конспект занятия "Как рубашка в поле выросла"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Журинова Наталья Геннадьевна

Занятие расширяет представления детей о различных видах тканей. Знакомит детей с этапами появления льняной одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rubashka_v_pole_vyrosla.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Лабытнанги"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА"

Занятие в подготовительной группе

«Как рубашка в поле выросла»

                                   

 Подготовила Журинова Наталья Геннадьевна

Лабытнанги 2023

        

ЦЕЛЬ: расширять представления детей различных видах тканей; познакомить детей с этапами появления льняной одежды, расширять представления детей о свойствах льна, воспитывать любовь и уважение к труду взрослых, бережному отношению к одежде

МАТЕРИАЛЫ: презентация "Как рубашка в поле выросла", образцы льна на разных этапах его обработки, изделия изо льна, музыкальная композиция "А мы сеяли ленок", лупы, нитки, куколка из ткани.

Ход ЗАНЯТИЯ: (Дети на ковре на стульчиках)

Воспитатель: Ребята, на вас разная, модная, разноцветная одежда. Как вы думаете, зачем люди носят одежду?

Ответы детей: Люди носят одежду, чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.

Восп. Знаете ли вы, откуда берётся одежда? (Дети: варианты ответов.)

Восп: Легко ли создавать одежду? (Ответы детей.)

Восп: Я согласна. Это очень долгий и трудоёмкий процесс. Я предлагаю вам сегодня узнать, как появилась одежда.

Вспомните, с каким произведением мы с вами познакомились вчера? (Ушинского, "Как рубашка в поле выросла")

Восп: Как может рубашка расти в поле? (ответы детей)

Восп: Отгадайте загадку: «Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили».

Дети отвечают: (лён).

Восп: В старину одежду шили из льняной ткани. Давайте рассмотрим предметы из льняной ткани, которые вы принесли из дома.

(Дети проходят к столу с изделиями изо льна, не садятся)

Восп: Потрогайте, потяните, какая она на ощупь?

Дети: Ткань плотная, грубая, шершавая.

Восп: Рассмотрите материал под лупой. Что вы видите под лупой?

Из чего сделана ткань?

Дети: Ткань соткана из ниток.

Восп: Посмотрите внимательно, как эти нити расположены?

Дети: варианты ответов. (переплетаются).

Восп: Рассмотрите нитку, которая лежит у вас на столах. Что можно сказать про нить?

Дети: не рвётся, упругая, крепкая.

Восп: Раскрутите нить. Трудно?

Дети: Да.

Восп: Почему она не рассыпается и не рвётся?

Дети: варианты ответов (свёрнута, скручена, спрядена, соткана).

Восп: Правильно. Нитка скручена.

Восп: Из чего же люди получают нитки (ответы детей)

Восп: Нитки получают из волокон, а волокна выросли из семян льна.

(ПОКАЗЫВАЮ МОДЕЛЬ с этапами обработки льна, обращаю их внимание на семя)

(Дети проходят на стульчики)

Восп: Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Весной лён сеяли, приговаривая: "зародился, мой льнище, и долог и тонок!"

СЛАЙД №2: Прорастает семя и вырастает красивое и нежное растение голубыми цветочками.

СЛАЙД №3: Отцветёт наш ленок и на стеблях появятся коробочки с семенами. Скажите, а в чём образуется зерно у пшеницы, ржи (Дети: В колосьях.)

Восп: Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет, и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Вот что придумали: собирают урожай, льна прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

СЛАЙД№4: Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят

СЛАЙД №5: Раньше вязали рожь, пшеницу в снопы. Так и со льном - завязывали снопики, приговаривая«Ты удайся, мой беленький ленок», ставили их в поле сушить.

СЛАЙД №6: Высушенный лён очищают от головок с семенами. Не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают льняное масло.

Словесная игра «Назови масло». (можно с мячом)

Какое масло получают из семян.

