Конспекты проведения утренней прогулки с детьми раннего и дошкольного возраста в ДОУ
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя группа)

Швыдкина Александра Васильевна

Прогулки в ДОУ по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_progulok.doc477.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты проведения утренней прогулки

с детьми раннего и дошкольного возраста в ДОУ

Санкт-Петербург

2019

Конспект проведения утренней прогулки

для детей раннего возраста (ОСЕНЬ).  

1. Наблюдение за окружающим. Во время прогулки соберите грабельками листья в кучу, подбросьте их вверх, устройте салют из сухих листьев, выложите из сухих листьев картинку на траве, соберите букет листьев.

Поговорите, какие разные бывают листья.

  • Посмотрите туда! Столько разноцветных листьев на земле!
  • Вот ваши грабельки! Давайте сгребать листья!
  • Давайте соберем большую кучу листьев
  • Прыгнем в кучу листьев!
  • Давайте устроим салют из разноцветных листочков!

Можно прочитать стихотворение про листопад:

Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.

2. Подвижные игры 

1) Игра большой подвижности «У медведя во бору»

Цель: совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.

Ход игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка. На противоположной стороне леса живут дети. Взрослый говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Взрослый читает стихотворение:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру

А медведь сидит

И на нас рычит

Когда взрослый скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

2) Игра средней подвижности «Пожалеем зайку»

Цель: вызывать у детей положительную эмоциональную реакцию; учить понимать зависимость между своими действиями и результатом (позаботились о зайце, он не заболел); побуждать и поддерживать самостоятельные высказывания детей. Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Игрушка-заяц, теплый шарф, кусочки морковки и капусты.

Ход игры. Создается ситуация: мокрый заяц сидит под кустом. Хорошо, если дети сами заметят его во время прогулки. Если нет, воспитатель обращает внимание детей на него, спрашивает, кто это. Дети называют: «Зайка, заяц, зайчик». Воспитатель предлагает узнать, что случилось с зайцем. Побуждает детей спросить, помогает им (проговаривают вместе вопрос, повторяют), поддерживает. Изображает разговор с зайцем. Говорит: «Вот что случилось, ребята:

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок (А. Барто)

  • Что сделала хозяйка?
  • Бросила зайку. Бедный зайка промок, ему холодно.
  • Как можно пожалеть зайку? Что нужно сделать чтобы он не заболел?
  • Покормить, согреть
  • Что любит заяц?
  • Морковку, капусту

Предлагает покормить зайца (дети с удовольствием это делают). Далее предлагает согреть зайца, показывает теплый шарф.

  • Чем согреем зайца? Что это?
  • Шарф, теплый шарф
  • Смотрите, ребята, какой веселый стал заяц! Он всем нам говорит «спасибо!»
  • Давайте попросим его станцевать:

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка серый, попляши,

Твои ножки хороши!

Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!

Вот так, топни ножкой,

Вот так, топни ножкой

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Дети поворачиваются

Заинька, попляши, Серенький, попляши!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

-2 раза, руки держат на поясе.

Вот так, попляши, Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов.

3) Игра малой подвижности «Говори»

Цель: учиться удерживать во внимании несколько задач одновременно (поймать мяч, придумать ответ на вопрос, говорить только после слова «Говори»)

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку сыграть в игру с вопросами и ответами, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса нужно бросить мяч, обязательно сделать паузу, а затем сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например, такими:

  • Какого цвета у тебя кофта?.. Говори!
  • На чем ты сидишь?.. Говори!
  • Какое сейчас время года?.. Говори!
  • Как тебя зовут?.. Говори!
  • Сейчас день или ночь?.. Говори!
  • Сколько у тебя ушей?.. Говори!

3. Труд на участке.

Дети сгребают листья грабельками. Уборка игрушек на веранде.

4. Индивидуальная работа с детьми.

  • Игровое упражнение «Прокати мяч» - упражнять в прокатывании мяча друг другу.
  •  Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.

5. Самостоятельная двигательная активность с выносным материалом:

Мячики, грабельки, метелки, формочки и лопатки для песочницы, рули, машинки.

