Конспект занятия по ознакомлению с природой «Волшебница-осень».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени

Задачи: 1. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника.

2. Развивать речь, память, внимание, мелкую моторику руки; развивать умение работать в подгруппах.

3. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект занятия по ознакомлению с природой «Волшебница-осень».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени

Задачи: 1. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника.

2. Развивать речь, память, внимание, мелкую моторику руки; развивать умение работать в подгруппах.

3. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Словарная работа: волшебница – осень, румянец осени, златоцвет, рябинник, предзимье.

Материал: карточки с изображением осени по месяцам, физкультминутка «Листочки», СD запись П. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», для рисования: кисточки, клей, листы ватмана, манная крупа, окрашенная в красный, желтый и оранжевый цвета.

Предварительная работа: разучивание стихов и пословиц про осень; обыгрывание сценки: «Лесные жители», учить рисовать с помощью клея и манной крупы.

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о волшебнице – осень. А почему осень называют волшебницей? (Ответы детей: Потому что осенью деревья меняют цвет то в желтый, то в красный, то в оранжевый цвета и т. д.)

Правильно, ребята. А сейчас, послушайте отрывок из произведения П. Чайковского и А. Вивальди «Времена года» (Слушают музыку)

Что вы можете сказать о музыке? (Веселая или грустная, печальная или торжественная)

Почему музыка грустная? (Ответы детей: Листья опадают, птицы улетают в теплые края, идут дожди)

(Показ картинок с явлениями природы)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает пословицы про осень? (Ответы детей: Гром в сентябре – теплая осень. Октябрьский гром – к белоснежной зиме. От первого снега до санного пути – шесть недель. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Когда гусь улетает, снег выпадает. Сентябрь яблокам пропах, а октябрь – капустой.)

Воспитатель: Молодцы! Много пословиц знаете. А назовите мне осенние месяцы? (Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Ответы детей: Сентябрь – первый месяц, румянец осени. А почему сентябрь называют златоцветом, рябинником? (Дети: Листья желтеют, рябина краснеет, поспевает)

Воспитатель: А кто мне скажет, какие работы ведутся в саду, огороде, поле? (Ответы детей: Сбор урожая)

Воспитатель: А сейчас, я вам загадаю загадку, а вы угадаете, какие овощи убирают осенью (Отгадывание загадок)

1. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

2. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная (Картошка)

3. Красный нос, в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Воспитатель: Молодцы! И вот ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц хмурый, мокрый. Почему октябрь называют листопадником?

(Ответы детей: опадают листья)

Воспитатель: Все приметы осени были, когда – то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте, вспомним народные приметы. (Ответы детей: В октябре на одном часу и дождь и снег. Облака идут низко – скоро морозы. Лист, осыпаясь, лежит лицом кверху – к неурожаю на другой год, а изнанкой – к урожаю. Гром в октябре – снежная зима)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихи про осень? (Дети читают стихи)

1. Ходит осень по дорожке,

Промочила, где – то ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось лето, где – то.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил,

Под ногами коврик новый,

Желтый – розовый - кленовый.

2. Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели

Стали дни короче.

Солнышка не видно.

Темны, темны ночи.

3. Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетели.

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Воспитатель: какие птицы улетают на юг? (Ответы детей: Ласточки, журавли, грачи, гуси и т. д.)

Воспитатель: как называют птиц, которые улетают в теплые края осенью? (Ответы детей: Перелетными)

Воспитатель: как называют птиц, которые зимуют? (Ответы детей: Зимующими)


Физкультурная пауза:

«Листики»

Мы листики осенние,

(Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (Садятся на места)

Воспитатель: и вот наступил последний месяц осени – Ноябрь. Задумчивый, грустный месяц. В ноябре деревья стоят голые, идут дожди, начинаются морозы. Ребята, а чем занимаются лесные жители осенью? (Ответы детей: запасают пищу)

Драматизация

Воспитатель: сегодня к нам из леса пришли лесные звери, и они хотят рассказать нам, как они готовятся к зиме.

Зайчик: Пора мне зайчику линять,

Пора мне шубку поменять!

Зимой быть серым не могу –

Меня заметят на снегу!

Белка: А я спешу, спешу, спешу

Я на сучках грибы сушу.

Орешков делаю запас,

Стараюсь все успеть тот час.

Медведь: В берлогу скоро лягу спать

За осенью – зима опять.

Пусть мне во сне приснится мед,

Проснусь, когда весна придет!

Воспитатель: спасибо, звери! До свидания! (Дети: до свидания)

Коллективная творческая работа

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем маленькими волшебниками, передадим красоту осени в рисунке. Рисовать мы с вами будем осенние листики клеем, а затем посыпать их окрашенной в желтый, красный, оранжевый цвета манной крупой. (Под музыку П. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», дети выполняют работу)

Рефлексия: посмотрите, какие красивые листики у нас получились? Вот какие мы с вами замечательные волшебники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой КВН «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природойКВН «Природа вокруг нас»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"

Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»Тема: занятие «Природа вокруг нас»Цель: формировать экологическую культур...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Путешествие в природу"

Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.Формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде....

Конспект занятия по ознакомлению с природой детей раннего возраста. Ознакомление с овощами

Конспект занятия по ознакомлению с природой детей раннего возраста. Ознакомление с овощамиТема занятия «Знакомство со свеклой и картофелем»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»

Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...