Конспект занятия по «Познанию» в средней группе (4-5 лет) Тема: «Мы живем в городе»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Филь Елена Сергеевна

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: закреплять и расширять знание детей о городе.
Программное содержание: учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать бережное отношение к своему городу.
Предварительная работа: беседа на тему «Как называется наш город, в котором мы живем? Какой он?», рассматривание картинок города «ЗАТО Комаровский», отгадывание загадок по теме.
Материалы и оборудование: иллюстрации с городскими и сельскими пейзажами, домами, иллюстрации с изображением примера московского деревянного и каменного зодчества, раздаточный материал, карандаши.
Планируемые результаты: умеют сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развита любознательность, речь; воспитано бережное отношение к своему городу.

Структура занятия

I

Вводная часть

Беседа
«Воспоминания о лете»

5 мин

II

Основная часть

 

12 мин

1.

Игра

«Разложи картинки»

 

2.

Рассказ

«Как построили город Москву»

 

3.

Работа с пособием

Задание №1

 

4.

Работа с пособием

Задание №2

 

5.

Работа с пособием

Задание №3

 

6.

Работа с пособием

Задание №4

 

III

Заключительная часть

Итог занятия

3 мин

 

Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия

I.Вводная часть
Занятие начинается с воспоминаний о лете.
- Где вы отдыхали летом? (На даче, в деревне)
- Как называется это место? (рассматривание фотографий)
- Чем отличается дачный поселок от деревни? (На дачу приезжают из города отдохнуть, а в деревне люди живут круглый год)
- Из чего построен дом, в котором вы жили летом? Сколько в нем этажей?
- Сколько человек живет в этом доме летом?
- Где вы живете большую часть года? Как называется это место?
- Как выглядит дом, в котором вы живете? Сколько в нем этажей?  Сколько подъездов? Как вы думаете, почему вход в дом называют подъездом? Сколько людей живет в вашем доме? Из чего построен ваш дом?
- Много домой на городских улицах, и все они разные. Как называют
дома, в которых живут люди? (Жилые.)
- А есть дома, в которых располагаются почта, аптека, магазины.
- Вспомните, какие дороги были там, где вы отдыхали? Какие дороги в
городе? Где шире, где уже? (В городе асфальтированные дороги, с
дорожными знаками и светофорами; в деревне грунтовые, без разметок.)
- А чем отличается природа в городе и деревне? (В городе мало травы и цветов, деревья специально сажают вдоль улиц, в парках, скверах, во дворах. В деревне зелени много.)
II. Основная часть
1. Игра «Разложи картинки»
- Ребята, вам нужно разложить картинки на две группы: город и
деревня. Дети в затруднении - не знают, куда положить картинки с царскими
палатами (деревянные дома в несколько этажей.)
- Эти дома сделаны из дерева, значит они должны стоять в деревне?
(Нет, для деревни они очень большие.)
- Эти дома городские? (Не знаем.)
- Сейчас мы живём в современном городе. Но он не всегда был таким.
Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Как выглядел первый Кремль? Какими были дома первых москвичей и как в них жили?
2. Рассказ «Как построили город Москву»
- Послушайте рассказ о том, как построили древний город Москву.
Случилось это давным-давно, на том самом месте, где возвышается теперь краснокирпичный красавец Кремль. Там, на холме, среди сосен стояло несколько деревянных домишек. Под холмом текли быстрые реки. Самая широкая и глубокая, самая быстрая называлась Москва. Вокруг холма были дремучие леса, где зверя дикого водилось видимо-невидимо. Как-то раз из далёкого города на могучем коне прискакал русский князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь в даль, туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю Юрию и зелёный холм, и сосновый бор на нём, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь: быть на этом месте городу и называться ему Москвой (по названию реки).
- Город нужно было защищать. Как вы думаете, от кого? (От диких лесных зверей и врагов.)
- Как можно было защитить город?
- Решил князь Юрий огородить Москву стенами с башнями и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров. Как вы считаете, из чего можно было в те времена построить такие стены? (Из дерева.)
- Взялись москвичи за дело: застучали топоры на холме, закипела работа. Потрудились мастера на славу - построили над рекой Москвой деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала первым Московским Кремлём.
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся. (А.Барто)
- Внутри Кремля стояли дома первых москвичей. Были они в те времена небольшими. Строили их так: сначала рубили деревья, счищали с них кору, сучья, разрубали тонкую вершину. Получались брёвна. Из них-то и «рубили», т.е. строили дома. Назывались они избами.
- Как вы думаете, на что больше похожа Москва в те далёкие времена -
на современный город или на деревню? Почему?
3. Работа с пособием (задание 1)
- Обведите красным карандашом городские дома, зелёным - сельские.
- Расскажите, как вы догадались.
- Сколько подьездов может быть в городских домах?
- Как вы думаете, почему вход в дом называют подъездом?
- Сколько квартир может быть на каждом этаже?
- Сколько людей живёт в городском доме?
- А в деревенском доме, как правило, живет одна семья.
- Как вы думаете, почему эти дома называют жилыми?
- Что, кроме квартир, бывает в жилых домах?
(Магазины, аптеки, мастерские.)
4. Работа с пособием (задание 2)
- С какой стороны картинка, на которой нарисован город (деревня)?
- Таня и Ваня живут в городе, а дедушка с бабушкой - в деревне.
Покажите стрелками, кто где живёт.
Воспитатель объясняет детям, как выглядят стрелки, и учит детей
проводить их в нужном направлении.
5. Работа с пособием (задание 3)
- С какой стороны картинка, на которой нарисован город (деревня)?
(Город - слева, деревня - справа.)
- Как вы догадались?
- Чем отличается дорога на городской улице от дороги в деревне?
- Как называется место рядом с городской дорогой, по которому ходят
люди? (Тротуар.)
- Как это место называется в деревне? (Обочина.)
- Как вы думаете, почему его так назвали?
- Как вы думаете, по какой дороге удобнее ездить?
- Какой сейчас транспорт можно встретить в городе? (Машины.