Конспект проведения утренней прогулки

для детей младшего возраста (ЛЕТО).  

1. Наблюдение за окружающим — закрепляем изучения цвета. Подбираем цвета на улице.

  • Нарисуйте мелками цветные прямоугольники на земле. Вы можете нарисовать круги или радугу.
  • Посмотрите вокруг (сад,парк) и подумайте, какие цвета вы можете найти.
  • Смотрите, здесь коллекция листиков и цветочков
  • Сможем ли мы найти в саду растения всех цветов радуги?
  • Какой цвет преобладает в нашей коллекции растений?
  • Какой нравится вам больше всего?
  • Все ли листья зеленые?
  • Ты можешь найти листья, которые не зеленые?
  • Ты можешь описать оттенки (цветов) растений?

Для описания оттенков можно использовать следующие слова: светло-зеленый, темно-синий, ярко-желтый, бледно-розовый...Можно в завершении прочитать стихотворение про цвета лета:

Я рисую лето. А какого цвета?

Синей краской – небо, белой – облака,

Синяя-пресиняя плещется река.

Зеленеет травка в парке за рекой.

Небо я украшу радугой дугой.

Желтой краской – солнце и песок у речки.

Красной краской – розы прямо у крылечка.

2. Подвижные игры 

1) Игра большой подвижности «Поймай лягушку»

Цель: развивать ловкость, координацию, навыки прыжков.

Ход игры.  Рисуем пруд с кустами кувшинок. Дети – лягушки. Воспитатель –

 аист. Воспитатель их ловит – дети прыгают с листа на лист. Аист их «кушает».

  • Мы уже настоящие мастера в рисовании мелом на асфальте, не так ли?
  • Сегодня мы собираемся поиграть и попрыгать. Для начала мы должны обрисовать контуры большого пруда. Нарисуйте несколько крупных кувшинок.
  • Я буду аистом. Аисты едят лягушек, головастиков и жаб. Мои маленькие «лягушата» и «головастики», вы должны будете прыгать с одной кувшинки на другую. Вы можете двигаться вперёд, назад, в  стороны или по диагонали. Но вы не должны прыгать в воду.
  • Берегитесь! Спасайтесь кто может!
  • Прыгайте как лягушки! Проворнее!
  • О, я тебя поймала! Аист тебя съел!
  • Если вы устали, вы можете посидеть на корточках в воде.
  • О, я съела всех лягушек. Я больше не голодна.
  • Теперь поиграем в другую игру. Какая лягушка может прыгнуть выше?Какое интересное соревнование по прыжкам среди лягушек!
  • А кто может квакать громче?
  • Приятного «квакательного» времяпрепровождения!

2) Игра средней подвижности «Лесной волшебник»

Цель. Вспоминать домашних и диких животных, их повадки. Развивается внимание, наблюдательность, фантазия.

Ход игры: Водящий (воспитатель) произносит слова:

Я – волшебник лесной

Пошучу я над тобой

Абра-мабра-умпарам-чу!

Всех я в мишку превращу!

Дети «превращаются» в медведей. Показывают, как они ходят, рычат, пока волшебник не превратит их в другого зверя.

Ребенку надо показывать характерные движения лесных животных, «превращаться» вместе с ним. Например, так.

Волк: кусаемся, «рыщем» по лесу, хмурим лицо.

Заяц: руки-ушки над головой сжимаем-разжимаем, прыгаем.

Птичка: «летаем».

Лиса: потягиваемся ладошками-лапками перед собой.

Ежик: приседаем, фыркаем, идем на корточках, растопыриваем пальцы, как иголки.

Белка: делаем вид, что грызем орешки.

Не стоит давать много животных, лучше, если их будет 5–7, но ребенок будет хорошо ориентироваться, как изобразить каждого зверя.

3) Игра малой подвижности «Верю – не верю!»

Цель: тренируется внимание, сообразительность, учатся ловить мяч.

Ход игры: Воспитатель говорит предложение и кидает ребенку мяч. Если сказанное взрослым – правда и бывает в действительности, то мяч нужно поймать, если такого в жизни не бывает, то отбросить.

