Конспект занятия по экологии "С какого дерева листок?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зотева Надежда Леонидовна

Конспект занятия разработан для педагогов ДОП по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_kakogo_dereva_listok.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«С какого дерева листок?»

Программное содержание: Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Закреплять знания детей о листопаде, осенних деревьях. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материал: Объекты экологической тропы: береза, рябина, клен, сосна. Осенние листья разных деревьев. Корзина с осенними листьями.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На вашем участке я обнаружила эту корзину. Как вы думаете, от кого она и что в ней лежит?

Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку): «Здравствуйте, ребята! Если вы читаете это письмо, значит, нашли мою корзинку. От ваших воспитателей я слышал, что вы очень умные и любознательные ребята. Я для вас приготовил задание. В моей корзине лежат осенние листочки. Вам необходимо отыскать на нашей с вами экологической тропе то дерево, с которого этот листочек упал и вспомнить его название. Я надеюсь, что вы справитесь со всеми трудностями. Ваш Старичок – Лесовичок»

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы выполнить интересное задание Старичка – Лесовичка? Тогда в путь.

 Воспитатель вместе с детьми идут по экологической тропе. Воспитатель читает стихотворение.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...  

Ребята, скажите, а когда опадают с деревьев листья? (Осенью)

Верно! А, как называется явление, когда листья падают с деревьев? (Листопад)

Молодцы, ребята!

Посмотрите, какие высокие деревья. Интересно, как они называются? (Подходят к кленам)

 Может быть, листья в корзине нам помогут вспомнить эти деревья. Давайте сравним листья с дерева и лист с корзины. Какие листочки похожи? (Выбирают кленовый лист)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут загадка:

Был зелёный летом,

Осень изменила,

Ярким,  жёлтым цветом

Крону всю покрыла.

Листья, как короны

У чего? У … (Клёна)

Молодцы! Клён легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.

Клен встречает самым первым

Осени приход.

Кружит в воздухе веселый

Листьев хоровод,

Землю быстро укрывает

Золотым ковром —

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном.

Дети собирают листочки.

Воспитатель: Ребята, а давайте, сделаем для Старичка – Лесовичка, гербарий, чтобы он понял, что мы, действительно, справились с его заданием. (Коллекция засушенных растений, но в нашем случае листьев). Приклеивают кленовый листок на альбомный лист.

 Воспитатель: Отправляемся дальше. Смотрите, впереди нас еще одно необычное дерево. Давайте, снова сравним листья с дерева с листочками из корзины Старичка – Лесовичка. (Дети находят листок, воспитатель читает загадку):

Много ягодок - огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная ... (Рябина)

Давайте поближе познакомимся с рябиной. Теневыносливое, морозостойкое растение. Плоды рябины округлой формы, красные, горькие. И только подмороженные они вполне съедобны и даже вкусные. Зимой в отличие от некоторых деревьев у рябины много работы. Ей нужно накормить всех голодных птиц. Зимой трудно птицам достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. На пир слетаются синицы, дрозды, снегири и другие зимующие птицы. Поэтому рябину называют птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери: белки, кабаны, куницы. Рябина наделена волшебной силой. Ветка с ярко-красными ягодами способна защитить человека от всякого бедствия. А еще дерево помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты, делают квас, настойки. 

Рябина кудрявая,  листочки узорные,
Твои ягоды красные  все горят светофорами
Царица осенняя,  рябина - красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.

Воспитатель: Давайте и рябиновый лист соберем для нашего гербария. (Приклеивают лист). Отправляемся дальше выполнять задание Старичка – Лесовичка. 

Ой! Посмотрите,  какие красивые деревья! Но на них совсем нет листочков!  

Кто из вас знает, как называются эти деревья?

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

Но в иголках круглый год. (Сосна)

Посмотрите, в корзинке тоже иголки. Ох,  и хитрый Старичок – Лесовичок! Запутать нас хотел!

  Сосна – вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий.   Сосна — древнейший лекарь. У нее  целебная хвоя! Смола сосны с давних времен была непременным компонентом лечебных составов.

Воспитатель: Давайте, и иголки возьмем для гербария! (Приклеивают иголки)     

Посмотрите, вот и последний листок остался в корзине! Интересно, с какого он дерева.

(обращает внимание детей на березу)

Ребята, а это что за золотое дерево? (Читает загадку детям)

Что за белая красавица
Разместилась на полянке,
Птичкам многим она нравится
Стоит в зеленой шляпке.
Ну, а под шляпкой у нее
Красивые сережки.
А осенью она потом.
В золотой одежке… (Берёза)

У нас в России очень много берез. Полюбуйтесь на них – наши белоствольные красавицы. Красива наша березка в любое время года. Недаром русский народ выбрал березку символом нашей Родины. Это единственное в мире дерево с белой корой. Посмотрите, какая белоснежная кора у этих берез. А на коре есть черные полосочки – их называют чечевички. Береза живет долго: до 250 лет. Её высота может достигать 30 метров. И растет береза быстро: за 25 лет она может вырасти с пятиэтажный дом. Ствол у березы даже в сильную жару не нагревается, поэтому в жаркий летний день в березовой роще прохладно. Березы всегда дружили с людьми. Раньше не было электричества, и избу освещали лучиной. При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.  А еще березовыми дровами топят печи, потому что это самые жаркие дрова. 

Ребята, а еще у нас в России почти у всех есть бани. Скажите,  чем парятся в банях?

Правильно! Это березовые веники. Ими парятся в бане. Распаренные листья березы выделяют эфирные масла, которые очень хорошо влияют на кожу человека. 

А еще, ребята, в Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Береста – это прочный непромокаемый материал, не поддающийся гниению. Береста была дешевле бумаги, поэтому была доступна всем людям.

Ребята как вы думаете, много пользы приносит людям береза?

Береза лечит. Береза замечательна тем, что все в ней полезно для человека.

-Лечат березовые почки.

-Лечат листья.

-Лечат даже сережки (березовые цветы)

- Очень хорошим лекарством является и березовый гриб – чага.

-В медицине применяют мази и настойки, отвары. Из березы делают деготь, он обладает противомикробным действием. Угольные таблетки помогают чистить желудок.

Береза, действительно, лечит человека. Это уникальное дерево!

И березовый листок мы возьмем для гербария!

Вот и справились мы с заданием Старичка – Лесовичка. Отыскали все деревья, листочки которых лежали в корзинке.

 

Воспитатель: Думаю, рад будет Старичок – Лесовичок! Гербарий наш мы в альбом вклеим! А в группе от него вас ждет сюрприз! (Раскраски)

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево на берегу озера"

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе...

Конспект занятия по рисованию "Осеннее дерево и ель"

Конспект заняти по рисованию в средней группе...

конспект занятия в старшей группе "Деревья родного края"

Познавательное занятие о деревьях(осина, берёза, ель, сосна)....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЗОЖ : "КАКИЕ МЫ?"

Конспект занятия по ЗОЖ тема: «Какие мы?»Программное содержание:1. Закрепить и уточнить представления детей о частях лица. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и...

Конспект занятия по рисованию" Осеннее дерево"

Учить правильно подбирать цвета. Видеть красоту в разных временах года....

Конспект занятия на тему: «Какой я и каким я хочу быть?»

Цели и задачи:Развивающие: развитие наблюдательности, зритель­ного внимания и памяти, развитие словесно-логического мышления (операций сравнения), овладение приемами творческого мышления, развитие воо...