Экологический познавательно - исследовательский проект «Богатства Урала»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шигаева Надежда Викторовна

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного, практически-деятельного отношения к природным объектам, повышение экологической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bogatstva_urala.docx89.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 151»

Экологический познавательно-исследовательский  проект

«Богатства  Урала"

Выполнил воспитатель высшей квалификационной категории                      Шигаева Н. В.

https://cdn.100sp.ru/pictures/926466737

Оренбург, 2023г


Вид проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный- 4 недели

Цель проекта:  формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного, практически-деятельного отношения к природным объектам, повышение экологической грамотности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами через игровую и  экспериментальную деятельность;

Создать условия для экспериментирования и опытов.

Развивающие:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;

Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;

Развивать творческие и коммуникативные способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к объектам неживой природы;

Воспитывать такие качества, как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;

Воспитывать у детей умение работать в группах.   

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Знают о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.

Имеют представления о пользе камня в природе и жизни человека.

Проявляют интерес к окружающему миру.

Умеют наблюдать и экспериментировать.

Умеют анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 Для педагогов:

Внедряют инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.

Повышают свой теоретический и профессиональный уровень  в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

Совершенствуют предметно – пространственную развивающую среду.

Для родителей:

Активные участники проекта.

Вовлечение в образовательное пространство детского сада.

 Методы и приемы:

Словесные: вопросы, пояснения, художественное слово

Наглядные: иллюстрации, мультимедийные презентации, коллекция минералов

Практические

 Словарная работа: камнерез, ювелир, минералы, сказ, каменных дел мастер, змеевик, малахит, кристаллы и др.

Этапы  реализации проекта:

I этап- подготовительный

 

Составление плана  проекта.

Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта (подбор литературных произведений (сказы Бажова П.П. «Огневушка- поскакушка», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы» ; Рыжова И.Н. «О чем шептались камушки» и др.; создание альбомов для рассматривания «Минералы: сокровища Земли», «Энергия камней»,  иллюстрации,     открытки с изображением камней- самоцветов, украшений из них,   создание мультимедийных презентаций «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы» и т.д.).

II этап-основной: организационно- практический

Работа по плану проекта.

III этап-заключительный

Оформление материалов, полученных в процессе реализации  проекта(выставка работ детского творчества)

Презентация продукта проекта: мини- музей «Богатства Урала»


Актуальность проекта:

Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать    красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы. Живя в этом замечательном месте, богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению, не знакомы.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Нужно научить ребенка   устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Работа с  детьми

1.Непосредственно образовательная деятельность

2.Беседы познавательного характера

3.Просмотр мультфильмов, мультипрезентаций

4.Опытно- экспериментальная деятельность

5.Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры

6.Экскурсии

7.Встреча с интересными людьми

8.Продуктивная деятельность

9.Слушание музыки

10.Игры- драматизации

11.Чтение художественной литературы

12.Подвижные игры, физминутки


Реализация проекта

Интеграция образовательных областей

Виды деятельности

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Познавательно- исследовательская,  коммуникативная, игровая

 

НОД «Эти удивительные камни», «В гостях у хозяйки Медной горы», «Удивительное в камне».

Беседы познавательного характера: «Откуда берутся камни?», «Удивительное- под ногами», «Камни и минералы», «Что мы знаем о камнях», «Какую пользу приносят камни?»

 Просмотр мультфильмов:

 «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Огневушка- поскакушка» (по мотивам сказов Бажова П.П.)

Просмотр мультимедийных  презентаций: «Богатство Уральской земли», «Камни и минералы».

Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями  камней и минералов.

Опыты- эксперименты:

«Камни и их свойства», «Почему камни бывают разноцветными?», «Вулкан», «Что тяжелее?», «Тонет- не тонет», «Выращивание кристаллов соли».

Рассматривание иллюстраций камней- самоцветов, украшений из них, альбомов «Минералы: сокровища Земли», «Энергия камней»

Дидактические игры:

«Отыщи такой же камень», «Кому что нужно для работы», «Самоцветы ящерки», «Уральский сувенир», «Закончи ряд», «Собери узор», «Уральские мотивы».

Социально- коммуникативное развитие

Познавательная, коммуникативная, трудовая

Экскурсия в городской краеведческий музей: посещение выставки камней и минералов Уральского региона

Встреча с интересными  людьми:

Рассказ воспитателя  Пястоловой Л.М.  о профессиях, связанных с камнями: камнерез, ювелир.

Создание в группе мини- музея «Кладовая Урала»

Сюжетно- ролевые игры: «Ювелирная мастерская», «Ювелирный магазин».

Художественно- эстетическое развитие

Изобразительная, продуктивная, музыкальная, познавательная

Продуктивная деятельность:
-Рисование «Голубая змейка»

-Рисование «Хозяйка Медной горы»

-Лепка из  соленого теста «Малахитовые бусы» (моделирование ювелирных изделий

-Пластилинография «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»

-Коллективная работа   «Саламандра» (полуобъемная аппликация)

-Коллективная работа «Гора самоцветов» (обрывная аппликация+декорирование камнями )

 Слушание музыки:

С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке».

 Л. Шварц из фильма- сказки «Каменный цветок»

Музыка из мультфильмов по мотивам сказов Бажова П.П.

Игра-драматизация «Огневушка- поскакушка», «Хозяйка Медной горы».

Речевое развитие

Коммуникативно- познавательная, игровая

Чтение художественной литературы:

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

Сказы П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Огневушка- поскакушка» и др.

Стихи, пословицы и поговорки о камнях.

Физическое развитие

Двигательная, познавательная, коммуникативная, игровая

Подвижные игры: «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»

Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно.

Физминутки: «Как я камушек брала 

 Используемая  литература:

Градусова Л.В., Савко Н.А., Тропинская Е.Н. «Знакомим дошкольников с родным краем» (из опыта работы): методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2007г.,48с.

Иванова И.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.,56с.

Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»: сценарии занятий- М.: ТЦ Сфера, 2004г.,144с.

Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.,128с.

Масленникова О.М., Филипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград, «Учитель», 2008г.,232с.

Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду.-М.: Линка-Пресс,2008г., 256с.

Федотова А.М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно- дидактические игры для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера,2014г.,112с.

Челябинская область. Краткий справочник: авторы-составители Гитис М.С., Моисеев А.П., Челябинск, АБРИС,2004г.,112с.

Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу-М.: Просвещение, 2003г,112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...

Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!»

С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству....

Экологический познавательно-исследовательский проект «Муравей»

В последнее время все чаще наблюдаются случаи небрежного отношения людей к природе. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, ежегодно возникают лесные пожары по вине человека. От этого страдают все обит...

Экологический познавательно-исследовательский проект «Берегите первоцветы» В подготовительной группе

Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр.      Экологическийпознавательно-исследовательский проект...

Экологический познавательно-исследовательский проект «Природа весной» В средней группе

Городское бюджетное образовательное учреждение Школа № 2101 Филевский образовательный центр.      Экологическийпознавательно-исследовательский проект &la...

Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...