Технологическая карта образовательной ситуации «Узнай все о себе, воздушный шарик»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рублева Юлия Владимировна

Технологическая карта образовательной ситуации «Узнай все о себе, воздушный шарик» разработана для детей 4-5 лет. Цель: формирование у детей представлений о резине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdushnyy_sharik.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной ситуации «Узнай все о себе, воздушный шарик»

Рублева Юлия Владимировна,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

Узнай все о себе, воздушный шарик.

Цель

Формирование у детей представлений о резине.

Задачи

Обучающие:

- дать представление о резине и ее свойствах (растягивается, водонепроницаемая, эластичная, прочная, окрашивается), находить резиновые предметы в ближайшем окружении;

- формировать умение выделять признаки предмета, делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности;

- учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом его использования.

Развивающие:        

-  развивать психофизические качества детей: память, внимание, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;

-  развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к художественным видам творчества;

- развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца.

Материал

Демонстрационный:

- Красивая коробка, воздушный шарик, мешочек с предметами (из дерева, резины, пластмассы), интерактивная доска, бейджики, карточки-рисунки с изображением различного состояния резины, 3 магнитные доски, магнитики.

Раздаточный:

- Тонкие и толстые полоски резины, шарики, перчатки,  игрушки,  тазики  с  водой, ластики, массажные мячики, карточки «солнышки» и «тучки».

Предполагаемый результат

- знают свойства резины.

Этапы

мероприятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь …)

- Здравствуйте, ребята.

-  Давайте в начале нашего занятия поделимся друг   с   другом   хорошим настроением. (Передаем по кругу мячик и желаем доброго утра.)

- У меня для вас есть подарок.

- Как вы думаете, что в этой красивой коробке?

- Тогда предлагаю отгадать загадку:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел за облака.

- Молодцы! Это воздушный шарик.

- Как вы думаете, какое у него настроение?

- Почему вы так решили?

- Как вы думаете, почему шарик грустный?

(На шарике наклеен грустный смайлик.)

- Шарик мне шепнул, что его грусть от того, что он совсем ничего не знает о себе.

- Можем ли мы помочь ему?

Постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

- А что вы можете сказать о шарике?

- Вы знаете, из чего он сделан? (Из резины)

Игра «Чудесный мешочек» (Ребенок берёт предмет, называет материал, из которого он сделан и кладет на поднос).

- Ребята, а теперь поднимите карточки с предметами из резины.

- Мы показали шарику предметы из резины.

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

- А что вы знаете о резине? (Ответы детей)

- Что бы вы хотели о ней узнать?

- Это ваши предположения, или гипотезы. Их нужно проверять.

- Ребята, предлагаю нам побольше узнать о резине, а потом рассказать о ней шарику.

- Если согласны, тогда идём в лабораторию.

- Вы знаете, что такое лаборатория?

- Как называют людей, которые там работают?

- Чем они занимаются в лаборатории?

- И я предлагаю побыть вам лаборантами (учёными, исследователями).

- Но прежде, чем отправиться в лабораторию, хочу вам сказать, что в лаборатории существуют определённые правила поведения, которые необходимо соблюдать.

- Может, кто-то из вас знает эти правила и расскажет их нам?

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания (способа действия)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

На первом столе лежат разноцветные резиновые полоски.

- Посмотрите на кусочки резины.  

- Что вы можете о них сказать?

- Какого они цвета?

- Какой вывод мы могли бы сделать?

- Да, я с вами согласна, резина бывает разного цвета – это первое свойство резины.

- Как одним словом мы можем назвать это свойство?

- Разноцветная – произнесём это слово вслух.

- Где использую это свойство резины? (разноцветные шарики, игрушки, мячики).

На магнитной доске детям нужно выбрать картинку, обозначающую первое свойство резины и отнести ее к шарику.

- А что произойдёт, если эти резиновые полоски потянуть за концы?

- Как вы думаете, почему одна полоска растянулась хорошо, а другая – плохо?

- Да, одна полоска тонкая и хорошо растягивается, а другая – толстая, растягивается плохо.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Тонкая резина хорошо тянется, она упругая, эластичная, а толстая резина менее эластична, плохо тянется.

- Ребята, эластичность – это ещё одно свойство резины.

 - Где использую это свойство резины? (надувают шары, шины)

- Эластичность – произнесём это слово вслух. (Надуть-сдуть шарик.)

На магнитной доске детям нужно выбрать картинку, обозначающую второе свойство резины и отнести ее к шарику.

На втором столе лежит два не надутых шарика, лейка с водой, пустая чашка (чтоб не налить воду на стол), чашка с водой, предметы из резины (ластики, воздушный шарик надутый).

- Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы узнать следующее свойство резины.

- Да, нам нужно провести опыт с этими предметами.

- У кого какие идеи?

- Хорошо, давайте попробуем надуть шарик.

- Что у него внутри?

- Если внутри шарика воздух, значит, шарик какой? (Воздушный)

- А как вы думаете, что будет с предметами, если опустить их в воду эти предметы?

- Что с ними произошло?

- Почему ластик утонул, а шарик нет?

- Предметы, в которых воздух, не тонут. Резина не пропускает воздух - это ещё одно свойство резины.

На экране появляется картинка, обозначающая третье свойство резины - воздухонепроницаемость. 

- Где использую это свойство резины? (Надувают шары, шины, ватрушку.)

На магнитной доске детям нужно выбрать картинку, обозначающую первое свойство резины и отнести ее к шарику.

- Чтобы узнать следующее свойство резины, нужно провести опыт.

- Ваши предложения?

- Предлагаю одеть перчатки и окунуть руку в воду, снимите перчатку. Какая рука? (Сухая)

- Резина не пропускает воду – это ещё одно свойство резины.

На экране появляется картинка, обозначающая четвёртое свойство резины (водонепроницаемость).

- Где использую это свойство резины? (Резиновые сапоги)

На магнитной доске детям нужно выбрать картинку, обозначающую первое свойство резины и отнести ее к шарику.

- А хотите, я открою вам секрет резины?  У неё есть враги.  Это -  острые предметы.  Назовите их?  Очень много у шариков врагов…

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний  и умений

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами

- Дети, есть ли у нас в группе предметы, сделанные из резины? (Да!)

- А давайте их найдем!

Дети находят и приносят, показывают и называют предметы.

- Давайте, дети поиграем!

Пальчиковая гимнастика (с массажными мячами)
Я мячом круги катаю,
Взад- вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

Интерактивная игра «Отгадай загадку, найди отгадку»

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

- Ребята, давайте теперь расскажем воздушному шарику, что мы узнали о нем.

(Дети рассказывают, опираясь на картинки)

- Ребята, у нас получилось помочь шарику?

- Как вы думаете почему?

- Что было трудным именно для тебя?

- Что понравилось больше всего?

Детям предлагается взять солнышко или тучку. Далее каждый ребенок должен подойти к доске и прикрепить на неё тучку, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, солнышко, если его опасения были напрасны.

- Шарик в благодарность за нашу работу дарит вам вот такие шарики. Выбирайте. Играйте. (Звучит музыка, дети играют в шарики).

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?

Создать ситуацию успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1 (технология системно - деятельностного подхода) Группа ___средняя_ Узнай о себе, воздушный шарик.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ №1(технология системно - деятельностного подхода)Группа ___средняя_ Тема ОСУзнай о себе, воздушный шарик.Культурна практикаПознавательно-исследовате...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)

Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)

Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)

Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)

Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...

Конспект организованной образовательной деятельности "Узнай всё о себе, воздушный шарик"

Образовательная область "Познавательное развитие"Раздел "Ознакомление с природным миром"...