"Царство воды" занятие по экспериментированию старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волшебная вода

Цель: способствовать развитию у детей дошкольного возраста системы представлений об объектах природы через простейшие эксперименты и наблюдения. (Вода)

Задачи:

1. Формировать мотивацию детей для участия в предстоящей деятельности.

2. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному познанию.

3.Закрепить знания детей о свойствах воды, вода не имеет вкуса, запаха, цвета.

4. Познакомить детей с различными состояниями воды, и как вода может переходить их одного состояния в другое.

В-ль: Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся

Дети: Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас!

В-ль: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться«Доброе утро»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам

«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.

А сейчас, дети, улыбнитесь друг другу и подарите свои красивые улыбки.

И чтобы день был еще веселее, я для вас приготовила небольшие подарки.  Давайте подойдем к столу, и я вам их  покажу.

(Подходим к столу)

Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? Ответы детей.(вместо коробки находят большой конверт с запиской).  ( читает записку):

« Это я спрятал(а)  ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. Конверты с заданиями вы найдете на столах в вашей лаборатории и они будут непростые - это будут волшебные эксперименты с водой. За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот,  кто спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете,  кто я» Подпись «Ваш друг..» Но перед этим прослушайте инструкцию-

 Можно:

думать, слушать, смотреть;

трогать и нюхать только с разрешения взрослого;

осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.

Нельзя:

во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого.

.

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда прямо сейчас  мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием.

 

 Конверт первый. Ответьте мне на 1 вопрос - имеет ли вода вкус. 

Как же нам ответит на этот вопрос, как вы думаете, что мы должны для этого сделать.  (ответы детей). Сделайте маленький глоток воды. (Дети делают глоток воды из одноразовых стаканчиков). Что вы можете сказать, имеет вкус или нет вода. Правильно. Теперь я вам капну несколько капель лимонного сока в стаканчики, и какая стала вода? (Кислая). Значит, мы можем с вами сделать вывод, что вода не имеет вкуса, а приобретает вкус компонентов, которые имеют вкус.

Ответьте мне на 1 вопрос - имеет ли вода запах. Возьмите другой стан, понюхайте и скажите есть у воды запах? (ответы детей). А теперь, я добавлю вам в стакан ванилина. Чем стала пахнуть вода?

Делаем вывод- что пахнет не сама вода, а пахнет определённые компоненты, которые имеют запах. Если мы правильно ответили на вопрос в  конверте будет подсказка- часть картинки.

(открывают конверт, там часть картинки).

Переходим ко 2 столу, открываем конверт со следующим заданием.
Вопрос: Скажите, какого цвета вода? (прозрачная)
А может ли вода менять цвет? Давайте разберёмся.
Илюша, возьми баночку, потряси его, что произошло? Ничего. Максим потряси ты теперь баночку. Что произошло с водой? (Изменила цвет) Может это случайность. Секрет в добавленной краске на крышке пробирки, которая окрашивает воду.
Вывод какой мы можем сделать? – вода прозрачная, но  имеет свойство изменять свой цвет. Открываем конверт - вторая подсказка у нас есть.

Задание 3. « Какой формы вода?»

Воспитатель: В моем стакане вода,   форму чего она  приняла ? (Форму стакана)

(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)Значит она поменяла форму?

Выполняют дети.
Возьмите большой стакан с водой и перелейте воду в маленький стаканчик. Какую форму приняла вода?
Перелейте воду из маленького стакана в тарелку. Какую форму приняла вода?
Воспитатель. Какой из этого можно сделать вывод?
Дети. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Задание  4 «Вода прозрачная или нет?»

Воспитатель: Я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

Дети: нет.

Воспитатель: А так? (Вынимаю ложку.)

Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Вывод: Чистая вода прозрачна.

Задание  5. Как сделать так, чтобы вода поднялась до верха сосуда, не подливая воды.

Эстафета  «У кого быстрее и больше заполнится банка» (в банку с водой закладываются камешки и ракушки). Выигрывает та команда, которая быстрее справилась.

Задание 6  «Вода растворитель или нет?»
Воспитатель. Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, что из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.
Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром? (подгруппа детей)
Добавьте ложку соли в стакан. Размешайте. Что произошло? (Вторая подгруппа)
В третий стакан добавьте ложку речного песка. Размешайте. Что происходит? ( 3 подгруппа)
Назовите вещества, которые растворились в воде? (сахар, соль)
А что не растворилось? (речной песок).

Задание 7  «В каком  состоянии бывает вода?» (Жидком, Твердом и газообразном)

Кто мне скажет, как из воду из жидкого состояния превратить в твердое?

А как нам превратить воду из жидкого состояния в парообразное??? Хотите посмотреть, как это происходит?
 Утром я налила кипяток в термос. (Воспитатель открывает термос и показывает детям пар.)
 Посмотрите, что выходит из него? (Пар)
Давайте, я аккуратно поймаю его на зеркальце. Посмотрите, что случилось с зеркалом? (Оно запотело).
Теперь мы сможем увидеть, что такое пар. (Воспитатель демонстрирует детям зеркало с капельками воды).
 А сейчас кто-то из вас протрет  зеркало салфеткой. Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.

А кто скажет,  как быстро из твердого состояния превратить в жидкое. Вот у меня  кусок льда, вода в твердом состоянии и горячая вода?

Кладу в поддон кусок льда, поливаю из термоса горячей водой, лед тает и там находим подарки. Вот они, мои подарки. Но кто же их туда спрятал. Давайте сначала соберем картинку из наших подсказок и узнаем, кто это сделал.

Собирают на  столе картинку.

Ребята, кому понравился какой опыт и почему?

Все хорошо трудились, были настоящими волшебниками, но я тоже волшебница и во второй половине дня покажу вам, что вода умеет бегать.

«Бегающая вода»

Вода – удивительная субстанция, и вы в очередной раз сможете убедиться в этом, а заодно и удивить детей, в ходе этого эксперимента.

Что необходимо: вода; 6 пустых стакана; бумажные полотенца; гуашь шести разных цветов.

Ход эксперимента: предлагаю детям взять гуашь шести разных цветов, смешиваем с водой и наполняем полученными растворами 6 стакана; бумажные полотенца складываем вдоль и вставляем (по одному) в каждый из заполненных стаканов; противоположные концы полотенец опускаем в пустой стакан. Наблюдаем. Для проведения этого эксперимента понадобится некоторое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "За Весной в царство Кощея" для детей старших групп.

Сценарий весеннего развлечения для старших детей....

ООД «Путешествие в царство снега и льда» (старшая группа)

ООД «Путешествие в царство снега и льда» (старшая группа)...

Конспект образовательной деятельности "В царстве Зубной Феи" в старшей группе

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «В зубном царстве»Цель: развивать представления о том, что здоровье – одна из главных ценностей человеческой...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ЦАРСТВЕ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ» (старшая группа)

Цель: Закрепить элементарные математические представления.Задачи:  Обучающие:закрепить умение детей в счет в пределах десяти;закрепить знания детей о цифрах и геометрических формах;создать услови...