Занятие по познавательному развитию на тему "В гости к хозяйке луга"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Занятие по познавательному развитию в средней группе  "В гости к хозяйке луга" тема- насекомые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «В гости к хозяйке луга»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие, развитие речи.

Цель занятия: Расширять представления детей о разнообразии насекомых.

Задачи занятия:

Образовательные:

- Закреплять знания о строении насекомых;

- Учить отгадывать загадки о насекомых.

Развивающие:

- Развивать диалогическую речь детей, слуховое и зрительное внимание, познавательные интересы;

- Развивать двигательную активность детей.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое и бережно относиться к классу насекомых.

Активный словарь: Луг, насекомые, бабочка, кузнечик, пчела, жук-носорог, стрекоза, божья коровка, муравей, шмель, комар, гусеница, богомол, паук, части тела (голова, грудь, брюшко), усики, глаза, рот, лапки.

Подготовительная работа: Рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов, энциклопедий. Чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки. Дидактические игры.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: игрушечные фигурки насекомых: бабочка, кузнечик, божья коровка, жук-носорог, пчела, стрекоза; импровизированный луг с паутиной, пауком, цветами, травой; картинки насекомых; магнитная доска, музыкальное сопровождение, подушки.

Раздаточный: картинки с насекомыми на каждого ребёнка, фонарики.

Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей и предлагает поздороваться с ними.

Воспитатель: 

Ребята, вы любите путешествовать? Я хочу вам предложить отправиться на сказочный луг. Хотите? А кто знает, что такое луг? (ответы детей)

Да, луг – это такое место, где нет деревьев, а есть много разных трав и цветов. А еще на лугу живут маленькие жители.

У Луга есть хозяйка, она следит за порядком.  А зовут её Королева Луга.

Вот перед нами тропинка, с кочками, она приведёт нас к лугу. Пойдёмте!

Мы по кочкам пройдем,

На лужок придем.

Дети подходят к импровизированному лугу. Воспитатель надевает шапочку маску.

Воспитатель:

Ребята, я Королева Луга.

Посмотрите, что-то на моей поляне не так.  Ребята, что здесь случилось? (ответы детей)

Огромный паук захватил маленьких жителей луга в свою сеть. А что бы их освободить нужно отгадать загадки, которые паук приготовил для нас.

Вы готовы помочь маленьким жителям луга и освободить их? (ответы детей)

Ну тогда присаживайтесь поудобнее на моей лужаечке и слушайте первую загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся.

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Молодцы ребята, правильно это бабочка.

Слушайте вторую загадку.

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.

(Пчела)

Правильно пчела. Молодцы. А сейчас третья загадка.

У воды она летает,

Насекомых ртом хватает, 

Есть огромные глаза,

С телом длинным…

(Стрекоза)

Отлично. Это стрекоза, правильно.

Следующая загадка, будьте внимательны.

С ветки на тропинку,

С травки на былинку,

Прыгает пружинка-

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

Да, это кузнечик, молодцы. Пятая загадка.

Одевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это… (Божья коровка)

Правильно, это божья коровка. Ну и последняя загадка, самая сложная.

Насекомое, не зверь,

Прилетит на свет к вам в дверь.

У него всего шесть ног,

Два крыла и острый рог.

Днём обычно спит в дупле

Или в травке на земле.

В сумерки, под вечерок

В лёт стремится ...

                (носорог)

Молодцы ребята, это Жук-носорог.

Королева Луга: 

Мы свами справились и отгадали все загадки. Так кто же эти маленькие жители луга? Как их назвать одним словом?

(ответы детей. Насекомые)

Королева Луга: 

Правильно, насекомые. Подходите ребята к паутине и освобождайте их.

(Дети подходят к сетке, открепляют от нее насекомое в фольге, разворачивают)

Королева Луга: 

Ребята, а вы знаете, ведь паук наших насекомых от обиды захватил в свою сеть. Ему сказали, что он не насекомое. А вы как думаете, паук - это насекомое?

(ответы детей)

Ученые считают, что пауки — это не насекомые, а класс паукообразных.

У паука 8 лап и это самое главное отличие от насекомых.

Королева Луга: 

Вернёмся на свои места. Присаживаемся. Посмотрите на насекомых, которых мы освободили. Скажите, что общего есть у всех?

(Ответы детей.)

У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног. На голове есть глаза, усики и рот.

Королева Луга: 

А чем насекомые отличаются друг от друга?

(Ответы детей)

Они все разного цвета и величины. У всех насекомых разные глаза, усы и рот. А еще, у одних насекомых есть крылья, а у других нет, например, у муравья крыльев нет.

Какие удивительные и разнообразные насекомые!

Королева Луга: 

Вот у Божьей коровки, посмотрите, красивая и яркая внешность. Какого цвета божья коровка?

(ответы детей) красный или оранжевый цвет.

Королева Луга: 

Она имеет красный или оранжевый цвет, а спинка расписана чёрными точками.

Их количество бывает от двух до тридцати. Форма тела круглая, сверху выпуклая.

Королева Луга: 

А у Стрекозы на голове два огромных глаза, а шея короткая. А сколько крылышек у стрекозы?

(ответы детей) четыре

Королева Луга: 

У нее четыре прозрачных крылышка и в полете некоторые стрекозы так жужжат, что могу даже напугать. Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку.