Лучше давать серию верных высказываний, а за ним 1–2 неверных. Так игра проходит более динамично, а внимание ребенка тренируется интенсивнее (нужно противостоять формирующейся привычке все время ловить мяч). В эту игру можно играть без мяча: хлопать в ладоши, когда сказанное верно, и не хлопать, когда сказанное — неправда.

  • Птицы умеют летать.
  • Коровы умеют мяукать.
  • Кузнечик умеет прыгать
  • Люди ходят на голове.
  • Девочки носят юбки.
  • Мальчики носят платья.
  • Весной тает снег.
  • Трава синего цвета.
  • Снег белого цвета.
  • Шоколад на вкус сладкий.
  • Дождь идет вверх.

3. Труд на участке.

Подмести участок от мусора, взрыхлить песок в песочнице.

4. Индивидуальная работа с детьми.

Игра в песочнице, игра в мяч, выдувание мыльных пузырей.

5. Самостоятельная двигательная активность с выносным материалом:

Игрушки, лопатки, совочки, ведерки, формочки, мячи, мыльные пузыри, мелки.

Конспект проведения утренней прогулки

для детей среднего возраста (ЗИМА).  

1. Наблюдение за окружающим Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом и заметить, как изменилась береза.

  • Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега!
  • Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.

Рассказать детям, что (когда холодно, мало света и влаги) листьев на деревьях не может быть.

  • Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой?
  •  Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).
  • Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку; утепляет ствол березы. После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою,

И стройные сосны и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

2. Подвижные игры 

1) Игра большой подвижности «Мы веселые ребята»

Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Ход игры. Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят:

  • «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три –  лови!»

 После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда –  бег между предметами.

2)Игра средней подвижности «Кто быстрее залепит круг»

Цель: развивать меткость, командную работу.
Ход игры. На игровой площадке кладут два обруча или чертят два небольших круга –цели для по я. Для детей готовят снежки. Участников делят на две группы. Каждая группа становится возле своего круга (расстояние от него до каждого участника должно быть 1,5 м). По сигналу дети начинают бросать снежки в круг, стараясь залепить всю его площадь. Побеждает группа, которая сделала это первая.

 3) Игра малой подвижности «Передай снежок»

Цель: развивать ловкость, внимание, учиться действовать по сигналу.
Ход игры. Дети становятся в 2 шеренги напротив друг друга. Первые игроки получают по снежку. По свистку передают снежок из рук в руки вдоль шеренги. Последний ребенок в шеренге, когда снежок окажется у него в руках, поднимает его вверх. Игра повторяется, только снежок передают в обратную сторону.

3. Труд на участке.

Сбор снега для постройки.

4. Индивидуальная работа с детьми.

  • Дети лепят снежки и упражняются в их подбрасывании. Бросают двумя руками, правой и левой рукой по очереди.
  • Дети строят из снежков крепость.

     

5. Самостоятельная двигательная активность с выносным материалом:

Игрушки, лопатки для снега и для творческой деятельности, ледянки, палочки для измерения глубины снега.

Конспект проведения утренней прогулки

для детей старшего возраста (ЛЕТО).  

1. Наблюдение за окружающим – изучаем созвездия. Созвездия на асфальте (либо нарисованы на земле).

  • Давайте отправимся в путешествие в космос сегодня!
  • Что мы можем увидеть, когда вглядываемся в космос? Мы можем найти много вещей, таких как астероиды, галактики, кометы, планеты и, конечно же, звезды. Группы звезд формируют созвездия.
  • Давай нарисуем некоторые из них мелками.
  • Выберите карточку с созвездием, которое нравится. Попробуйте его воссоздать на земле с помощью камней.
  • А теперь можем с помощью мелка нарисовать линии между камнями.
  • Фантастика!
  • А теперь давайте отправимся в путешествие в открытый космос!

1. Большой Пес (Звезда Сириус). 2. Малая медведица (Полярная звезда). 3. Волопас (Звезда Арктур). 4. Большая медведица

2. Подвижные игры

1) Игра большой подвижности «Волк, который час?»

