"Исследовательская деятельность старших дошкольников по теме "Волшебница вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Впредставленном  материале раскрывается значение метода экспериментирования в старшем дошкольном возрасте, формулируется цель экспериментальной деятельности по ознакомлению старших дошкольников со свойствами воды. Дается описание некоторых простейших опытов с водой: "Оптическая иллюзия" (оптические свойства воды), "Сухая салфетка", "Водяной ксилофон". Детские эксперименты помогают развивать естественно-научные представления старшихт дошкольников по теие "Своства воды", развивают интерес к познавательнго-исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_starshih_doshkolnikov.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность старших дошкольников

«Волшебница вода»

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад « Парма» г.Перми»

                                                                              Метлева Наталия Геннадьевна

Актуальность

Ребенок рождается исследователем. Любопытство, постоянное стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения детей.

Дети очень любят экспериментировать. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Самое привычное и распространенное вещество на планете – это вода. Все живое на планете состоит из воды.  Но в то же время она таит в себе множество загадок. Ученые до сих пор продолжают исследовать свойства воды, находя все больше интересных и удивительных фактов о ней. Детская экспериментальная деятельность, в том числе опыты с водой, - легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками. Вода – это идеальное вещество для знакомства с физическими свойствами предметов.

Цель детской экспериментальной деятельности, представленной в видеофильме – с помощью опытов  расширить представления детей старшего дошкольного возраста о некоторых свойствах воды.

Описание детской экспериментальной деятельности

1. «Оптическая иллюзия» (оптические свойства воды)

Это простейший опыт, демонстрирующий такой закон физики, как преломление изображения в жидкости.

Цель эксперимента: предложить детям выяснить, изменится ли направление изображения, если посмотреть на него через стакан с водой. 

Оборудование: бумага, цветные фломастеры, банка, вода.

Проведение эксперимента

Нарисовать на бумаге две горизонтальные стрелки в одном направлении (вправо или влево). Положить лист с нарисованными стрелками вертикально, прислонив его к какой-либо поверхности. Посмотреть на стрелки сквозь пустой стакан. Сделать вывод: стрелки не изменили своего направления. Наполнить стакан  наполовину водой и посмотреть на стрелки через него – направление одной из стрелок осталось прежним, а другой изменилось на прямо противоположное. Убрать стакан и снова посмотреть на стрелки - они опять стали смотреть в одну сторону. Долить стакан водой до самого верха и снова посмотреть на стрелки – они обе стали смотреть в одну, прямо противоположную сторону.

Вывод: когда мы смотрим на рисунок со стрелками через стакан с водой,  направление стрелок меняется из-за света, который проходит через стекло, воду, и опять стекло.

2. «Сухая салфетка»

Цель эксперимента: предложить детям выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на его дне салфетку.

Оборудование: емкость с водой, стакан с лежащей на дне салфеткой.

Проведение эксперимента

Кладем на дно сухого стакана сухую салфетку. Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в емкость с водой, не наклоняя его, до самого дна емкости. Поднимаем его из воды, даем стечь воде, не переворачивая стакан. Определяем, намокла ли салфетка?

Вывод: салфетка не намокла. Объясняем, что помешал воде намочить салфетку воздух, находящийся в стакане.

3. «Водяной ксилофон»

Цель эксперимента: предложить детям создать музыкальный инструмент из стаканов с водой и сыграть на нем мелодию.

Оборудование: 3 стеклянных стакана или бутылки одной формы и размера, емкость с водой, металлическая ложка.

Проведение эксперимента

Предложить ребенку выстроить пустые стаканы или бутылки в один ряд, аккуратно ударить по каждому из них и спросить, все ли бутылки или стаканы издают одинаковый звук. Разлить воду в стаканы или бутылки, уровень налитой воды должен быть разным. Снова аккуратно металлической ложкой ударить по стаканам и послушать, все ли стаканы издают одинаковый звук? Предложить менять тона звуков путем изменения количества воды (увеличения или уменьшения) и сыграть мелодию, как по нотам.

Вывод: когда мы стучим по пустому стакану, создаются звуковые волны, которые проходят сквозь стенки стакана. Но когда в стакане появляется вода, то звуковые волны изменяются, так как теперь они должны пройти и сквозь воду. Чем больше воды в стакане, тем ниже тон звука (тон ноты). Количество воды влияет на тон звуков.

Заключение

Данные эксперименты помогут детям расширить естественно-научные представления по теме «Свойства воды», развить  интерес  к  познавательно-исследовательской деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поисково – исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу,...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников   «Жидкости и  растворы»....

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....

«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...

:«Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»

Хочу поделиться с вами своим опытом в форме презентации по теме:«Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»...