- А какой в деревне? (Трактор, машину, телегу.)
- Раскрасьте одну машину на деревенской дороге и много - на
городской.
6. Работа с пособием (задание 4)
- С какой стороны нарисован лес?
- Почему вы думаете, что справа?
- Почему в городских парках белки не боятся людей, а в лесу прячутся
от них?
- Какие звери живут в лесу?
- Почему волк, медведь, заяц не могут жить в парке?
- Раскрасьте в городском парке траву тёмно-зеленым, а траву в лесу
светло-зелёным.
III. Заключительная часть
- Можете ли вы сейчас мне сказать, куда положить картинку с
царскими палатами?
- Подумайте, где люди выбирали место для города - вблизи леса или
подальше от него?
- Из чего строили дома в те времена?
- Чем топили печки?
- Где брали еду: грибы, ягоды, орехи, мясо?
- Из чего делали лодки?
- Что нужно было для строительства моста?
- Знаете ли вы, на чём ездили люди раньше? (Летом на телегах, их
сейчас можно встретить в деревнях, зимой на санях.)
- А из чего телеги и сани были сделаны?
- Вот и выходит, что лес кормил, одевал, согревал русский народ. Как
вы думаете, почему люди селились на берегу реки?
- Для чего человеку нужна вода?
- Вот почему город чаще всего стоит на реке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_20.09.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познанию» в средней группе
(4-5 лет)
Тема: «Мы живем в городе
»

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: закреплять и расширять знание детей о городе.
Программное содержание: учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать бережное отношение к своему городу. 
Предварительная работа:
 беседа на тему «Как называется наш город, в котором мы живем? Какой он?», рассматривание картинок города «ЗАТО Комаровский», отгадывание загадок по теме.
Материалы и оборудование:
иллюстрации с городскими и сельскими пейзажами, домами, иллюстрации с изображением примера московского деревянного и каменного зодчества, раздаточный материал, карандаши.
Планируемые результаты: умеют сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развита любознательность, речь; воспитано бережное отношение к своему городу.

