Конспект для детей старшей группы по программе « Я живу в Оренбуржье» Тема: «Родники, ручьи и реки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цабель Светлана Александровна

Цель: познакомить детей с водоёмами  родного  края.

  Программные задачи:
 - Формировать знания о наиболее известных реках, ручьях, родниках   Оренбуржья и Кувандыкского района. Выяснить значение водоёмов в природе и жизни человека. Развивать умение различать водоемы: родник, ручей, река. 

 - Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; навык установления причинно - следственной связи, уметь объяснить.

 - Развивать диалогическую и монологическую форму речи, интонационную выразительность речи, фонематический слух. Расширять и обогащать словарь детей прилагательными, глаголами. Активизировать в речи детей притяжательные прилагательные

-Воспитывать интерес к природным богатствам родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_zanyatie_rekiruchirodniki_orenburgskogo_kraya.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Золотая рыбка»

Конспект для детей старшей  группы по программе

« Я живу в Оренбуржье»

Тема:   «Родники, ручьи и реки»

(с презентацией)

                                  Подготовила: воспитатель 1 кв.категории

                                                  Цабель Светлана Александровна

Тема занятия:  «Родники, ручьи и реки»

  Цель: познакомить детей с водоёмами  родного  края.

  Программные задачи:
 - Формировать знания о наиболее известных реках, ручьях, родниках   Оренбуржья и Кувандыкского района. Выяснить значение водоёмов в природе и жизни человека. Развивать умение различать водоемы: родник, ручей, река.  

 - Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; навык установления причинно - следственной связи, уметь объяснить.

 - Развивать диалогическую и монологическую форму речи, интонационную выразительность речи, фонематический слух. Расширять и обогащать словарь детей прилагательными, глаголами. Активизировать в речи детей притяжательные прилагательные

-Воспитывать интерес к природным богатствам родного края.

Ход занятия

 Организационный момент

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам всем говорю.

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

Дети: Доброе утро!

 - Ребята, сегодня наше занятие будет очень содержательным, интересным, много узнаем нового. И для этого вы должны внимательно слушать, принимать участие в беседах. 

Звучит журчание ручья.

Воспитатель:

Слышите, какой-то звук. Как вы думаете: что это такое?

- Правильно это журчит ручеек.  И к нам на занятие из этого громкого ручейка попала одна капелька. Слайд №2  Вот она. Ее зовут – Капитошка. (показ сказочного персонажа). Капитошка пришла к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду. Ребята, сейчас мы с вами слушали журчание воды, а где живут ее сестрички-капельки у нас в группе? (на листочках цветов, которые мы опрыскиваем, в кране.)

-Нашу гостью, Капитошку, приглашаем к нам на занятие. Она вместе с нами будет путешествовать и узнает  много интересного.

  И поговорим мы сегодня о родниках, ручьях и реках нашего края.

-А вы знаете что такое родник?

Ответы детей.

Слайд № 3 Родник

Воспитатель: Ребята, родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная. Родник течет ручейком, много ручейков сливаются и образуется река. Вот так из родника зарождается река. Ребята, а кому нужны родники?

Ответы детей.

Воспитатель:

Лесные родники нужны зверям и птицам для водопоя. А родники, которые находятся в селах, деревнях, городах нужны людям.

    На территории Оренбургской области имеется более 3 тысяч родников. В нашем степном крае родники несут действительно живительную силу. Вокруг них возникает оазис многообразной растительности, обитает большое количество разнообразных животных, птиц, насекомых. Для сохранения природного разнообразия необходимо оберегать родники от разорения и пересыхания, а также проводить работу по их сохранению.   А в нашем Кувандыкском  районе   есть родники? Какие вам известны ? Ответы детей

Слайд № 4 Родники Кувандыкского края

Воспитатель: Ребята, наша гостья Капитошка живет и в речке и в роднике и спрашивает нас, сможем ли мы подобрать к слову «родник» родственные слова? (родничок, родинка, родной, родимый, родина). Как вы понимаете слово Родина? (высказывания детей). Родина – это место где родился человек. А родник – это место где рождается река.

Физкультминутка. («Ручейки – река») (Дети - «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по просторам Оренбуржья.

Ручеёк бежит, звеня.
Приглашает он меня:
"Ну-ка, наперегонки!
Кто быстрее до реки?!"
И пустился наутёк.
Я за ним, не чуя ног.
Впереди блестит река.
Слышу плеск издалека:
"Не догонишь всё равно -
Я в реке уже давно!"Скажите,  где спрятался ручеёк? (ответы детей) Да, верно ручейки  впадают в реки и озёра

- А сейчас, мы с вами проведём опыты.

Опыт №1.

- Перед вами, ребята, лежат полоски голубой бумаги. Кто скажет, для чего они нам нужны?

- Да, правильно. Из этой голубой полоски сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Поднимите его наклонно (один конец к блюдцу наклоните). Возьмите стаканы с водой и лейте воду небольшой струйкой, чтобы наполнила ручеек. Что происходит?

Итог: вода по наклонной стекает. Почему, как вы думаете? (ответы детей)

- Да, правильно. Русло ручейка течет по наклонной вниз и дальше, впадая в реку, озеро и т. д.

- Ребята, а вы когда – нибудь отдыхали у ручейка? Как течёт ручеёк(ответы детей)

- Правильно, ручеёк журчит. А сейчас внимательно послушайте, как журчит ручеёк.

- А как создать эффект журчания струек? (ответы детей)

-Положите немного мелких камешков. Что происходит?

Итог: журчание воды.