Королева Луга: 

А вот бабочки бывают разного цвета и разных размеров. В основном бабочки летают днем, ночью же они предпочитают спать.

Королева Луга: 

У пчелки туловище полосатое – с жёлтыми и чёрными полосками.

Королева Луга:

 А крылышки у пчёл, какого цвета?

(ответы детей) Прозрачные.

Королева Луга:  

Правильно. Крылья у неё прозрачные. В полёте она их расправляет в стороны.

Королева Луга:

Посмотрите на кузнечика.  Какие у него два больших глаза, будто выпучил он их. И длинные - длинные тонкие усики.

А как вы думаете у кузнечика есть крылышки?

(ответы детей)

Королева Луга:

Кузнечик имеет две пары крыльев – передние и задние, с помощью которых он поднимается в воздух и перелетает на небольшие расстояния.

Королева Луга:

А как вы думаете, почему жука называют носорог?

(ответы детей) на голове изогнутый рог.

Королева Луга:

Правильно, у Жука на голове изогнутый рог. Жук-носорог не любит активничать днем. Пока светит солнышко, он прячется в дупле какого-нибудь дерева или под камешком. Когда же начинает темнеть, жучок выползает из укрытия, расправляет крылышки и взлетает, гудя, словно вертолет.

Королева Луга:

Ребята, я очень люблю своих маленьких жильцов и прошу вас настоящих насекомых не трогать руками. Ими можно любоваться и тихонько наблюдать за ними. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела.

А сейчас я предлагаю наших насекомых поселить на моем лугу. (Дети берут насекомых - игрушки и размещают их на лугу)

Королева Луга: 

Ну вот все маленькие жильцы на своих местах и отдыхают. А вам ребята я предлагаю размяться и потанцевать.

Физкультминутка.

Королева Луга: 

Ребята, пока мы танцевали паук опять за вредничал. Он всех насекомых перепутал. Надо помогать маленьким жителям. Поможем?

(ответы детей) да.

Королева Луга: 

Проходите к столу. Предлагаю вам разбиться на пары и сесть друг с другом рядом. Перед вами лежат картинки полянок, где в траве паук спрятал насекомых. Ребята, будьте внимательны, паук спрятал не только насекомых, которых мы освободили, но и других. Ведь у меня на лугу много маленьких жителей. Вам надо их будет найти. А я подготовила для вас подсказки, вот эти картинки насекомых, которых спрятал паук.

Сейчас я вас превращу в настоящих волшебников и дам вам в помощь волшебные фонарики. Посветив с обратной стороны на картинку, мы сможем узнать, кто спрятался в траве на лугу.

Дидактическая игра с фонариком «Кто спрятался?»

Королева Луга: 

Отлично, все насекомые угаданы, с заданием мы справились. Ребята, как вы думаете, насекомые чем еще могут отличаться друг от друга кроме внешнего вида?

(ответы детей)

Королева Луга: 

Да, еще насекомые по-разному передвигаются. Предлагаю вам поиграть.

Подвижная игра «На полянку шли, насекомых нашли»

Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят:

 «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки покажи… (Имитируют движения бабочки.)

Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение кузнечика покажи» … (Имитируют движения кузнечика.) 

Далее: «На полянку шли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение муравья покажи» … (Имитируют движения муравья.)

Ну что ребята, наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться.

Вот перед нами тропинка, с кочками.

Мы по кочкам пройдем,

В детский сад придем.

Воспитатель снимает шапочку маску.

Воспитатель:

Ну вот мы и в группе. Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, у кого мы были в гостях?

(ответы детей) у Королевы Луга.

Воспитатель:

С какими насекомыми вы познакомились?

(ответы детей) Бабочка, пчела, жук-носорог, кузнечик и т.д

Воспитатель: 

- Что общего есть у всех насекомых?

(ответы детей)  У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног.

Воспитатель: 

- Чем насекомые отличаются друг от друга?

(ответы детей) У одних насекомых есть крылья, а у других нет. Они все разного цвета и величины. У насекомых разные глаза, усы и рот. По-разному передвигаются.

Воспитатель: 

- Молодцы! Ребята, сегодня на занятии вы все старались. А что вам понравилось больше всего. А были трудности?

Чтобы вы помнили о встрече с Хозяйкой Луга, я хочу подарить вам картинки с изображением насекомых, а вы их раскрасите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Нолик в гостях у ребят"

Конспект НОД " Нолик в гостях у ребят" для детей старшей группы детского сада с использованием современных образовательных технологий....

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: «В гости Капелька пришла»

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бес...

Занятие по познавательному развитию "Снеговик в гостях у детей"

Конспект занятия по познавательному развитию. Цель занятия: Продолжать знакомить  детей со свойствами снега. Задачи занятия: Формировать первичные представления об окружающей природе в зимне...

Образовательная область «Познавательное развитие») Тема: «В гостях у хозяйке луга»

расширять представления детей о разнообразии насекомых; закреплять знания о строении насекомых; учить отгадывать загадки о насекомых ;систематизировать знания  детей в области охраны природы....

конспект занятия по познавательному развитию "Солнышко в гостях"

конспект занятия по познавательному развитию "Солнышко в гостях"...