Структура занятия

I

Вводная часть

Беседа
«Воспоминания о лете»

5 мин

II

Основная часть

12 мин

1.

Игра

«Разложи картинки»

2.

Рассказ

«Как построили город Москву»

3.

Работа с пособием

Задание №1

4.

Работа с пособием

Задание №2

5.

Работа с пособием

Задание №3

6.

Работа с пособием

Задание №4

III

Заключительная часть

Итог занятия

3 мин

Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия

I.Вводная часть
Занятие начинается с воспоминаний о лете.
- Где вы отдыхали летом? (На даче, в деревне)
- Как называется это место? (рассматривание фотографий)
- Чем отличается дачный поселок от деревни? (На дачу приезжают из города отдохнуть, а в деревне люди живут круглый год)
- Из чего построен дом, в котором вы жили летом? Сколько в нем этажей?
- Сколько человек живет в этом доме летом?
- Где вы живете большую часть года? Как называется это место?
- Как выглядит дом, в котором вы живете? Сколько в нем этажей?  Сколько подъездов? Как вы думаете, почему вход в дом называют подъездом? Сколько людей живет в вашем доме? Из чего построен ваш дом?
- Много домой на городских улицах, и все они разные.
Как называют
дома, в которых живут люди? (Жилые.)
- А есть дома, в которых располагаются почта, аптека, магазины.
- Вспомните, какие дороги были там, где вы отдыхали? Какие дороги в
городе? Где шире, где уже? (В городе асфальтированные дороги, с
дорожными знаками и светофорами; в деревне грунтовые, без разметок.)
- А чем отличается природа в городе и деревне? (В городе мало травы и цветов, деревья специально сажают вдоль улиц, в парках, скверах, во дворах. В деревне зелени много.)
II. Основная часть
1. Игра «Разложи картинки»
- Ребята, вам нужно разложить картинки на две группы: город и
деревня. Дети в затруднении - не знают, куда положить картинки с царскими
палатами (деревянные дома в несколько этажей.)
- Эти дома сделаны из дерева, значит они должны стоять в деревне?
(Нет, для деревни они очень большие.)
- Эти дома городские? (Не знаем.)
- Сейчас мы живём в современном городе. Но он не всегда был таким.
Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Как выглядел первый Кремль? Какими были дома первых москвичей и как в них жили?
2. Рассказ «Как построили город Москву»
- Послушайте рассказ о том, как построили древний город Москву.
Случилось это давным-давно, на том самом месте, где возвышается теперь краснокирпичный красавец Кремль. Там, на холме, среди сосен стояло несколько деревянных домишек. Под холмом текли быстрые реки. Самая широкая и глубокая, самая быстрая называлась Москва. Вокруг холма были дремучие леса, где зверя дикого водилось видимо-невидимо. Как-то раз из далёкого города на могучем коне прискакал русский князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь в даль, туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю Юрию и зелёный холм, и сосновый бор на нём, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь: быть на этом месте городу и называться ему Москвой (по названию реки).
- Город нужно было защищать. Как вы думаете, от кого? (От диких лесных зверей и врагов.)
- Как можно было защитить город?

