, футбольный мяч и т.д.). Дети должны выбрать нужную карточку.

Воспитатель спрашивает каждого ребенка, почему он выбрал эту карточку. Чем любит заниматься мама?

Карточка №24

Игра «Какие предметы нужны садоводу?»

Задачи: закрепить знания об орудиях труда садовода. Развивать внимание, сообразительность. Воспитывать интерес к труду взрослыхжелание помогать им.

Оборудование для игры: предметные картинки: метла, лейка, секатор,  грабли, шланг, лопата, тележка, носилки.

Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить, кто работает в саду. Какими инструментами он пользуется в своей работе. Выкладывает на доске карточки, предлагает детям отобрать предметы, необходимые для работы садовода.

Карточка №25

Игра «Какие предметы пригодятся швее» 

hello_html_m7e2a4f8d.jpg

Задачи: Учить находить необходимые предметы по профессии швеи и модельера. Развивать мышление, разговорную речь, пополнять словарный запас слов.

Ход игры.

На магнитной доске висит картинка швеи (модельера). На столе лежат мелкие картинки на магните с изображением предметов  к разным профессиям. Нужно выбрать нужные картинки и прикрепить рядом с изображением швеи

Карточка №26

Игра «Магазин одежды»

Задачи: формировать у дошкольников понятие обобщающего слова «одежда»; дифференцировать виды одежды по временам года: летняя, зимняя одежда; узнавать и называть предметы одежды.

Оборудование для игры:  силуэты кукол с зимней и летней одеждой.

Ход игры.

На столе перед детьми лежат силуэты кукол и одежды зимней и летней. Воспитатель поочередно показывает картинку летнего и зимнего времени года. Дети должны подобрать куклам соответствующую одежду.

Выбор одежды обсуждается.

Карточка №27

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

- Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

- Мытье горшка.

- Укладывание камушков на дно горшка.

- Засыпание в горшок песка (высота 1 см).

- Засыпание в горшок поверх песка немного земли.

- Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

- Срезание загнивших корней.

- Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

- Уплотнение земли.

- Установка горшка с растением на поддон.

- Полив растения под корень.

Карточка №28

Игра «Подбери картинки»

Задачи: закрепить знания детей о временах года.

Оборудование для игры:  карточки с изображением разных времен года по количеству детей.

Ход игры.

- Ребята, какое у нас сейчас время года?

- Найдите карточки, которые нам расскажут, что такое весна.

Дети подбирают картинки соответствующие времени года «весна».

Весной появляются первые цветочки. Это подснежники.

Весной светит солнышко и тает снег.

Весной просыпается медведь и ёжик.

Весной солнечные лучики заставляют сосульки плакать и т.д.

Карточка №29

Игра «Кого разбудило солнышко?»

Задачи: развивать активную речь, слуховой анализатор, внимание; закрепить знания детей о приметах времени года – весна.

Оборудование для игры:  предметные картинки, изображающие весну и зиму по количеству детей.

Ход игры.

Детям раздаются предметные картинки разных времен года.

Воспитатель сообщает детям, что пришла весна, появилось солнышко. Солнышко протянуло свои лучики и … кого-то разбудило?

- Кого разбудило солнышко весной?

- Солнечный зайчик разбудил медведя. Он в берлоге зимой спал.

- Солнечный зайчик разбудил листочки. Они появились из почек на деревьях и кустарниках.

- Солнечный зайчик разбудил ёжика. Он зимой в норке спал.

- Солнечный зайчик разбудил муравья и бабочек. Ит.д.

Карточка №30

Игра «В гости к нам весна пришла»

Задачи:  обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».

Ход игры.

Воспитатель в игровой форме вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на магнитную доску картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.

Карточка №31

Игра «Как зовут моего друга?»

Задачи:  упражнять детей в отчетливом назывании своего имени, развивать речь, внимание.

Дидактический материал: кукла Карандаш, кот Мурлыка, кукла Незнайка.

Ход игры.

Дети сидят полукругом. Поочередно входят друзья: кот  Мурлыка, кукла Карандаш, кукла Незнайка. Они здороваются с детьми и предлагают познакомиться.

Поочередно передается из рук в руки кукла Карандаш, кукла Незнайка и кот Мурлыка. Дети называют свое имя и узнают имя друга. При этом воспитатель напоминает, что говорить надо ласково, улыбаясь, и смотреть в глаза другу.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО

ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...