КОНСПЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (старшая группа) Тема «Зеленая аптека»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондрюкова Марина Владимировна

Цель - ознакомление с лекарственными растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zelenaya_apteka.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (старшая группа)

          Тема «Зеленая аптека»

Цель: закрепление знаний о лекарственных растениях Алтайского края и формирование у детей экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить в памяти детей названия лекарственных растенийАлтайского края;

- формировать у детей осознанное экологическое отношение к природе изакреплять правила поведения в лесу.

Развивающие:

- развивать у детей кругозор, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

-  воспитывать у детей бережное отношение к лекарственным растениям.

        Методы:игровые, словесные, практические, наглядные

Форма: групповая, театрализованная игра

Оборудование:клумбы на участке с лекарственными растениями и с надписями их названий на табличках, декорации, костюмы, экологические знаки, игрушка-колобок, обручи, корзинка.

Предварительная работа: с детьми проводились занятия в группе на тему: «Лекарственные растенияАлтайского края» и «Правила поведения в лесу, экологические знаки».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия

  1. Организационно-мотивационный этап:

Дети выходят на прогулку, воспитатель подзывает всех детей к себе.

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправимся с вами в гости. Угадайте к кому?

Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть лисе

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался……(колобок)

Воспитатель.Да, правильно, колобок! И сегодня он нас приглашает к себе в гости.

Воспитатель. Испекла бабушка Колобок и поставила его на подоконник остывать. Колобок получился красивый, румяный, как ясно солнышко. Остывает Колобок и слушает, что в избе происходит.

Бабушка:

Вот уже и устала,

А раньше, бывало,

Я этих слов и вовсе не знала.

Дед:        

А меня, видать, продуло –

Знобит так, что мочи моей нет…

То ноги, то живот, то голова,

Что поделаешь, старость пришла…

А таблетки аптечные

Мне пить непривычно…

Мне отвары растений целебных

Помогают отлично.

Бабушка:

Нет у меня сил, за травами идти.

Ты, старик, лечись, чем есть

И не ворчи.

  1. Основной этап

Колобок. (слушает и рассуждает)

Негоже мне без дела отдыхать,

Нужно деду и бабушке лечиться помогать.

Ну-ка, спрыгну я с окошка,

Да покачусь вдоль дорожки.

Лечебные растения отыщу,

Заодно и на мир посмотрю,

А чтобы быстрее собрать всё, что надо,

Возьму с собой ребят из детского сада!

Воспитатель.Ребята, а чем кроме, таблеток, вас лечат родители, когда вы болеете?

Дети. Сиропами, микстурами.

Воспитатель.  Хорошо. Дети, а вы знали, что в состав этих сиропов входят лекарственные растения?И эти травы называют «Зеленой аптекой». А знаете почему?

Дети.Нет.

Воспитатель. Называют их «Зеленой аптекой» потому, что они помогают нам избавиться от разных болезней. А чтобы узнать какие растения лекарственные, давайте отправимся с Колобком, и поможем ему собрать эти растения. Согласны?

Дети.Да.

Колобок. Друзья мои, но я должен вас предупредить, что наш путь будет трудный и опасный. Мы же с вами справимся?

Дети. Да

Колобок.Но прежде, чем пойти в лес, давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу. Я вам буду показывать экологические знаки, а вы будете говорить, что это за знак.

(Колобок показывает детям экологические знаки, дети отвечают, что эти знаки обозначают).

Колобок.Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете правила поведения в лесу, и теперь мы можем с вами отправляться в путь.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая извилистая дорожка проложена в лес. Нам нужно осторожно по ней пройти, чтобы не упасть в канаву.

(Звучит веселая музыка, дети идут вслед за Колобком и проходят испытания)

Колобок. Молодцы, ребята! Справились с заданием. И вот перед нами первое лекарственное дерево – черемуха.

Воспитатель.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветви золотистые,

Что кудри, завила.

