Конспект познавательно – исследовательской деятельности детей старшей группы «Малышок» «Волшебный уголек»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Формирование представлений об объекте неживой природы – каменном угле, через иследовательно – экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные:

познакомить детей со свойствами каменного угля: его происхождении, значимости для людей;

закреплять умение исследовать предмет с помощью сравнения с другим предметом (камень);

формировать предпосылки  к проектной – поисковой деятельности совместно с родителями.
Развивающие:

развивать интерес к экспериментированию;

развивать мыслительные  действия детей: любознательность, способность наблюдать, делать выводы, обобщать;

ввести в активный словарь детей новые слова:  шероховатый, слои, слоистый, пористый, карьер.


Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам.


Оборудование и материалы:
- камни, кусочки угля, палочки, лупы по количеству детей;
- по два стаканчика с водой на каждого ребенка;
- салфетка, молоток для воспитателя;
- компьютер, телевизор;
- для рефлексии: уголек и банка с водой, нарисованные на листах формата А4, бумажные огоньки по количеству детей.

Предварительная работа:
Совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Как образовался каменный уголь» (рассказ, сопровождающийся  презентацией).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_ugolek.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

Конспект  познавательно – исследовательской деятельности

детей старшей группы  «Малышок»

«Волшебный уголек»

                                                                                 Составили:

                                                                                 Воспитатели: Москвичева Н.Т

                                                                                Еременко В.В                                  

г. Шарыпово, 2023г.

Конспект познавательно – исследовательской деятельности детей

старшей группы «Волшебный уголек»

Цель: Формирование представлений об объекте неживой природы – каменном угле, через иследовательно – экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные:

познакомить детей со свойствами каменного угля: его происхождении, значимости для людей;

закреплять умение исследовать предмет с помощью сравнения с другим предметом (камень);

формировать предпосылки  к проектной – поисковой деятельности совместно с родителями.
Развивающие:

развивать интерес к экспериментированию;

развивать мыслительные  действия детей: любознательность, способность наблюдать, делать выводы, обобщать;

ввести в активный словарь детей новые слова:  шероховатый, слои, слоистый, пористый, карьер.


Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам.


Оборудование и материалы:
- камни, кусочки угля, палочки, лупы по количеству детей;
- по два стаканчика с водой на каждого ребенка;
- салфетка, молоток для воспитателя;
- компьютер, телевизор;
- для рефлексии: уголек и банка с водой, нарисованные на листах формата А4, бумажные огоньки по количеству детей.

Предварительная работа:
Совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Как образовался каменный уголь» (рассказ, сопровождающийся  презентацией).

Ход НОД

Организационный момент.

(Дети приветствуют друг друга)

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботится мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно светло!

Педагог: Ребята  нам сегодня пришло видео – письмо. Давайте посмотрим.

(просмотр видеописьма на экране)

- Как вы думаете от кого это видео – письмо?

Дети: От крота.

Педагог: А где живет крот?

Дети: Под землей.

Педагог: А как крот передвигается под землей?

Дети: Он роет подземные ходы. Выталкивая лишнею землю на верх.

Педагог: Но вот однажды эта земля оказалась какой-то странной, и крот нашел камешки, он не понял, что это за камни и прислал их нам, попросил ему помочь узнать, что это за камни. (посылка).(уголь, камень).

Как вы думаете ребята, что за камни нам прислал крот? (Рассуждения детей).

Педагог: Вот это, что за камень?

Дети: Уголь.

Педагог: Ребята скажите, а как мы можем помочь кроту?

Дети: надо исследовать камни.

Педагог:  А где мы можем это сделать?

Дети: В лаборатории.

Педагог: Интересно, а какими свойствами обладает каменный уголь? Такими же, как камни или нет?  В чем схожесть и различие давайте узнаем  в нашей лаборатории,

но для начало давайте вспомним правила работы в лаборатории.

Проходите в нашу лабораторию

 (Дети берут кусочки угля, рассматривают их)

Опыт №1.

- Возьмите  камень и потрогайте его.

Сожмите его в руке. Какой он на ощупь?

Какой по весу?

А теперь посмотрите на свои руки?

А теперь давайте тоже самое проделаем с кусочком угля.

Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Уголь и камень могут быть гладким и шероховатым.

По весу камень тяжелее, чем уголь.

Уголь оставляет черные следы на руках – угольную пыль – пачкается;

 камень не пачкается.

Опыт №2.

- Попробуйте разломать камень и уголь руками. Получается?

 (Нет)

Тогда как   мы можем сказать уголь и камень какие? (Прочные)

А давайте проверим их прочность при помощи молотка.
Педагог:  заворачивает кусочек угля в тряпочку и ударяет молотком.

Уголь рассыпался.

То же аккуратно проделывает с камнем.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Камень твердый и прочный; уголь твердый, но не прочный.