- Почему?

- Да, молодцы! Потому что, мелкие камешки создают преграду движению воды, поэтому происходит журчание.

А сейчас обратите внимание на экран.

 Слайд № 5 Ручьи Оренбургской области

Воспитатель: Давайте встанем в круг и придумаем хорошие, красивые слова к слову «ручей» каким он может быть? (игра с мячом) Молодцы!

Воспитатель: И вновь отправляемся дальше вмести с Капитошкой.

Отгадайте загадку.

Она бежит, искрится,

На солнце серебрится,

Огибает берега

Полноводная ... (река).

Верно! Это река.

Вос-ль: Верно. Как называется самая большая река в Оренбургской области?

Дети: Урал.

Слайд №6  Река Урал

Вос-ль: Какая вода может быть в реке?

Дети: Прозрачная, мутная, грязная.

Вос-ль: Что нужно сделать, чтобы вода была  чистой?

Дети: Её нужно очистить. (опыт по очистке воды)

Вос-ль: Как вы очищали воду?

Дети: Мы очищали воду с помощью фильтра.

Вос-ль: Какие вы знаете фильтры?

Дети: Бумажный, тканевый, ватный.

Вос-ль: Очистив воду её можно пить?

Дети: Нет.

Вос-ль: Какую воду можно пить?

Дети: Кипячёную, из под крана, родниковую.

Вос-ль: Почему родниковую воду можно пить?

Дети: Потому что она чистая.

Вос-ль: А почему она чистая?

Дети: Потому что она проходит через все слои земли, как через фильтр.

Вос-ль: Покажи, как родник пробивается на поверхность.(дети фильтруют воду). Какие вы молодцы!

А узнать какие ещё есть реки в Оренбуржье и Кувандыкском районе нам поможет вот этот слайд

Слайд № 7 Реки Оренбуржья

- Ребята, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково? (речка, реченька, речушка)

- Речки и реки бывают разные. Есть равнинные, а противоположное – горные.

Тихие – быстрые.

Широкие – узкие.

Прозрачные – мутные.

Короткие – длинные.

Глубокие – мелкие.

Спокойные – бурные.

- Ребята, как вы думаете, какое течение у реки Урал, если он протекает по равнине ? (у Урала  течение плавное, спокойное, тихое, медленное, ровное ) А если по гористой и каменой местности  (течение уже не такое спокойное. Урал течет более быстро, течение у нее быстрое, беспокойное, бурлящее).

Д/игра «Если бы ты был рекой».

- Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека? (ответы детей)

• Не бросать в реки разный мусор.

• Не загрязнять сточными водами фабрик и заводов.

• Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.

• Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.

• Не рвать водные растения.

- Чтобы  таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу и у речки. Для чего нужны такие знаки? ( Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе)

Рисование экологических знаков.

- Расскажите мне о знаках, которые вы нарисовали, что они обозначают? (Ответы детей)

Итог занятия.

- Ребята, понравилось вам наше занятие?

- Что интересное вы узнали?

Что полезного сделали?

- Нашей гостье, Капитошке, тоже понравилось у нас на занятии. Она рада, что мы так много знаем о родниках, ручьях и  реках, и как беречь воду в разных  водоемах.

Полезные ссылки

https://youtu.be/-YlkHcmZlZM (видео Ручей Бадымай)

https://youtu.be/RtO97Sahgwg ( ледоход на р. Урал)

Ну, вот  и  подошёл  к  концу  наш  видеорассказ об

Оренбургском  крае.  Давайте  вспомним,  о  каких

достопримечательных местах вы рассказали и отметим их на карте

Оренбургской  области  (отмечаем  флажками).   Это  конечно  далеко

не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о

нашей  знаменитой  пшенице,  о  многочисленных  природных  и

культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже

то, что  вы узнали, даёт  вам право гордиться тем, что вы родились

на оренбургской земле.

Так  давайте  завершим  наш  рассказ  стихотворением,  которо

Ну, вот  и  подошёл  к  концу  наш  видеорассказ об

Оренбургском  крае.  Давайте  вспомним,  о  каких

достопримечательных местах вы рассказали и отметим их на карте

Оренбургской  области  (отмечаем  флажками).   Это  конечно  далеко

не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о

нашей  знаменитой  пшенице,  о  многочисленных  природных  и

культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже

то, что  вы узнали, даёт  вам право гордиться тем, что вы родились

на оренбургской земле.

Так  давайте  завершим  наш  рассказ  стихотворением,  котор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшейгруппе Игра-викторина «Что? Где? Когда?»

Ход занятия: Дети вместе с воспитателем становятся в круг.               В круг широкий, вижу я, Встали все мои дру...

«Музыкальный каледоскоп» Музыкальное занятие для детей старшейгруппы.

laquo;Музыкальный калейдоскоп» Музыкальное занятие для детей старшей группы.Цель: Эмоционально откликаться на музыку, побуждать к активности детей, развивать координацию, быстроту, ре...

План самообразования с детьми 5-6 лет «Развитие связной речи у детей старшейгруппы»

План самообразования с детьми 5-6 лет «Развитие связной речи у детей подготовительной группы»Актуальность.Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря...

Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»

Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....

Конспект нтегрированной НООД по ознакомлению с природой Тема «Уж тает снег, бегут ручьи». (Подготовительная к школе группа)

Конспект нтегрированной НООД по ознакомлению с природой  Тема «Уж тает снег, бегут ручьи». (Подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия в старшейгруппе по рисованию "Весеннее небо"

Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Закреплять технику рисования деревьев. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воо...