Черемуха душистая

Развесившись стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

(С. Есенин)

Воспитатель. А осенью на черемухе вызревают ягоды. Их сушат и применяют при расстройствах пищеварения. Но целебны не только плоды. Их можно заменить отваром листьев. А цветы черемухи настаивают, как чай и промывают глаза.

Колобок. Ребята, давайте, соберем листья черемухи, для бабушки и дедушки только аккуратно и бережно, чтобы не повредить соседние веточки и листочки.

(Дети собирают в корзину листья черемухи)

(Воспитатель поднимает Колобка вверх, вращает его, приговаривая)

Воспитатель.         

Покатился, покатился Колобок,

А мы за ним все вместе идем

И ни на шаг не отстаем.

(Дети идут за Колобком)

Колобок. Ребята, перед нами второе испытание. Смотрите, какую паутину наплел паук. Нам нужно через нее пролезть и не порвать, иначе разбудим паука.

(Дети пролазят через паутину)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Какие вы ловкие и смелые, не испугались злого паука.

Колобок.  А вот перед нами и второе лекарственное дерево –береза. На Руси всегда любили белоствольную красавицу березку. Послушайте про нее стихотворение.

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками

Воспитатель.  Ребята, береза не только красивое, но и очень полезное дерево. Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.Уже давно известно, что береза – дивный лекарь. При простуде пьют чай из березовых почек. Настой березовых листьев помогает при заболеваниях почек.Из древесины делают активированный уголь и дёготь. Березовый деготь используют для лечения кожных заболеваний. Знаете ли вы, что раньше в магазинах не продавали лимонад, соки, как сейчас, и люди пили очень полезный березовый сок – он снижает температуру, в этом соке много минеральных веществ, которых так не хватает вашему растущему организму. Берёза лечила и лечит людей от многих заболеваний.

(Дети аккуратно собирают в корзину листья берёзы)

Колобок.  Что-то я устал немного.

Воспитатель. Ребята, давайте устроим привал и отдохнем чуть-чуть.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Подтягивания – руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Подтягивания – руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Воспитатель.  Молодцы, ребята! Отдохнули?

Дети. Да.

Колобок. Сил прибавилось, можно дальше продолжать наш путь. Беда, ребята перед нами болото. Чтобы нам его пройти нужно прыгать по болотным кочкам, прыгать нужно двумя ногами, чтобы не упасть в болото.

Проводится подвижная игра: «С кочки на кочку».

Колобок. Ну, молодцы! Справились ребята, все прошли.

Колобок. А вот перед нами ещё одно лекарственное дерево– рябина.

Воспитатель. Рябина – красивое дерево! У неё изящные резные листья, весной она цветет белыми пушистыми цветами, а осенью радует ярко-красными плодами, похожие на миниатюрные яблочки. Ягодки рябины горькие, пока по ним не ударит первый мороз, после этого они становятся сладковатыми. Это лучшее лакомство для зимующих птиц.Плоды рябины используют при головной боли и при сильной усталости.

Можно просто употреблять чай с красной рябиной для профилактики простудных заболеваний.

(Дети аккуратно собирают в корзину ягоды рябины)

Колобок. Ну что, ребята, идем дальше.Подождите, подождите…Мимо подорожника никак нельзя пройти. Это очень важное растение в зеленой аптеке.

Коль подорожника прохладный чистый лист

На рану или ссадину положишь,

То боль пройдет,

И скоро это место заживет.

Воспитатель.Ребята, а почему он так называется?

Дети. Потому что, он растет около дороги.

Воспитатель.  Правильно, молодцы!

(Дети собирают в корзину подорожник)

Колобок. Ребята, а вот и тысячелистник, который растет на лужайках и встречается на обочинах дорог, и растет даже в городе.

Если у тебя болит живот,

Пей настой тысячелистника,

И боль пройдет.

Воспитатель. Это растение ещё, применяется как кровоостанавливающее, используют его отвар для полоскания рта. Для настоя можно использовать и стебель, и листья, и цветы тысячелистника.