Опыт №3.

- Опустите кусочек угля и камень в стаканы с водой. Что произошло? (Утонули) Посмотрите внимательно на камень и уголек.

Что замечаете? (От уголька поднимаются пузырьки)

Как вы думаете, что это за пузырьки? (Если дети затрудняются, напомнить, что происходит, когда они дуют через соломинку в стакан с водой). Это выходит воздух, который есть в пористых предметах. При опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки. Значит уголь какой? (пористый).
А что происходит с камнем? (Ничего)
Какой вывод можно сделать?  И камень, и уголь тяжелые. Но уголь пористый, а камень нет.

Опыт №4.

- А теперь проверим, растворяются ли эти предметы в воде. Возьмите палочку и помешайте воду, и там, где лежит уголь, и там, где лежит камень. Что произошло? (Ничего)
Какой вывод можно сделать? Уголь не растворяется в воде, как и камень.

Опыт№5

- Рассмотрите уголь в увеличительное стекло.  Что интересного вы увидели? (Слои.). А у камня есть слои? (Нет)
Какой вывод можно сделать? Уголь блестящий, слоистый. У камня слоев нет.

Физ
. Минутка.

По дорожке шли, шли (ходьба на месте)

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли (присели, встали)

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке (3 прыжка на левой ноге)

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке. (3 прыжка на правой ноге)

По дорожке побежим, до лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (3 прыжка на обоих ногах)

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем.
Педагог: Ребята, итак, мы сравнили с вами камень и уголь. Как вы думаете, похож уголь на камень?

Дети: Да

Педагог: Чем?

Дети: (Оба твердые, тяжелые, не растворяются в воде)

Педагог: А чем отличаются?

Дети: (Уголь непрочный, пористый, пачкается, состоит из слоев)
Педагог:Каменный уголь действительно похож на камень и долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но это не так. Именно слои угля натолкнули русского ученого М.В. Ломоносова  много лет на назад, на мысль о том, как же возник каменный уголь.( посмотрите на портрет М.В. Ломоносова )
А как все-таки угль возник  нам расскажет Паша Р который с родителями подробно узнал об этом.

Индивидуальный мини – проект с презентацией «Как образовался каменный уголь»
Педагог: Какую же пользу он приносит людям? (ответы детей) (топливо)
Педагог: Ребята, вы оказались абсолютно правы. Каменный уголь — прекрасное топливо.

- Но уголь используется не только как топливо.

А вот как еще его можно использовать.

Об этом нам расскажет Софа
Индивидуальный мини – проект с презентацией «Использование  угля человеком»
Педагог: Ребята скажите как называется город в котором мы живем? (Шарыпово)

Шарыпово наш город – это город угольщиков.

Многие жители нашего города работают в разрезе Березовский, там, где добывают уголь.

-Как вы думаете люди каких профессий работают в разрезе?

(шахтеры, экскаваторщики, электрики, водители и др.)

Педагог: ребята вот мы и помогли Кроту узнать, что это за камни.

Мы снимали нашу работу на видео, отправим ему на электронную почту.
Педагог: Ребята, что же нового вы сегодня узнали? 

Ответы детей:
- Я хочу узнать, интересна и познавательна ли была наша сегодняшняя работа. Посмотрите, у каждого из вас есть вот такой огонек, а у меня на доске  «Уголек»  

если вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то зажгите уголек, прикрепив к нему свой огонек, чтобы он дарил нам свет и тепло. (Проводится рефлексия)
Воспитатель благодарит детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вот и лето наступило!» (интеграция образовательных областей) для детей старшей группы «Малышок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ромодановский детский сад комбинированного вида»      Проект «Вот и лето наступило!»(интеграция образо...

Презентация проекта по развитию познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Эта волшебная вода …»

Каждый день мы умываемся, чистим зубы, моем руки, принимаем душ. Но часто мы не задумываемся, как к нам в дом попадает вода и откуда она берется? Почему она заканчивается? И может ли случится такое, ч...

Опытно-исследовательская деятельность по пожарной безопасности для старших дошкольников «Тайна волшебного пламени"

Закрепить знания детей об огне и его свойствах. Способствовать формированию правильному поведению в опасных ситуациях. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с применением ИКТ «Волшебный камень – магнит» старшая группа

Конспект познавательно-исследоватедьско деятельности в старшей группе "Волшебный камень - магнит"Цель: развивать познавательную активность детей в процессе эксперементально-исследовательской деятельно...

Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе (опыты): «Волшебная лаборатория. Магниты»

Цель: Создать условия для развития познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Образовательная:1. Познакомить с понятиями «магнит», «ма...

«Волшебный уголек»

laquo;Волшебный уголек»   У нас в гостях был КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ   Ко Дню шахтера  и зоо-летию Кузбасса сотрудники Кемеровског...