Консультация для воспитателей "Организация исследовательской деятельности"
консультация (старшая группа)

Хисматуллина Зульфира Шакировна

  В дошкольный период происходит формирование многих умений, способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей, направляя их деятельность в нужное русло, педагоги могут с большим успехом вызывать желание ребёнка активно исследовать и познавать окружающий мир. Ребенку бесполезно просто говорить о пользе познания, исследования, если не существует их реализации в действиях окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.ppt887 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Подготовила : Хисматуллина Зульфира Шакировна Муравленко, 2023г.

Слайд 2

« …Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Понятия: Экспериментирование (практикум) Проектная деятельность Исследовательская деятельность

Слайд 4

Экспериментирование: Иллюстрация тех или иных законов природы (живой или неживой). Это важный компонент структуры исследовательской деятельности, т.е. её часть.

Слайд 5

Последовательность детского экспериментирования: Проблемная ситуация Целеполагание Выдвижение гипотез Проверка предположения Формулирование выводов

Слайд 6

Проектная деятельность: Предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, ясное формулирование и осознание проблемы , выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. В проекте важен результат - готовый продукт деятельности

Слайд 7

Проект = 5П + П П роблема П роектирование (планирование) П оиск информации П родукт П резентация + П ортфолио – папка, в которой собрано всё по данному проекту

Слайд 8

Исследовательская деятельность : Деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность должна быть свободной , практически нерегламентированной какими-либо внешними установками, в ней больше места для импровизации.

Слайд 9

Структура исследовательской деятельности: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) Выдвижение гипотезы Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных

Слайд 10

Тематическое содержание исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойства Коллекционирование (классификационная работа) Путешествие по карте (пространство мира) Путешествие по «реке времени» (историческое время)

Слайд 11

Факторы, «запускающие» исследовательскую мотивацию: Новизна объекта или явления Сложность объекта или явления Информационный конфликт

Слайд 12

Формы работы: Групповая Подгрупповая Индивидуальная

Слайд 13

Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Методика проведения учебных исследований в детском саду: Методика проведения тренировочных занятий Методика проведения самостоятельных исследований

Слайд 14

Создание уголка «Маленький исследователь»: Материалы и приборы Карточки с символическими изображениями «методов исследования» Карточки с изображениями «темы исследования» Карандаши и фломастеры + маленькие листочки

Слайд 15

Карточки «методов исследования»

Слайд 16

Карточки с изображением тем исследования

Слайд 17

Последовательность: Подготовка Проведение тренировочного занятия Выбор темы , используя карточки «темы исследования» Составление плана исследования, используя карточки «методов исследования» Сбор материала, следуя составленному плану, фиксируем схематично в виде пиктограмм Обобщение полученных данных , выделяя главное, отмечая второстепенное Доклад с обязательным обсуждением

Слайд 18

Правила сопровождения детского исследования Всегда подходите к проведению работы творчески. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

Слайд 19

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников Умение видеть проблемы Учимся выдвигать гипотезы Учимся задавать вопросы Учимся давать определения понятиям Учимся классифицировать Учимся наблюдать Познание в действии, или как провести эксперимент Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное Учимся делать выводы и умозаключения

Слайд 20

У мение видеть проблемы « Посмотрите на мир чужими глазами» «Составьте рассказ от имени другого персонажа» «Составьте рассказ, используя данную концовку» «Сколько значений у предмета» «Назовите как можно больше признаков предмета» Наблюдение как способ выявления проблем Тема одна — сюжетов много (рисование)

Слайд 21

Учимся выдвигать гипотезы Гипотетические предположения о причинах событий: Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий. Назови две-три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий. Упражнения на обстоятельства: При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Слайд 22

Учимся задавать вопросы Упражнение «Исправление ошибок» Игра «Угадай, о чем спросили»

Слайд 23

Учимся давать определения понятиям Описание Характеристика Разъяснение посредством примера Сравнение Различение Загадки как определение понятий Игра «»Трудные слова»

Слайд 24

Учимся классифицировать Задание: Найдите предметы и явления, которые можно поделить надвое. Подберите слова с противоположным значением к словам: игрушки животные рыбы инструменты автомобили планеты большие летние веселые

Слайд 25

Учимся наблюдать Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

Слайд 26

Познание в действии, или как провести эксперимент Мысленный эксперимент Эксперименты с реальными объектами Эксперимент с кляксой Эксперимент с акварелью Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Эксперимент «Как вода исчезает» Эксперименты с лучом света Эксперименты с магнитом и металлами Эксперименты с собственным отражением

Слайд 27

Литература: Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: материалы Всероссийской заочной научно –практической конференции с международным участием, 18-19 апреля 2012 года. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2012, с. 461-552 Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8. М.: Педагогический Университет, «Первое сентября», 2007г. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000. - 232 с. «Дошкольное образование» № 7, 2004. Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей. http://dob.1september.ru/article.php?ID=200702317(можно просмотреть!) Дыбина О. В.,Рахманова Н. П., Щетинина В. В. "Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников" Издательство: Сфера, 2012 г. http :// www . labirint . ru / books /246808/ (можно просмотреть!)

Слайд 28

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".

Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....

Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника....

Консультация для родителей. «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и ...

Консультация для родителей "Исследовательская деятельность с детьми"

Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям...

Консультация для родителей  Исследовательская деятельность детей в детском саду  Подготовительная группа

Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-иссл...

Консультация для родителей «Исследовательская деятельность дошкольников в природе»

Дети по природе своей - исследователи. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Ответить на ...