Цель: Игра помогает формировать ориентировку в пространстве, приучает действовать по сигналу, развивает ловкость, внимание.
Ход игры: Сначала надо отработать с детьми фразу, необходимую для проведения игры. Вопрос «Который час?». Ответ: 1 час, 2 часа и так далее. Выбирается вода (волк), он отходит от игроков и отворачивается. Игроки спрашивают у волка сколько времени. Волк может называть числа (часы) от 1 до 12. Игроки должны сделать к волку столько шагов, сколько было названо часов. Когда волк отвечает: «Время обеда!», игроки разворачиваются и убегают на исходную позицию. Цель волка – поймать кого-нибудь себе на обед. Если волк заденет ребенка до того, как тот достигнет стены, он становится новым волком.

  • Давайте выбирать, кто будет водить в этой игре.
  • Давайте нарисуем линию на земле/отметим линию палочками или листьями
  • Слева от этой линии/за линией будет ваш «домик», где вы будете прятаться
  • Волк (водящий) отходит и отворачивается.
  • Спрашивайте «Волк, который час?». Волк отвечает и вы делаете шаги.
  • Как только волк скажет «Время обедать!», вы должны убегать к старту как можно быстрее.
  • Если волк до кого-нибудь дотронется, то тот станет волком в следующий раз.

2) Игра средней подвижности «Геометрический лабиринт»

Цель: выучить (вспомнить) названия геометрических фигур, развивать внимание, ловкость.

Ход игры: Рисуем рядами геометрические фигурки на асфальте. Просим детей перебраться на другую сторону самыми разными способами: наступая только по квадратам, прыгая только по кругам, кружась только по треугольникам и т.п.

  • Давайте возьмем мелки и нарисуем свой собственный лабиринт из фигур.
  • Какие фигуры вы знаете?
  • Квадраты, круги, треугольники, овалы, прямоугольники, ромбы
  • Теперь давайте нарисуем геометрические фигуры. Можно чертить разные или сосредоточиться на какой-нибудь одной фигуре.
  • Становимся по несколько человек в первый ряд на любые фигуры. Теперь нужно перебраться на другую сторону, используя только выбранные фигуры.
  • На старт, внимание, марш!
  • Поворачивайтесь/танцуйте/шагайте с закрытыми глазами/хлопайте во время шагов/считайте все фигуры, на которые наступаете…

3) Игра малой подвижности «Назови одним словом»

Цель: активизировать словарный запас, развивать образное мышление, логику.

Ход игры: Взрослый перечисляет предметы, дети должны подобрать к ним обобщающее слово.

Примеры следующие:

Назови  одним словом:

  • тапочки, ботинки, кроссовки, сандалии (обувь);
  • топор, пилу, молоток, лопату (инструменты);
  • спальню, гостиную, детскую, кухню (комнаты);
  • крем, лак, тени, помаду (косметика);
  • гараж, сарай, дом, избу (здания);
  • Новый год, 8 Марта, День рождения, Пасху (праздники);
  • старушку, младенца, мужчину, ребенка (люди);
  • Марию, Владимира, Анастасию, Евгения (имена);

3. Труд на участке.

Очистить участок от веток и камней, сбор мусора на участке.  

4. Индивидуальная работа с детьми.

  • Хождение по шнуру (сохранять равновесие, держать осанку).
  • Прыжки в длину с места
  • Прыжки через скакалку

5. Самостоятельная двигательная активность с выносным материалом:

Шнур, скакалки, мячи, мелки, «летающие тарелки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения утренней прогулки для детей раннего возраста (ОСЕНЬ)

План проведения утренней прогулки для детей раннего возраста....

Методическая разработка конспект проведения утренней прогулки для детей старшего дошкольного возраста (ЗИМА).

Конспект проведения утренней прогулки для детей старшего дошкольного возраста (ЗИМА)....

Примерный план проведения утренней прогулки для детей раннего возраста (ЗИМА)

Примерный план проведения утренней прогулки для детей раннего возраста (ЗИМА)...