- Решил князь Юрий огородить Москву стенами с башнями и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров. Как вы считаете, из чего можно было в те времена построить такие стены? (Из дерева.)
- Взялись москвичи за дело: застучали топоры на холме, закипела работа. Потрудились мастера на славу - построили над рекой Москвой деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала первым Московским Кремлём.
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся. (А.Барто)
- Внутри Кремля стояли дома первых москвичей. Были они в те времена небольшими. Строили их так: сначала рубили деревья, счищали с них кору, сучья, разрубали тонкую вершину. Получались брёвна. Из них-то и «рубили», т.е. строили дома. Назывались они избами.
- Как вы думаете, на что больше похожа Москва в те далёкие времена -
на современный город или на деревню? Почему?
3. Работа с пособием (задание 1)
- Обведите красным карандашом городские дома, зелёным - сельские.
- Расскажите, как вы догадались.
- Сколько подьездов может быть в городских домах?
- Как вы думаете, почему вход в дом называют подъездом?
- Сколько квартир может быть на каждом этаже?
- Сколько людей живёт в городском доме?
- А в деревенском доме, как правило, живет одна семья.
- Как вы думаете, почему эти дома называют жилыми?
- Что, кроме квартир, бывает в жилых домах?
(Магазины, аптеки, мастерские.)
4. Работа с пособием (задание 2)
- С какой стороны картинка, на которой нарисован город (деревня)?
- Таня и Ваня живут в городе, а дедушка с бабушкой - в деревне.
Покажите стрелками, кто где живёт.
Воспитатель объясняет детям, как выглядят стрелки, и учит детей
проводить их в нужном направлении.
5. Работа с пособием (задание 3)
- С какой стороны картинка, на которой нарисован город (деревня)?
(Город - слева, деревня - справа.)
- Как вы догадались?
- Чем отличается дорога на городской улице от дороги в деревне?
- Как называется место рядом с городской дорогой, по которому ходят
люди? (Тротуар.)
- Как это место называется в деревне? (Обочина.)
- Как вы думаете, почему его так назвали?
- Как вы думаете, по какой дороге удобнее ездить?
- Какой сейчас транспорт можно встретить в городе? (Машины.

- А какой в деревне? (Трактор, машину, телегу.)
- Раскрасьте одну машину на деревенской дороге и много - на
городской.
6. Работа с пособием (задание 4)
- С какой стороны нарисован лес?
- Почему вы думаете, что справа?
- Почему в городских парках белки не боятся людей, а в лесу прячутся
от них?
- Какие звери живут в лесу?
- Почему волк, медведь, заяц не могут жить в парке?
- Раскрасьте в городском парке траву тёмно-зеленым, а траву в лесу
светло-зелёным.
III. Заключительная часть
- Можете ли вы сейчас мне сказать, куда положить картинку с
царскими палатами?
- Подумайте, где люди выбирали место для города - вблизи леса или
подальше от него?
- Из чего строили дома в те времена?
- Чем топили печки?
- Где брали еду: грибы, ягоды, орехи, мясо?
- Из чего делали лодки?
- Что нужно было для строительства моста?
- Знаете ли вы, на чём ездили люди раньше? (Летом на телегах, их
сейчас можно встретить в деревнях, зимой на санях.)
- А из чего телеги и сани были сделаны?
- Вот и выходит, что лес кормил, одевал, согревал русский народ. Как
вы думаете, почему люди селились на берегу реки?
- Для чего человеку нужна вода?
- Вот почему город чаще всего стоит на реке
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД «Познание» в средней группе

Занятие по теме "Домашние животные"...

Конспект занятия по познанию в средней группе

Конспект занятия по познанию в средней группе «Бумага и её свойства»Цель:  познакомить со свойствами бумаги.Задачи: а) развивать мышление, речь, внимание;б) учить устанавливать причин...

Конспект занятия по познанию в средней группе на тему "Осенние деревья"

Конспект занятия по познанию в средней группе на тему "Осенние деревья"...

Конспект занятия по «Познанию» в средней группе (4-5 лет) Тема: «Какие мы?»

Доминирующая образовательная деятельность: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическ...

Конспект занятия по познанию в средней группе Тема: «В лес за грибами и ягодами»

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое,  художественно-эстетическое.Вид деятельность детей: игровая, коммун...

Конспект занятия по познанию в средней группе Тема: «Фрукты на прилавках магазина»

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое,  художественно-эстетическое.Вид деятельность детей: игровая, коммун...