(Дети аккуратно собирают в корзину тысячелистник)

Колобок. А про это лекарственное растение я приготовил загадку, слушайте внимательно.

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы

Простынь ерзаньем измята

Выпьем чай из листьев… (мяты)

Дети. Мяты.

Колобок. Правильно, это мята!

Воспитатель. Ребята, в мяте есть полезное вещество, называется оно ментол. Он помогает в лечении сердца, насморка и ангины. Отваром мяты полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежесть дыханию. Она помогает при простуде, головной боли, бессоннице.

Колобок. Какое полезное растение,нужно, обязательно собрать бабушке и дедушке.

(Дети аккуратно собирают в корзину мяту)

Воспитатель.  Ребята, посмотрите, а это, что за растение? (воспитатель показывает на календулу).

Дети. Календула

Воспитатель.

Календула, календула –

Цветочек золотой,

Ты – солнце наше летнее

Холодною зимой.

Колобок.Календулу, ребята, можно выращивать на садовом участке в качестве бордюрного растения или лекарственного и даже в домашних условиях, на балконе.

Воспитатель.

Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,

В народе просто «НОГОТКИ».

Если их в стакан сложить,

Кипятком простым залить,

И немного настоять –

Можно горло полоскать.

Ноготки должны помочь –

Уходи ангина прочь!

Колобок.Кроме того, цветки календулы можно использовать и для приготовления блюд, например, салата. Соберем, ребята, дедушке с бабушкой календулу.

(Дети аккуратно собирают календулу)

Колобок. Какие вы молодцы, ребята, какие вы все трудолюбивые, собрали столько лекарственных растений для дедушки с бабушкой. А теперь мне пора возвращаться домой, а то они меня там, наверное, уже заждались. Пойду я заваривать лекарственные растения дедушке, чтобы он скорее поправился.

Воспитатель. Давайте попрощаемся с колобком, ребята, скажем ему спасибо, за знания, которые он нам передал о лекарственных растениях.

Дети. Спасибо, колобок! До свидания!

Воспитатель. Дети, вы видите, сколько пользы могут принести людям лекарственные растения. Никогда не срывайте их просто так, если в этом нет необходимости, ведь кому-то они могут очень сильно пригодиться, как сейчас дедушке. Вы можете выращивать некоторые лекарственные растения дома, например, мяту и календулу на балконе или в комнате. И если они вам понадобятся, то всегда будут под рукой, и не придется даже идти за ними в лес или в аптеку.

Рефлексия:

Воспитатель. А теперь скажите, дети, что вам больше всего понравилось сегодня на прогулке?

Дети. Понравилось собирать лекарственные растения, чтобы помочь дедушке побыстрее вылечиться.

Воспитатель. А что нового вы сегодня узнали ребята?

Дети. Узнали, что береза, рябина, тысячелистник и черемуха очень полезны для организма, мята помогает, если не можешь уснуть, а календулой надо полоскать горло, когда болит, подорожник прикладывают к ранам.

Воспитатель. Вы молодцы! Очень внимательно слушали. А теперь скажите, как нужно относиться к лекарственным растениям?

Дети. Бережно и не рвать просто так, только если нужны для здоровья.

Воспитатель. Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшая группа.Тема "Транспорт"

Я думаю кому то поможет мой конспект занятия по окружающему миру в старшей группе.Тема "транспорт"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшая группа.Тема "Космос"

Я делала этот конспект для открытого занятия. К конспекту я прикреплю еще презентацию, которая думаю тоже пригодится....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшей группы. Тема «История обыкновенных вещей»

расширять представленик детей о знакомых предметах, истории их происхождения....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшей группы. Тема «История обыкновенных вещей»

Расширять представления детей о знакомых предметах,историей их происхождения....

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»

Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...

План-карта занятия по окружающему миру (старшая группа) Тема: «В мире посуды».

Цель: Расширение и систематизация представления детей о посуде....