  • Тыквы – тыквенное,
  •  Подсолнечника – подсолнечное,
  •  рапса – рапсовое,
  • облепихи – облепиховое,
  • из косточек винограда – виноградное,
  • из кедровых орехов – кедровое,
  • из плодов оливок – оливковое.

Восп: Верно. Эти масла используют как для употребления в пищу и, так и в лечебных целях. Лён считался на Руси целебным растением. Лекарство получают, настаивая сухие стебли льна.

Ребята, скажите пожалуйста, как ещё называют сухие стебли (Дети: солома.) «Заготовка изо льна», которая похожа на солому называется – «треста». А уже из тресты нужно будет получить льняные волокна. Как же это делают?

Когда семена дозрели и выбили из метёлок зёрна, солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже, сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

СЛАЙД№7: Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Раньше мяли лен вручную.

Теперь для этого есть машины специальные. Как ты думаешь, как она называется? (ответы детей)

СЛАЙД№8: Эту машину называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён. Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён. как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику. На фабрике будут прясть из волокон льна нитки, поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут!. Раньше из вычесанного льна женщины и девушки пряли нити, а сейчас это делают машины.

СЛАЙД№9-10:

СЛАЙД№11: На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Восп: Для чего используют льняные нити (ответы детей)

СЛАЙД№12-13:

Восп: Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань.

Что шьют из ткани (ответы: из готовой ткани шили бельё, скатерти, полотенца, одежду.)

СЛАЙД№14:

Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса! Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля, как вы думаете? (ответы детей)

Ей конопатят – затыкают щели при строительстве домов из древесины.

Восп: Вот видите, сколько труда вложено, чтобы рубашка на свет появилась! «Лён вымотает-лён и озолотит» - так гласит древняя русская пословица. Повторить пословицу инд. СЛАЙД№15:

Восп: После работы шли все от мала до велика в новых рубашках, нарядах песни петь, да плясать. Давайте и мы с вами заведём хоровод.

Восп: Вот мы и узнали, как рубашка в поле выросла. Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

Восп: Льняная ткань славилась тем, что в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит. Есть поговорка о льняной одежде «Кто в лён одет, проживёт до ста лет».

Одежду шьют и из других тканей. Давайте вспомним, из каких.

Дидактическая игра «Из чего шьют?» (с куколкой, сделанной из ткани)

  • Блуза из шёлка (какая) – шёлковая
  • Рубашка изо льна – льняная
  • Платье из ситца – ситцевое
  • Жилет из бархата – бархатный
  • Юбка из вельвета – вельветовая
  • Халат из фланели – фланелевый
  • Штаны из шерсти – шерстяные
  • Платок из шифона – шифоновый
  • Майка из трикотажа – трикотажная
  • Куртка из джинса – джинсовая

Какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Итог занятия.

Восп: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового и интересного вы сегодня узнали?

Дети: (примерные ответы: мы узнали, как и из чего делают льняную рубашку, рассматривали льняную ткань, льняные нити, семена, играли, танцевали хоровод, узнали много пословиц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Как рубашка в поле выросла"

Нас окружает множество нужных и полезных вещей. Откуда они беруться, как и из чего из делают. Это занятие посвящено одежде, а именно одежде сшитой из льняной ткани. Это занятие-исследование. Дети выяс...

План-конспект занятия ознакомления с окружающим «Как рубашка в поле выросла»

Обучающие задачиРазвивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.Закреплять представления о быте, культуре люд...

Конспект по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"

Конспект  по познавательному развитию "Как рубашка в поле выросла"...

Конспект НОД "Как рубашка в поле выросла"

Конспект НОД "Как рубашка в поле выросла"...

Конспект занятия по позновательно - исследовательской деятельности в средней группе "Как рубашка в поле выросла"

Конспект занятия по познавательно - исследовательскои деятельности по технологии ТРИЗ в средней группе "Как рубашка в поле выросла"...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Как рубашка в поле выросла!"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по познавательному развитию детей подготовительной группы. Цель: расширить представления детей о быте и традициях русского народа; обобщить предст...